Анатолий Алешин- марьяж с "Веселыми ребятами".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


Анатолий Алешин- марьяж с "Веселыми ребятами".


(июль 2009)

6

Сидят: Анатолий Алешин и Алексей Пузырев.
Стоят: Роберт Мушкамбарян, Виталий Валитов, Александр Бырыкин, Людмила Барыкина, Павел Слободкин, Петр Макиенко, Александр Чиненков, Александр Буйнов, Игорь Гатауллин и Валерий Дурандин.

-И «Аракс» был таким же.

Естественно. Произошла смена поколений во всем. Слободкин хотел продлить то время, а оно уже ушло. Нужно было менять стиль. И здесь он потерпел фиаско. И очень долго в этом ковырялся, пока не пришел Чернавский. Пока новое поколение аранжировщиков не сориентировало его на новую волну в музыке.

-Тогда надо было оставлять Чернавского.

Чернавский не тот человек, которого оставляют. Он кошка, которая гуляет сама по себе. Он сам выбирает себе место работы. На тот момент ему нужно было работать у Слободкина, и он работал. Потому что у Слободкина была своя 8-ми канальная студия. Он записал там «Мальчик Бананан» и ушел.

-А вот диск «Музыкальный глобус», он записывался в 78-79 годах. Ты должен был при этом присутствовать.

Я в этом не участвовал.

-Файбушевич рассказывал, что когда он пришел в апреле 79 года, то почти все инструментальные фонограммы песен этого альбома были уже записаны и на большинство из них был уже наложен вокал. Оставались не спеты три или четыре песни.

Я не участвовал в записях этого диска. Я этого вообще не помню. Если там записывали сольные песни, то я там был не нужен. Например, в барыкинской «Белодонне».

-А когда ты ушел из «ВЕСЕЛЫЕХ РЕБЯТ»?

В апреле 1979. У меня последняя зарплата была в начале мая. А последняя поездка конец марта -апрель. Я уже там не пел и на сцену не выходил. Потому что там вводились другие люди Барыкин и Макиенко.

-А кто стал петь за тебя?

Никто. Там вернулся Барыкин, и они сделали другие песни.

-В чем причина твоего ухода?

Я не видел для себя возможности для развития. Я уже взял все, что мог там, и дальше было просто топтание на месте, которое приводило меня в истерическое состояние. Я не мог оставаться концертной палочкой – выручалочкой, на котором висит половина концертной программы, но которого не записывают. Например, диск «По волне моей памяти» прошел без меня.

-Тебя не приглашали в этот проект?

Нет. Ни Тухманов меня не приглашал, ни Слободкин меня не рекомендовал.

-А разве там кто-то кого-то рекомендовал?

В той ситуации Слободкин мог замолвить слово.

-Там ведь из «ВЕСЕЛЫЕХ РЕБЯТ» никого не было?

Барыкин и Лерман.

-Но они в тот момент не работали в "ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ".

Барыкин начал работать с тандемом Тухманов - Сашко еще работая в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ». Его выдвинул на Тухманова Слободкин. И дальше, когда возникла потребность в людях, для диска «По волне моей памяти» он естественно воспользовался людьми из своей обоймы. Тухманов ведь по специальности не композитор, а бывший пианист в оркестре Лундстрема. А Таня Сашко, его жена, там работала вокалисткой. У нее был продюссерский талант. Она, по большому, счету Тухманова и сделала. После ее ухода он так больше ничего и не написал, по сути.

-А какую песню ты бы мог исполнить на том диске?

Мне кажется, что на тот момент подбор исполнителей был идеальным.

-Я слышал, что на каждую песню пробовалось несколько человек.

Наверное, поэтому он и получился идеальным. Была возможность выбирать из нескольких исполнителей.

-А что ты записал сольно в «ВЕСЕЛЫX РЕБЯТАX»?

Две песни: «Дальня песня» и «Встреча».

-А «Мелочи жизни»?

Там мы вдвоем с Гатауллиным.

-Очень голоса ваши сливаются.

