Валерий Колпаков.
Две судьбы.
(Современная пьеса о прошлой жизни).
Октябрь 2005 г.
2
Действующие лица и исполнители:
Автор-Валерий Колпаков.
Саксофонист-Ефим Дымов (Пустильник)- руководитель ВИА "Верные друзья" до 1988 года.
Пианист-Геннадий Макеев (Пузырев)- музыкальный руководитель ВИА "Москвичи".
Гитарист-Владимир Овчинников- сегодняшний руководитель группы "Верные друзья".
И другие известные лица того времени.
Действие 1. "Москвичи".
(Продолжение 1 действия).
Г.Макеев.
|
Закончил хоровое училище им. Свешникова. После его окончания в 1963 году поступил в МИФИ (Московский инженерно-физический институт). Параллельно с учебой начал работать пианистом в Москонцерте. После окончания института в 1969 году остался работать на эстраде. В 1971 году играл в первом составе ВИА "Самоцветы", потом работал с разными исполнителями, был музыкальным руководителем ансамбля "Лада" в оркестре О.Лундстрема. Хорошо знал английский язык и был "жутким битломаном".
Пианист:
"Мне позвонил Соколовский. Им был нужен руководитель, который мог бы грамотно писать аранжировки. Я приехал, ознакомился с репертуаром, стал играть на органе и писать аранжировки".
Быстро оценив, небольшой потенциал нынешнего состава музыкантов, Макеев принялся за его модернизацию. А поскольку он был человеком деятельным и амбициозным, то и начал он это дело с размахом. На первых порах требовался другой барабанщик, второй гитарист, играющий соло, и яркий солист. Новым барабанщиком, причем поющим, стал Михаил Филиппов, которого Геннадий нашел в одном из ресторанов Москвы.
Г.Мамиконов,А.Барыкин,Е.Дымов,спиной-И.Осколков и А.Соколовский,сзади-И.Капитанников.
(http://www.vernie-druzia.com)
|
Другим новобранцем стал Александр Барыкин, который работал тогда в кафе при кинотеатре "Октябрь" в джазовом ансамбле п/у Г.Малышевского. Решив, что "для кабака Барыкин слишком хорошо поет", Макеев уговорил его перейти в "Москвичи". Так в ансамбле появился первый яркий солист.
Проблему с соло-гитаристом решить так и не удалось. И хотя Геннадий приводил пробоваться многих, включая и И.Дегтярюка, но Ю.Слободкин всех их отвергал.
Любопытный факт, когда через год брат Геннадия Алексей Пузырев (работавший в ВИА "Веселые ребята") привел того же Дегтярюка к другому Слободкину и тот его незамедлительно принял.
Первые гастроли ансамбля состоялись летом 1972 года в большой сборной программе "Концерт-песня", в которой принимали участие вместе с советскими артистами разных жанров и гости из социалистических стран. Сопровождал их оркестр Московского театра эстрады п/у Л.Мерабова. У оркестра не было своего пианиста и Г.Макеев после выступления с "Москвичами" переодевался и работал в составе оркестра. Там он присмотрел тромбониста и скрипача Игоря Осколкова и перетащил его в свой ансамбль.
Бурная деятельность Геннадия по усилению состава не всем в ансамбле пришлась по вкусу. Появились разногласия, затаились обиды.
Д.Тухманов
|
В это же время молодой композитор Давид Тухманов написал цикл молодежных песен и кто-то посоветовал ему обратить внимание на "Москвичей". Он предложил ансамблю 3 песни: "Как прекрасен этот мир", "Налетели дожди" и "День без выстрела". Две первые были записаны, третью записать не успели, но Ю.Слободкин исполнял ее на концерте. Причем в песне "Как прекрасен мир" "Москвичи" записали только вокал, который был потом наложен на оркестровую фонограмму. В концертной программе эта песня стала их коронным номером, уже под аккомпанемент собственного струнного квартета.
В конце октября 1972 года в ансамбль приходит саксофонист и скрипач Ефим Дымов, ставший впоследствии его руководителем, и остававшийся таковым до самого распада группы.
Пианист:
"Дымов пришел, когда мы сдавали на тарификацию. На получение девятирублевых концертных ставок. Нам было сказано: "Или вы берете этого человека или у вас ставок не будет".У него в Москонцерте был влиятельный знакомый. Ну, мы его и взяли. А
оказалось, что человек он полезный, потому что он играл на двух инструментах
тоже. Я принял его в штыки, потому что как музыкант, он человек совершенно
другого направления. Ни рок-н-ролл, ни группы ничего это он не знал".
Ефим Дымов (Фишель Пустильник).
Е.Дымов.
|
Родился в Молдавии. В 7 лет переехал с родителями в Ригу. Отец был профессиональным музыкантом, он научил сына в 14 лет играть на саксофоне (до этого он с 6 лет занимался на скрипке). Музыкальная карьера началась в оркестре Р.Паулса. В Риге он стал руководителем оркестра в первом джазовом кафе "Аллегро". В 1972 году, после окончания Рижского Политехнического Института (химфак), Дымов переехал в Москву (его жена Наташа была москвичкой).
Саксофонист:
"...попал сначала в ансамбль Владимира Макарова и был в шоке, так как приходилось играть "совок" самого примитивного уровня. Через 2 недели я ушел по собственному желанию".
Анатолий Могилевский, работавший в то время в "Самоцветах" познакомил Дымова с участниками ВИА "Москвичи".
Впоследствии Дымов в Москве закончил "Гнесинку" как хоровой дирижер, а затем Институт Культуры по классу саксофона.
