"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА": записки постороннего.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Записки постороннего.


(История известного ансамбля)
7

1975

В репертуаре "Веселых ребят" значительное место занимали песни Д.Тухманова, но до сих пор ни одной сольной пластинки с его песнями они не выпустили. И вот пробел этот был ликвидирован с помощью гибкой пластинки с 3 песнями. Для Тухманова это тоже был своего рода дебют, так как до нее он не выпустил ни одной пластинки, записанной только одним исполнителем. 2 песни - "Я к тебе не подойду" и "Скорый поезд" были с диска "Любовь - огромная страна" и одна новая-"Полоса невезения" (солист А.Барыкин).
Не будет преувеличением, если я скажу, что этот год стал годом А.Пугачевой. Ей, в качестве представителя от нашей страны, (не без решающей помощи Слободкина) предстояло участие в 11 Международном фестивале эстрадной песни "Золотой Орфей". Для Болгарии она подготовила 3 работы. Первая: когда-то очень популярная песня Э.Димитрова и В.Андреева "Арлекино". С ней в 1964 году композитор завоевал звание лауреата на фестивале в Сопоте и за нее же получил в Болгарии "Золотой диск". Пугачева сама переписала сюжет песни, а поэт Борис Баркас написал новый текст. Павел Слободкин сделал для нее новую аранжировку. Уже имея "Арлекино" певица обратилась к композитору А. Мажукову, и он предложил ей свою новую работу "Ты снишься мне" (Н.Шумаков), распевную, рассчитанную на сильный голос. Она стала второй. Третьей была взята композиция болгарина А.Заберского "Я люблю тебя, Ленинград" в аранжировке А.Мажукова. Одна из этих трех работ должна была стать "ее песней", как считала Пугачева.
А теперь обратимся к №16 журнала "Музыкальная жизнь" за 1975 год, где в статье "Встреча с "Золотым Орфеем" очень интересно описано выступление Пугачевой на фестивале.

4 ИЮНЯ.
Вечером имя Пугачевой было встречено аплодисментами и легким шумом. Алла пела песню "Я люблю тебя Ленинград". Красивый голос, льющийся, характерно окрашенный, сразу запоминается. Хорошая вокальная школа, темперамент, современная манера исполнения. Что касается песни то, честно говоря, на ней сказалось общее увлечение "цыганочкой", как обязательной краской песни "а ля рюс". А вот русский перевод, увы, слабоват.
1975- Пугачева на Золотом Орфее (фото из газеты "Говорит и показывает Москва".
Пугачева на Золотом Орфее

5 ИЮНЯ.
Но вот, наконец, ведущие объявили имя А. Пугачевой. Звучит песня "Ты снишься мне". Сегодня Пугачева особенно хороша - длинное черное платье оттеняет, подчеркивает ее хрупкость, женственность. И потому так поражает, буквально захватывает экспрессия, сила чувства, которым наполняет артистка песню. А потом вдруг на глазах элегантная женщина превращается в циркового клоуна - маленького, смешного, несчастного. Пугачева поет песню "Арлекино". И когда характерный клоунский смех вдруг сменяется трагическими интонациями, когда снята маска - сжимается сердце. А зал стонет, именно стонет, аплодируя. "Какая выразительная певица, не просто певица, а синтетическая артистка!" - говорит ректор Софийской консерватории, композитор Б. Элизер.
"А. Пугачева - открытие не только "Золотого Орфея", но и мировой эстрады". Это слова директора фирмы "Балкантон" композитора А. Иосифова.
В интервью после триумфа Пугачева сказала: "Успехом на "Орфее" я во многом обязана ансамблю "Веселые ребята". Мы вместе репетировали "Арлекино", руководитель "Веселых ребят" П. Слободкин сделал аранжировку, которая очень помогла мне. И вообще, я по - настоящему увлечена работой в ансамбле. Хорошо, когда коллектив объединяют общие взгляды на искусство, на значительность нашей работы".
6 ИЮНЯ.
Абсолютным большинством голосов "Золотой Орфей" присужден А. Пугачевой. Это сообщение встречают овацией.
"А. Пугачева оторвалась от всех остальных участников конкурса, как космический корабль, устремившийся к звездам," - говорит директор "Орфея" Г. Ганев".