Унисоны - это была фишка Слободкина. Технология была простая. Люди, которые выбирались на унисонное пение, только что не спали вместе. Песня разбивалась на фразы и каждая фраза, вход во фразу многократно отрабатывались по ноткам.

-A «Ни минуты покоя»?

Тоже унисон. И «Напиши мне письмо» и «Летайте самолетами Аэрофлота». В последней вообще поют 5 человек: Барыкин, Барыкина, я , Пузырев и Гатауллин.
Сергей Рудницкий, Евгений Маргулис, Анатолий Алешин, Анатолий Абрамов, Тимур Мардалейшвили и Вадим Голутвин

-Дальше «Аракс» - ансамбль имевший большую популярность и ни одного хита. Моргулис говорил: «Хороший ансамбль, но играет полное гавно, потому что не могут писать свои песни».

Тоже мне, философ доморощенный. Это все оправдание собственной беспомощности. Песни писали по необходимости. А тот факт, что сейчас Вадим Голутвин занимается композиторством. Он пишет музыку для кино. Рудницкий много лет занимается композиторством. Когда инструменталист достигает хорошего уровня, у него появляются такие требования к музыке, которую он пишет, что они уходят далеко за рамки, которые предъявляются к песне. То, что он пишет становиться гораздо сложнее, чем песня. А если это песня, то очень невыразительная. Песня это 2-3 простых приема, которые легко запомнить. А все инструменталисты «Аракса» были очень матерыми музыкантами. Естественно музыка, которую они слышали, была гораздо сложнее, чем требовалась на тот момент. Это я сейчас пытаюсь объяснить то время. А что Маргулис? Маргулис- это примитив. Он сам кроме блюза, что играет?

-Работа с Зацепиным .

Это то, ради чего я шел из «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» в «Аракс». Цикл песен «Узнай меня». Первые записи, которые я принес на репетиции «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ». Они стояли выпучив глаза. А Буйнов сказал на песню «Верю, что ты придешь»:
- Если бы мне не сказали, что это ты поешь, то я бы никогда не поверил.
Собственно говоря, почему я сейчас думаю, что кто-то Паше наушничал про меня… Я-то думаю, что на тот момент я уже готов был петь сольные песни и давно, но мне так и не дали. Почему я ушел? Нужно было петь, а мне не давали. Я думаю, что этот стереотип, этот взгляд на меня, как на певца, кто-то преподнес Слободкину. Я не могу сказать, что это был Леша. Я этого не знаю, наверняка. Но кто-то ему это сказал стопроцентно.

-Ты думаешь, что ему кто-то сказал, а не он сам принял такое решение по каким-то своим соображениям?

Но он же не отказался, когда на записи песни «Качели» Гена Макеев ему сказал:
-Толяна споет.
Гатауллин, Барыкина и Алешин

И он согласился. Значит, он был внушаем. Гена всегда ко мне относился более тепло, чем Леша. Я все время чувствовал Лешин локоть. Какое-то дурацкое соперничество. А с Геной мы очень дружны были. Это мнение у меня сложилось с годами. Почему за 6 лет я стал основным концертным вокалистом, а на запись меня не пускали?
Ты меня спросил про «Музыкальный глобус». Я уходил в апреле 1979, и оказывается, к этому моменту была записана почти вся пластинка, а я об этом даже не знал. Я слышал, что Барыкин что-то записал... Люда тоже, но сам я в этом не участвовал. А это все делалась под руководством Пузырева. Так о чем это говорит? Опять не позвали.
На диске «Дружить нам надо» аранжировщиком был Дурандин. Так там я записал аж 2 сольных песни "Встреча" и "Дальняя песня"! Мне кажется, это все было следствием закулисных интриг. По большому счету для меня были упущены последние два года. Мне надо было уходить из «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ» пораньше.

-На диске с «Орфея» ты записал ведь и песню «Когда приходит любовь»?