"Москвичи" имели довольно необычный для того времени состав. В нем существовали духовая секция: Игорь Осколков (тромбон) и Александр Соколовский (труба) и струнное трио в составе тех же Осколкова -1 скрипка, Соколовского -2 скрипка и Игоря Капитанникова -виолончель. С приходом Дымова в ансамбле сформировалось духовое трио и струнный квартет.
В тот момент "Москвичи" переживали тяжелые времена. Не имея постоянного места работы, ансамбль работал по договорам от различных концертных организаций. Знакомый Дымова Валентин Константинович Леонидов- начальником концертного отдела Москонцентра устроил коллектив на работу в эту организацию.
1973 год стал последним в жизни "Москвичей".
Совсем недавно с популярного певца Валерия Ободзинского сняли запрет, длившийся около года, на выступления в Российской Федерации. Он перешел из Донецкой филармонии, где работал до этого в Росконцерт и готовился к своим первым, после длительного перерыва, гастролям в столице. К тому времени его популярность достигла такого размаха, что быть просто солистом в пусть и очень известном джаз-оркестре п/у О.Лундстрема было уже как-то не солидно. Требовалось иметь собственный коллектив, менее многочисленный и более современный. Проблему решили очень просто. С 1 по 11 июня в Минске проходил конкурс на звание лауреата Всесоюзного фестиваля, посвященного 50-летию образования СССР и X Всемирному фестивалю молодежи. В нем участвовали и вокалисты и вокально-инструментальные ансамбли. Помимо прочих наград победители получали право представлять нашу страну на X Всемирном фестивале молодежи в Берлине. От Москонцерта на конкурс послали "Москвичей".
Пианист:
"Туда нас Москонцерт направил, видимо, не без помощи знакомого
Дымова. И благодаря, конечно, не каким-то выдающимся вокальным качествам и
инструментальному ансамблю или аранжировкам, а только благодаря партийной
направленности репертуара. Тогда в Москонцерте было кроме нас всего три
ансамбля: "Веселые ребята", "Голубые гитары" и "Самоцветы".
Композитор Александра Пахмутова:
"... именно там, в Минске впервые по-настоящему обрели права гражданства Вокально-инструментальные ансамбли. И опять же это сделал комсомол. Он так и назвал свой конкурс: Конкурс молодых исполнителей и вокально-инструментальных ансамблей. До этого же было довольно странное положение: с одной стороны у нас вроде бы такие ансамбли есть, с другой стороны - нет. Если надо ехать зарабатывать для прогорающих филармоний деньги на стадионах и во Дворцах спорта, - вокально-инструментальные ансамбли у нас есть. Если же пишется статья о песне на эстраде или готовится новая передача на телевидении - вроде бы таких ансамблей в природе не существует…
...Минский комсомольский конкурс дал, возможно, не совсем полную, но зато достаточно ясную картину состояния Вокально-инструментальных ансамблей в стране в то время".
На конкурсе ансамбль представил три песни: "Как прекрасен этот мир" (Тухманов-Харитонов), "Гляжу в озера синие" (Афанасьев-Шаферан) и обработку русской народной песни "Ой мороз, мороз".
Среди ВИА победили "Песняры" (Минск). Второе место не присудили никому, а третье разделили "Москвичи"(Москва),"Дос-Мукасан" (Алма-Ата) и украинская "Кобза".
За конкурсом внимательно следил директор Ободзинского, и после обьявления результатов он встретился с "Москвичами".
Е.Зуперман и В.Ободзинский.
|
Саксофонист:
"После конкурса к нам подошел очень симпатичный, седоватый и импозантный мужчина, которого звали Ефим Михаилович Зуперман. Он ... спросил:
-Сколько вы получаете за концерт?
- 11 рублей.
-А сколько концертов в месяц вы делаете?
-Примерно 14.
-Хотите получать за концерт 20 рублей, а концертов в месяц будет примерно 40?
Мы умножили 20 на 40 и спросили:
-Неужели это возможно...?"
Оказалось-вполне. Но для этого необходимо было выполнить 4 условия.
1. Отказаться от поездки на 10 Всемирный фестиваль молодежи, которая была призом за победу в конкурсе.
2. Перейти из Москонцерта в Росконцерт.
3. Поменять название ансамбля.
4. Начать работать с Валерием Ободзинским.
Саксофонист:
" Мы приняли все условия. Это нам давало примерно 5-тикратное увеличение заработка- с 150 до 700 рублей в месяц. (Зарплата инженера в то время-120 рублей в месяц)".
Это предложение, сделанное напрямую участникам ансамбля, минуя и художественного и музыкального руководителей, подогрело внутренний конфликт в группе. После возвращения в Москву большая часть ансамбля потребовала от Слободкина убрать Макеева и тех кто пришел с ним (кроме И.Осколкова- он примкнул к большинству), грозя в противном случае покинуть коллектив. Но это был всего лишь формальный повод, поскольку большинство участников группы уже приняли условия Ободзинского.
Конфликт перешел в вялотекущую стадию и "Москвичи" успели еще съездить на фестиваль Прибалтийских республик в Калининград. После этого весь ансамбль ушел в отпуск, из которого конфликтующие стороны вышли в разные места работы.
Макеев со своей командой уехал в Пицунду в спортивный лагерь МГУ, где начал репетировать новую программу и играть на танцах. Там он получил приглашение от Госконцерта поехать на гастроли с Джими Санти в качестве аккомпанирующего коллектива. Гастроли продлились два месяца. За это время Ю.Слободкин набрал новый ансамбль под старое название, но теперь это была чисто инструментальная группа.
Пока был отпуск, Барыкин договорился о переходе в ВИА "Веселые ребята". А вторая часть "Москвичей" перешла в Росконцерт и стала аккомпанировать В.Ободзинскому.
Так закончил свое существование четвертый по счету вокально-инструментальный ансамбль Москонцерта.