Газета "Вечерняя Москва" 24 июня 1975.

"Арлекино" получил огромную популярность и в нашей стране. Мелодия" выпустила первую сольную пластинку Пугачевой, где она пела в сопровождении "Веселых ребят". Естественно там были "Арлекино" и "Ты снишься мне". Вспомнили и песню "Посидим, поокаем" (А.Муромцев-И.Резник), с которой она выступала на конкурсе артистов эстрады.
Победа на "Золотом Орфее" открыла перед певицей блестящие возможности в реализации своих замыслов, и надо было только время, чтобы воплотить их в жизнь. А пока были бесконечные репетиции и концерты, на которых зрители при появлении Пугачевой начинали скандировать: "Ар-ле-ки-но!!!".

"Веселые ребята" это коллектив с очень современной манерой пения,- рассказывала Алла,- с кем бы я не работала, моя манера пения выделялась cреди других и не всегда это было мне, на пользу. А в этом ансамбле я совершенно не выделяюсь. Как будто мы родились вместе".

Думаю, что на самом деле все было не совсем так. Многое Пугачева видела сквозь призму успеха на "Золотом Орфее". Не все в ее отношениях с "Веселыми ребятами" было столь безоблачным, как она думала (или хотела думать), иначе бы уже в следующем году она не покинула их.
Не обошелся этот год и без изменений в составе. В марте ушел А. Пузырев. Вместо него вернувшийся из "Добрых молодцев" А.Лерман (затем и вовсе уехавший из страны) привел гитариста Вадима Голутвина. Из "Верных друзей" пригласили гитариста Валерия Дурандина. Появился новый певец и саксофонист Роберт Мушкамбарян. Ушли А.Русанов и В.Малежик (в "Голубые гитары").
4 работы композитора Р.Манукова составили гибкую пластинку, записанную "Веселыми ребятами". Все песни очень разные, неординарные и с первого раза запоминаются. В традиционной манере сделан романтический шлягер "Вишня" (А.Прокофьев), ставший страшно популярным. Печальная, очень мелодичная и прекрасно аранжированная песня "Ясные, светлые глаза" (В.Лазарев) в исполнении А.Пугачевой. Из "Избранника" (Т.Сашко) получилась бы оригинальная инструментальная пьеса в стиле медленного вальса. На песне "Не надо ждать" (В.Харитонов) хочу остановиться. В это время особой популярностью пользовалась композиция ансамбля "Самоцветы" "Вся жизнь впереди" (А.Экимян - Р.Рождественнский). Не было дня, чтобы из радиоприемников или с телеэкранов не неслось бы бодрое:

"Не надо печалиться, вся жизнь впереди.
Вся жизнь впереди, надейся и жди."

И тут появляется ансамбль "Веселые ребята" с песней "Не надо ждать" и печально возражает оптимистам:

"Не надо ждать, не надо ждать,
А то дорогу скроет вечер
Не надо ждать, не надо ждать,
Иди судьбе своей на встречу"

Однако оптимисты пришлись больше по душе почтенной публике и возражению не поверили. Московский композитор В.Добрынин, наконец-то, выпустил свою сольную гибкую пластинку, где одну песню с маршеобразным ритмом "Была любовь" (И.Шаферан) представили "Веселые ребята".