Да, она существует и в студийном варианте. Мы ее в Германии записали. Я думал, что она войдет в диск «Дружить нам надо». Тут как раз Леша вернулся. Мы в Германии были в 1976 году, а в декабре 1976 пришел Леша. Запись эта была у Слободкина. Но формировал этот диск: одну половину Дурандин, а другую половину - Леша Пузырев. Мы в Германии работали промо-акции на ТВ, радио. Для этого нужны были записи. Мы записали 4 песни. Одна из них была «Когда приходит любовь», мы ее снимали для передачи «Рунд». У меня уже тогда появился кое-какой опыт записи и мне надо было уходить из «веселых». Наверное, когда ушла Пугачева.

-С ней вместе?

Может быть, какой-то период и поработать. Понимаешь, сценический опыт- вещь неоценимая. К тому времени, я стал основным концертным солистом и у меня была возможность оттачивать технику не только вокальную, но и технику общения с залом на энергетическом уровне. Тогда не разрешалось общаться с залом. Мы выходили и песней должны были общаться с завязанными руками. Наверное, мне надо было уйти в начале 1978 года. Но не сложилась ситуация. Некуда было уйти. А в 1979 ситуация сложилась. И я ушел в «Аракс».

-Проясни ситуацию с диском «Колокол тревоги»?

Там должен быть целиком диск, в исполнении группы «Аракс». На одной стороне песни Антонова, на другой песни участников ансамбля. Я написал тогда песню «Шумят дожди» (стихи В. Сауткин) и лично отнес ее Тани Бесфамильной. Она была редактор передачи «С добрым утром». Для нашей стороны мы написали свои песни. Вадим Голутвин написал песню «Без тебя»:
-Мне представить трудно час, когда уйдет надежда…
Рудницкий написал «Мир снов». Инструменталку написал Тимур. «Шумят дожди» моя. По- моему, все. Если бы этот диск вышел в 80-х годах, то тогда бы сейчас не стоял вопрос, кто такой «Аракс».
Возвращаясь опять к моему марьяжу с «ВЕСЕЛЫМИ РЕБЯТАМИ». Все-таки это была не моя почва. И честно говоря, на этом поле я не имел шансов.

-Это ты сейчас так думаешь. А вот если бы ты там состоялся как сольный певец в рамках этого коллектива, то может быть ты рассуждал об этом по-другому? Коллектив ведь был очень мощным в 1974 году, когда ушел Лерман?

Есть тут один нюанс. Там существовал диктат Слободкина и те выразительные средства, которыми я обладаю, как исполнитель, в жанре вокально-иструментальном тогда бы просто не пропустили худсоветы.

-Это другой вопрос «пропустили - не пропустили». Но гипотетически, если бы ты смог себя реализовать, когда Лерман ушел из «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ», не только как концертный вокалист, но и студийный. В том составе, который ты назвал лучшим концертным коллективом.У тебя сейчас было бы другое отношение к этому?

Конечно. Если бы у меня была возможность роста, как солиста. Для творческих людей важен процесс. Движение вперед. Не сопутствующие этому обстоятельства в виде дивидендов, а сам процесс. Вот например, я уверен, что Газманов, а он очень успешный бизнесмен, кроме того что он творческий человек, который постоянно движется по своей стезе и испытывает колоссальное удовлетворение от того что он делает. У него еще и талант бизнесмена. Он даже если бы не реализовался, как творческая личность, то реализовался, как бизнесмен. А я бизнесмен никакой. Для меня важен только творческий процесс. А если нет удовлетворения в бизнесе, то должно быть оно в творчестве. А если его нет, у меня начинается истерия. Я по этой причине уехал из Америки. Там в какой-то момент кончились живые коллективы. Появился мини-диск. А мы играли до 1996 года живьем. Там Болдырев играл на барабанах, там был великолепный гениальный гитарист из Тюмени, замечательный клавишник, очень хороший басист. Коллектив был замечательный. Сама по себе работа была колоссальным удовольствием. Певицы- американки были великолепные. Потом начались мини -диски и с этого начался упадок моего интереса к этой работе. И я взял, и уехал в Москву. Примерно в таком же состоянии я уходил из «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ».
Ты задаешь правомочный вопрос. Если бы мне удалось там развиваться, как солисту, и если бы я от этого испытывал удовлетворение, конечно, я бы там задержался. Тот коллектив 1974 года имел гигантский потенциал. Мы бы поменяли барабанщика и записали бы о…ную пластинку. Там было два гениальных аранжировщика – Гена и Леша. Там все были такими харизматическими личностями: Барыкин, Малежик, я. Это была первая линия. Она давала такой энергетический удар. Жаль, что у того коллектива не было возможности реализовать себя в записи.
Я думаю, что при Леше Пузыреве, я бы себя там так и не реализовал. Что и произошло. Именно он был отцом этого состава. Он его сделал, он его вел, и играл основную роль в нем. Он его реализовал, под свое видение музыки. У Леши есть одна вещь, которая называется –профессиональный снобизм. Он же консерваторец. Мы все с высоты его музыкального образования- недоучки. У консерваторцев этот снобизм очень сильный. А Леша закончил консеваторию…

