"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА": записки постороннего.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Записки постороннего.


(История известного ансамбля)
8

1976

ВИА по - прежнему имели огромную популярность, хотя внутри жанра образовалось тихое болото, где корифеи могли спокойно существовать, собирая урожай с давно посеянных идей. Жанр остановился в развитии, но продолжал двигаться вперед по инерции. Вот как объяснил это А. Градский в газете "Комсомольская правда":

"Сработал "кассовый интерес": за счет увлечения такой музыкой можно было повысить кассовые сборы в концертных залах. ВИА стали плодиться, как грибы после дождя. Не было недостатка и в исполнителях: лишь в Москве в свое время насчитывалось около 200 ансамблей. Выбирай лучших, "причеши" под ходовую манеру, пообещай заработки и все в порядке. Музыканты, которые еще недавно страстно спорили и отстаивали право на жизнь новой музыки, стали исполнять старые и хорошо знакомые песни в "битконфетной" обертке."

Когда хромает качество в ход идет количество. Главное не дать публике забыть о тебе, а для этого надо чаще записываться. И "Веселые ребята" стараются.
Выходит твердая копия прошлогодней пластинки В.Добрынина. Затем на сборнике "Есть глаза у цветов" издаются "Ясные, светлые глаза". На "миньоне", собравшем песни на стихи Н.Олева, вышла песня "Я вас люблю" (В.Добрынин) в исполнении А.Пугачевой и А.Алешина.
Еще с прошлого года наметилась у "Веселых ребят" тенденция к упрощению музыкальных партии и чрезмерное увлечение духовой секцией. Казалось бы, тогда должно последовать усложнение стиха, но ничего этого не случилось. И очередная гибкая пластинка это подтвердила. Очень популярная в то время мелодия французского композитора К.Моргана "Эль бимбо" стараниями поэта И.Кохановского и солиста "Веселых ребят" Р.Мушкамбаряна превратилась в песню "Хорошо". Авторская песня участников ансамбля В.Голутвина и А.Буйнова "Наш дом" (сл.Ф.Гольвик, р.т.М.Кудинова) - это попытка обратиться к неэстрадной поэзии. Две другие песни: "Проходят годы" (А.Гаев - Н.Олев) и "Беда без тебя" (Л.Гарин - Т.Коршилова).
Композитор А.Мажуков написал для Пугачевой еще одну песню "Очень хорошо" (Д.Усманов). По анкете журнала "Клуб и художественная самодеятельность" у нее 5 место. Выходила она и на пластинках.
Золотой Орфей-76
Внизу:Пугачева и Мушкамбарян.
Вверху:Голутвин, Валитов, Дурандин.
Золотой Орфей-76
Прошлогодний успех Пугачевой распространился и на этот год. Летом, в качестве почетного гостя, она в сопровождении "Веселых ребят" выступила на фестивале "Золотой Орфей"-76. Болгарская фирма грамзаписи "Балкантон" записала их выступление на фестивале и выпустила альбом.
В отличие от наших пластинок здесь на конверте указаны и аранжировщики и, думаю, это правильно, потому что в успехе песни они играют не последнюю роль. Большинство песен этой пластинки аранжированы П.Слободкиным. Структура пластинки отражает и концертную ситуацию в ансамбле: сначала (первая сторона) выступают "Веселые ребята", потом (вторая сторона) - А.Пугачева. На первой стороне 5 песен, из них 2 советские: пустая "Скажет пусть девчонка" (Д.Тухманов - В.Харитонов) и шедевр нелепой бессмысленности "Когда приходит любовь" (В.Дурандан - И.Кохановский). Три иностранные: "Мексика" ансамбля "Лес Хафри Сингерс", югославская композиция "Женщина" (Мамич - Кохановский) и "Бимбо". "Женщина" исполнена на языке оригинала Р.Мушкамбаряном и совсем не понятно в связи с этим, какое отношение к ней тогда имеет советский поэт Кохановский. Но песня очень красивая и, пожалуй, на пластинке самая интересная.
Для составителей пластинки оказался почему-то неизвестен автор "Бимбо"-К.Морган. Поет ее тоже Мушкамбарян, однако с текстом отличным от того, который был у нее на последней пластинке "Веселых ребят".
Вторая сторона, где поет А.Пугачева, начинается с песни Ю.Антонова "Отчего" с диска "Любовь - огромная страна". Вообще-то эту песню поет ансамбль, хотя голос Пугачевой изредка тоже прослушивается. Популярные "Ясные, светлые глаза" по воле авторов пластинки стали принадлежать почему-то композитору А.Мажукову, хотя некоторые отличия от известной мне одноименной песни Р.Манукова имеются. В частности использование элементов "цыганочки", злоупотребление которой было отмечено у Пугачевой на прошлом "Орфее".
Не могу умолчать и еще об одной особенности диска. Если не ошибаюсь, только на этом зафиксирован факт исполнения Пугачевой народных песен. Имеется ввиду "Реченька" в аранжировке П.Слободкина, спетая ею без сопровождения. Мне трудно судить, удалась она или нет, но получилось, во всяком случае, не хуже, чем у других.
Три остальные песни: "Мушкетеры " (В. Добрынин - Н.Олев), "Очень хорошо " (А.Мажуков - Д.Усманов) и "Посреди зимы" (П.Слободкин - Н. Олев ) были, так себе, не из лучших. К тому же советским слушателям хорошо известны. "Мушкетеры" по Новогоднему огоньку, а песней "Очень хорошо" ежедневно терроризировали нас радио и ТВ, пытаясь убедить, что так оно и есть на самом деле.
Судя по пластинке, А. Пугачева еще не определилась в ансамбле ни с репертуаром, ни с выбранным образом. Слишком разномастные песни тут собраны и некоторые явно вымучены.
Эксперимент с народной песней, видимо, тоже не удался, потому что в дальнейшем обращение певицы к фольклору не зафиксировано. Короче, диск бесстрастно отпечатал метания Пугачевой в поисках своего места в ансамбле "Веселые ребята".
Этот год отмечен одним очень ярким событием в советской популярной музыке: выходом нового альбома Д.Тухманова "По волне моей памяти", где были представлены выдающиеся образцы мировой классической поэзии, положенные на язык самой современной рок-музыки. В записи принимали участие ведущие солисты многих ансамблей.
Потом Тухманов напишет о работе над диском:

"Мы израсходовали все положенное нам время и поняли - работа над ним требует времени, увы, гораздо больше. Впервые в данном случае студия "Мелодия" работала по производству отечественной дисковой музыки".

Увеличение студийного времени, давшее возможность экспериментировать, привело к появлению у нас пластинки, способной составить конкуренцию западной продукции. Работа над диском выявила еще одно узкое место нашей эстрады. Стало ясно, что современная музыка должна специально записываться. Одно дело - концерт и совсем другое - запись. На записи надо играть идеально, ибо пленка безжалостно зафиксирует все ошибки. Но, к сожалению, даже самые квалифицированные музыканты бывают к этому не готовы. Кроме того, качество музыки в огромной степени зависит от звукорежиссера и от звукозаписывающей аппаратуры. И то, и другое на "Мелодии" оставляли желать лучшего.
Альбом "По волне моей памяти" всколыхнул оцепеневшую жизнь в нашей популярной музыке. Для "Веселых ребят" диск этот стал щелчком по самолюбию: впервые Д.Тухманов не предложил им участвовать в создании своей новой пластинки. Ничего удивительного, Тухманов из тех композиторов, которые очень точно чувствуют потенциал исполнителя. Видимо, он понял, что "Веселые ребята" выдохлись.
Скоро это поняла и А.Пугачева. Но, не думаю, что это была единственная причина ее ухода из ансамбля. Пугачева - певица драматического склада, юмор в ее песнях - сопутствующее. И ей, наверное, не раз приходилось идти на компромисс: выбирать между желанием петь то, что ей нравилось и тем, что нравится публике. Успех "Арлекино", как раз и заключался в удачном сочетании юмора и трагедии. Арлекино" стал для нее тем трамплином, который поднял ее на уровень популярности, где можно выбирать. Видимо, драматическое начало в Пугачевой возобладало над остальным, и рамки такого ансамбля, как "Веселые ребята" (теперь-то ясно, что тогда рамки любого ансамбля ей были бы тесны) стали слишком узкими. Ну, как бы там ни было, осенью А.Пугачева покинула "Веселые ребята" и начала сольную карьеру.
Узнав об этом, я сначала не мог найти ей оправдания. Ведь именно они вытащили ее из безвестности, а она, добившись успеха, сразу сбежала! Но, наблюдая потом, как Пугачева на всех парусах несется к успеху, наращивая свою популярность и, как далеко позади растворяются в безвестности "Веселые ребята" я смог, если не оправдать, то хотя бы понять ее. И сейчас, оглядываясь назад, можно отметить, что поступила она совершенно верно, ибо мы хорошо знаем, кем она теперь стала. Останься Пугачева тогда в "Веселых ребятах", возможно, мы бы никогда не услышали ни "Зеркало души", ни "Как тревожен этот путь", ни "Пришла и говорю", ни многих других будущих ее альбомов, которыми она нас еще порадует. А кто сейчас помнит песни Пугачевой периода "Веселых ребят" кроме, естественно, "Арлекино".
Дефицит искусства в своей работе они пытались компенсировать избытком громкости. Обратимся к таблице из западногерманского журнала "Штерн", в которой сравниваются уровни звука от различных источников. Но сначала напомню, что увеличение звука на 6 децибелл означает удвоение громкости; вредная для здоровья граница - 90 дБ; длительный звук в 155 дБ вызывает ожоги; громкость в 180 дБ смертельна.
А теперь еще раз обратимся к книге А. Конникова "Мир эстрады":

"Вслушайтесь в музыкальный фон нашей жизни. Вблизи от включенных двигателей реактивного самолета звук достигает 130 дБ. Ансамбль "Веселые ребята 120 дБ выдают как одну копеечку".

Попытки вдохнуть жизнь в группу привели к очередному обновлению состава. Появился новый барабанщик Виталий Валитов и певец и гитарист Игорь Гатауллин.В августе после 1,5 годичного отсутствия вернулся А.Пузырев. Ушли Б.Багрычев и А.Барыкин (в новый состав "Самоцветов") и постепенно был выведен из программы В.Голутвин, которому тоже пришлось уйти (в "Добры молодцы"). Вообще у Слободкина в ансамбле существовала целая система подбора музыкантов. Если ему нужен был, например, басист, то он брал двух. Они работали, создавая друг другу конкуренцию. Постепенно кто-то не выдерживал и уходил. Частая смена состава не давала положительного результата. Коллектива единомышленников, без которого творческий прогресс в ансамбле невозможен, никак не получалось. Группа комплектовалась из музыкантов разных творческих манер, направлений, без учета их пожеланий, возможностей, специфики дарования того или иного исполнителя.

Продолжение