А тем временем в отечественной популярной музыке совершенно отчетливо наметились серьезные перемены. И год этот положил начало кризису ВИА. Те новаторские идеи, которые они принесли на нашу эстраду в коне 60 - начале 70 - х годов, постепенно исчерпали себя и дальнейшего развития не получили. И, как результат, многочисленные катаклизмы, потрясшие самые известные наши группы.
Не уловили перемен и зациклились "Голубые гитары", погрязли в далеких от музыки интересах, а затем и распались "Цветы"; исчерпали себя в песенных программах "Поющие гитары"; в ансамбле "Лейся, песня" в пух и прах разругались два руководителя; разногласия между руководителем "Самоцветов" Ю. Маликовым и остальными участниками уладить мирным путем не удалось, и коллектив распался.
Нельзя сказать, что наша популярная музыка оскудела талантами. Нет, таланты были и в достаточном количестве, но талант помогает подняться только до определенного уровня (видимо, к 1975 году мы, как раз, и поднялись до этого уровня), чтобы расти дальше, необходимо учиться. А как и у кого? На протяжении почти 10 - летнего существования ВИА в нашей стране варились в собственном соку. Участие наших ансамблей в Международных музыкальных фестивалях были единичны. Да и сами фестивали были не из самых престижных. Радио и ТВ транслируют безнадежно устаревшие "Мелодии ритмы зарубежной эстрады". Первые лицензионные пластинки в нашей стране начали выпускаться с 1974 года, да и те не первой молодости". Что там говорить, когда к этому времени мы еще не смогли определиться с терминологией в отношении названия жанра. Что бы не быть голословным, обратимся к статье "А критики молчал" из газеты "Советская культура" (август 1975 г. ), написанной В. Яшкиным:

"Нельзя не замечать того, что реально существует. И пора, наконец, сказать, "что есть что" на эстраде: либо это джаз, либо вокал с сопровождением, либо бит - ансамбли, либо ансамбли, создающие шоу - программы и в соответствии с этим предъявлять им требования. Может быть, это поможет нам сейчас вырваться, уйти, наконец, от удручающей безликости ансамблей".

Простота и демократизм жанра ВИА сослужили ему не только хорошую службу. "Гитаристы" с 3 - 4 аккордами, знающие несколько слов по - английски, уже считали себя вправе нести искусство в массы. Впрочем, только этим все не ограничивалось. Вскоре начались попытки сочинительства. Стремление перещеголять друг друга чаще всего приводило к созданию беспомощных опусов, не выдерживающих никакой критики. Хотя, конечно, время от времени появлялись и талантливые авторы, способные создавать высокохудожественные произведения. Но таких было единицы. Интересно высказывание по этому поводу композитора И. Якушенко:

"В случае с ВИА мы столкнулись с явлением "повальной одаренности", с какой - то бесчисленной армией "талантов". Это не просто нелепо. Это физически невозможно. Поэтому неизбежно начал процветать дилетантизм. Я вовсе не настаиваю на консерваторском дипломе как обязательном условии для талантливого композитора. Композитор отличается от дилетанта уровнем профессионального мышления. Я говорю о необходимости музыкальной эрудиции, определенной базы в области композиции. Увы, таких, как "Битлз", единицы. Эти редкие исключения лишь подтверждают правила. Словом, решение сводится к повышению общего интеллектуально - художественного уровня самих ансамблей, высочайшей требовательности и взыскательности к своему репертуару, к осознанию своего места, прежде всего в искусстве, а потом уже на арене 10 - тысячного стадиона".

Часть причин, приведших жанр ВИА в1975 году к глубокому кризису, определена И. Якушенко довольно точно, хотя и сделано это спустя 10 лет. Попытки решить проблемы были. Начались усиленные миграции артистов из одного коллектива в другой.
Из одного тяжело больного ансамбля "Лейся, песня" возникли два: "Лейся, песня" и "Надежда". Ю. Маликов полностью заменил состав "Самоцветов", а все его бывшие соратники создали группу "Пламя".
Но самый интересный выход из тупика предложили "Поющие гитары", переключившиеся на крупные театральные формы. 21 июня 1975 года в помещении оперной студии ленинградской консерватории они показали премьеру зонг - оперу "Орфей и Эвридика". Именно эта и последующие аналогичные работы помогли "Поющим гитарам" относительно спокойно перенести общесоюзный застой. По этому пути впоследствии пойдут и некоторые другие ансамбли.
"Веселые ребята" же ничего для преодоления кризиса не предприняли (не считая перетряски состава). Возможно, на фоне триумфального успеха своей солистки, они еще не могли представить, что их ждет впереди. И хотя песни с их первого альбома были очень популярны, для тех, кто внимательно наблюдал за их творчеством, становилось ясно, что будущее не сулит им ничего обнадеживающего и надо только время, чтобы они растворились в общей массе наших эстрадных шабашников.

Продолжение