-Причем с отличием.

Да. И это не могло не отражаться на его отношении к окружающему миру. А этот мир, в котором он оказался, еще даже не окончив консерваторию, мир «Веселых ребят», он его принял очень радушно. Сразу предоставив хорошее теплое место и почву чтобы его этот снобизм произрастал внутри него. Леша по сути – интраверт, неоткрытый, замкнутый внутрь. И если у интраверта внутри есть такие комплексы, то они обязательно выражаются по отношению к вешнему миру через такие интриги. Я – экстраверт, полная противоположность Леше. Я, наоборот, открыт в мир. При том, что я всегда к нему хорошо относился. Я вообще к талантливым людям хорошо отношусь.
Группа "Аракс".
Анатолий Алешин, Тимур Мардалейшвили, Сергей Рудницкий, Сергей Беликов,Анатолий Абрамов, и Вадим Голутвин

-А что из себя представлял Беликов, как бас-гитарист?

Он никогда не позиционировал себя как бас-гитарист. Только как фронтмен. Он видел себя Фредди Меркури. Но так и не увидел. Не хватило харизмы. Все мы артисты в какой-то степени нарциссы. Но здесь важна степень нарциссизма. Если это не мешает самовыражению, то можно быть нарциссом, а если мешает, то переходит в самолюбование. Ты слышал его «Ноктюрн»? А слышал песню Меркурри с которой это сперто? Вот здесь очень хорошо видна разница между гениальностью и хорошим ремеслом. Беликов очень тщательно по ремесленному скопировал приемы, которые использовал Меркурри в этой песне. Но когда слушает Меркурри мураши бегут по коже, а когда Беликова, то нет.

-Дальше, пришел ты в «Аракс»…

В «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ» я просидел 6 лет, но так и не дождался, когда мне дадут возможность заниматься самим собой. А придя в «Аракс» я сразу стал заниматься собой.

-Тебе дали все, и, тем не менее, ты ушел и оттуда.

Значит, в один прекрасный момент я понял, что и здесь для меня уже все закончилось.

Анатолий Алешин с афишей.

-Что тебя не устроило в «Араксе»?

«Аракс» развалился из-за тяжелого концертного графика. Если в «ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ» или в «Самоцветах» всегда существовала подпитка. Это было, как проходной двор. Кто-то уходил, кто-то приходил. Постоянно кого-то вводили в программу. То в «Араксе» был постоянный неизменный состав и тяжелый гастрольный график. Люди месяцами терлись друг о друга, возникали конфликты, высекались искры. Люди уходят, часто не по творческим причинам, а по бытовым. Огромная физическая и психологическая нагрузка. Три концерта в день огромная энергетическая нагрузка. Все самые маленькие ранки начинают разрастаться и кровоточить. Вскрылись личные качества, которые невозможно терпеть. Все группы разваливаются именно по этим причинам. История знает один - два коллектива, которые просуществовали очень долго. «Роллинг стоунз» существуют больше 40 лет, и то состав претерпел изменения.

Окончание