"ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА": записки постороннего.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Записки постороннего.


(История известного ансамбля)
9

1977

Хотя в записи альбома "По волне моей памяти" "Веселые ребята" не принимали участие, его выход не прошел для них бесследно. Была предпринята очередная попытка ввести в состав солистку. Пригласили Людмилу Барыкину из "Надежды". На пластинке она записала композицию "Смятение" на стихи А.Ахматовой. И вскоре в программе радиостанции "Юность" состоялась премьера песни ленинградских авторов А.Морозова и Г.Горбовского "Кукла" в исполнении Людмилы Барыкиной и ансамбля "Веселые ребята".
Эффектная аранжировка А.Пузырева с использованием в проигрыше популярной мелодий Герхона "Воздушная кукуруза" мгновенно сделали песню хитом. Давненько "Веселые ребята" не делали ничего подобного. Тут бы и закрепить успех выпуском пластинки и раскручивать дальше колесо фортуны. Но этого не произошло. А поскольку радио больше палец о палец не ударило в популяризации песни (о ТВ даже не приходится говорить), то ветер поднятый "Куклой" так и не стал бурей. А возможность для этого имелась. Это показала их следующая пластинка.
Сидят: Буйнов, Чиненков, Слободкин,Дурандин,Пузырев.
Стоят:Барыкина,Гатауллин,Мушкамбарян,Валитов,Алешин.
Сидят: Буйнов, Чиненков, Слободкин,Дурандин,Пузырев.Стоят:Барыкина,Гатауллин,Мушкамбарян,Валитов,Алешин.
Старая болезнь "РЕБЯТ" - слабые тексты песен. Но время от времени они обращались к серьезной поэзии, к таким поэтам, как Е.Евтушенко, А.Прокофьев, С.Кирсанов. Правда, с разной долей успеха. И вот очередная попытка. Композитор О.Фельцман написал специально для ансамбля 4 песни на стихи А.Вознесенского. Эти песни и составили очередной "миньон".

"Работали мы, - писал композитор, - в самом тесном контакте. И очень тщательно. Проведенной работой я остался доволен: общение с ВИА помогло мне узнать многие нюансы этого заслуженно модного жанра".

Прослушав новую пластинку, понимаешь, почему эти песни предназначены для "Веселых ребят". Все они лирические и по тематике перекликаются со всем предыдущим творчеством ансамбля, но качество стиха не оценить трудно. Особенно это относится к песням "Разлука" и "Первый лед". В нескольких коротких строчках умещается огромная информация, яркий образ и безграничная возможность для фантазии:

"Мерзнет девочка в автомате,
Прячет в зябкое пальтецо
Все в слезах и губной помаде
Перемазанное лицо"

Это из песни "Первый лед" (солист И.Гатауллин). А "Разлука" через 3 года станет частью современной оперы "Юнона и Авось", которую напишет А.Рыбников. А тогда в 1977 году с музыкой О.Фельцмана в исполнении ансамбля "Веселые ребята" она будет незаслуженно малоизвестна.
Сейчас сравнивая эти 2 варианта я, без колебаний отдаю свои симпатии первому, потому что авторам песни удалось придать песне истинно русские черты, а исполнители бережно донесли их до слушателя, воспользовавшись мягкой задушевной распевностью, которую позволяла использовать мелодия. Две другие "Летайте самолетами Аэрофлота" и "Дальняя песня" тоже были достаточно интересны, хотя и не столь ярки. На этой пластинке "Веселые ребята" предложили своим слушателям не совсем обычный (для них) звук. Суть заключалась в отказе от духовых инструментов и замене их электронными клавишными, которые, сделали их музыку мягкой, а в некоторые моменты даже ленивой. Без сомнения миньон этот стал заметным событием в их дискографии.
Но пластинку не оценили, и она тихо скончалась на пыльных полках магазинов и киосков "Союзпечати". Причина этого, думается, в том, что на этот раз "Веселые ребята" изменили принципу комплектации своих пластинок. Обычно они обязательно включали в них какой - нибудь шлягер, либо уже ставший популярным, либо обещавший им стать. И вокруг него собирали остальные песни, судьба которых была трудно предсказуема. Пластинки раскупались в основном из - за этого шлягера, но таким образом и остальные вещи доходили до слушателя. На "миньоне" же, о котором идет речь, ни одного потенциального хита нет, и на него работал только авторитет ансамбля "Веселые ребята", который в то время был уже изрядно подмочен.
Сейчас песни на стихи А. Вознесенского приобрели широкую популярность. И, кто знает, как сложилась бы судьба "Веселые ребята" попытайся они вплотную заняться творчеством известного, но еще не избалованного эстрадой поэта. Но, увы, они опять не угадали.
К тому времени стало ясно, что нашей популярной музыке необходим приток новой крови. И в первую очередь это касается молодых композиторов. Но их почему - то было очень мало. Нет, вообще молодых (по возрасту) было много, но вот интересных, работающих в популярном жанре, тех мало. В чем дело? Ведь консерватории страны ежегодно выпускают композиторов косяками. Неужели в эстраду идут самые бездарные? Дело оказалось проще. Обратимся к словам известного композитора А. Петрова:

"В учебных программах консерваторий на композиторских факультетах не предусмотрена работа над песней, не анализируется партитура классиков песенного искусства - молодые авторы предоставлены сами себе. В результате, даже получив самую серьезную профессиональную подготовку, композиторы в жанре песни оказываются самоучками."

Необходимо было также изменить и критику. Многолетняя ругань и злорадство по поводу неудач в адрес ВИА приносили только вред, ибо за долгие годы у тех против кого они были направлены, выработался стойкий иммунитет. Необходимо было наладить, прежде всего, компетентную критику, которая бы не просто говорила о том, что это плохо, но и почему плохо и что надо сделать, чтобы было лучше. Кроме того критика должна быть и обязательно доброжелательной, ибо "талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". У нас же сложилась странная ситуация: те от кого эта помощь зависела, заняли выжидательную позицию, никому не помогая, и тем способствовали размножению "сильнейших", но совсем не лучших коллективов.

Продолжение