Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Георгий Симонян

Парадоксы жизни Леонида Грабера.

(декабрь 2010-январь 2011 г. )
4

Открытка

Помните «Синюю песню», которая появилась на ТВ в исполнении «Верных друзей»?

У меня очень печальные воспоминания. Мы работаем в городе Кирове. 36 концертов, по три-четыре концерта в день на одной площадке. Людей привозили автобусами из всех районов. В воскресенье сидим у телевизора в номере Хаславского, ждем передачу «Утренняя почта». И когда мы увидели выступление «Верных друзей», то испытали и гнев, и злость, и все остальное. Очень было обидно, от такой несправедливости! Они взяли на «Мелодии» чуть ли не нашу фонограмму, наложили голос солистки и сняли клип… Более того, я позволил себе тогда большую бестактность по отношению к Хаславскому. Я ему высказал тогда абсолютно хамскую и несправедливую фразу:
«Ты не смог, смогли другие!»
Спасибо ему за то, что он меня за это простил!
Мы с Жорой Мамиконовым, сегодняшним худруком «Доктора Ватсона», часто вспоминаем эту историю. Он же тогда работал в «Верных друзьях»…
Но справедливости ради, надо отметить, что если сегодня где – то звучит «Синяя песня», в записи прошлых лет, то исключительно в исполнении «Здравствуй, песня».

Дружба с другими коллективами была?

Она выражалась в футболе. Все поголовно играли. Встречаясь на гастролях с другими ансамблями, обязательно играли с ними в футбол. Вот в этом была и дружба и конкуренция.

Анапа-1985.
После футбольного матча между ансамблем "Здравствуй, песня" и группой "Индекс 398". Я уже работаю в «Индексе» но в этом матче играл за «Здравствуй, песня».
Ввнизу – О.Кацура, С.Мазаев, И.Сандлер, Л.Грабер.
Вверху – С.Попов, И.Ерастов, Ю,Стиханов,Юрик, Н.Сафонов,П.Березовский, Юра .

В 82-ом году вышел второй миньон «Птица счастья»...

Песня «Птица счастья» была записана для фильма «О, спорт! Ты - мир». «Здравствуй, песня» – первые исполнители. Николай Гнатюк спел ее позже, когда нас с этой песней не пустили на ТВ, на «Песню года».

Вот так! «Здравствуй, песня» - первый исполнитель, а все знают ее как песню Гнатюка?

В те годы одного эфира на ТВ, например, в «Утренней почте», было достаточно для раскрутки. Вспоминаю начало своей администраторской деятельности, когда я работал с Вячеславом Добрыниным.
Его песни знали все, но в лицо совершенно не знали. И вот он спел в «Утренней почте» свою песню «Синий туман» и на следующий день уже стал гастролёром. Помню, у меня срываются десять концертов в Архангельске, так как Саша Иратов (в то время директор Славы Малежика) «перепродал» своего артиста в другой город. Добрынин тогда только набрал новый состав музыкантов – Леша Пузырев, Леша Кондаков… Я обращаюсь к Славе. И он работает в Архангельске десять аншлагов. Народ просто валом валит. И это после одного только показа на ТВ. Также произошло и в нашем случае. Гнатюк спел, хотя и с нашей аранжировкой, и всё...
Александра Пахмутова и Николай Добронравов потом извинились перед Аркадием. Но у телевидения и его руководства, всегда были свои законы.
Такая же история случилась и с песней «Слушай, теща». Ее записал Витя Бут. Но позже ее стали исполнять еще и «Песняры», кажется, Владимир Мулявин пел. Был концерт, который показывали по ТВ, там ее и спели «Песняры». И все знают ее как «Песняровскую».

Бут - очень запоминающийся персонаж!

Да, шевелюра курчавых волос, сладкий голос… Очень приличный гитарист, Гитара «Gibson» у него тогда была. Девчонки просто плакали…

Он с Украины?

Да. Он начинал вместе с Хаславским еще в Донецке.
Гастрольные будни-1982. На вокзале.
Вверху: солдат, Грачев -звук, Хаславский, Грабер, Ивушкин,Сутормин, Шевелева, Король, Богданов - директор, Бут, Николай -рабочий сцены, администратор местной концертной организации, солдат Внизу: Шмаков, Односум

В 82 году записан диск «Песни Зиновия Бинкина». Этот Зиновий Бинкин – уникальная личность. Понятно, что член Союза Композиторов. Но при этом его никто не видел и толком не знал.

Я его тоже не помню. Не хочу никого обидеть, но не секрет, что в репертуаре любого ансамбля обязательно должны были быть песни членов Союза Композиторов и каждый пытался из этой «обязаловки» выжать максимум приемлемого. Благодаря таким песням мы записывали свои, в том числе и на пластинку «Марафон». На которой Аркадий дал возможность каждому из нас (солистов) записать по песне. Этот диск стал прототипом новой программы.

На этом же диске появились авторские песни, одну написал Михаил Король. А в песне «Би Джиз» - «Просто я такая женщина» русский текст Владимира Попкова…

С песней Барбары Стрейзанд случилась интересная история. Многие коллективы мечтали поехать летом на гастроли в Сочи, а мы как работники Краснодарской филармонии, были просто обязаны летом месяц работать в Сочи и по всему побережью. Володя Попков в те годы сопровождал зарубежные коллективы от Госконцерта. В тот раз он ехал по этому маршруту с Яной Коциановой из Братиславы. Я, Аркаша и Галя пошли на концерт чехословацкой дивы, где и познакомились с Володей. Яна Коцианова пела в концерте как раз эту песню с русским текстом, который написал Попков. Сама песня только-только «раскручивалась» и Аркадий с восторгом зашёл за кулисы, познакомился с Попковым и в этот же вечер получил от него разрешение на исполнение и запись этой песни на пластинку. Так эта песня попала к нам в коллектив, а чуть позже и сам Володя Попков. Мы очень быстро записали эту песню. Володя оказался хороший поэт и поэтому у них с Аркадием завязался творческий союз.
После этой песни «Би Джиз», они с Аркашей еще что-то стали писать, и Аркадий пригласил Володю работать с нами. До этого Володя Попков долгое время был солистом оркестров сначала п/у Юрия Саульского, а потом п/у Леонида Утесова, пел классическим, бархатным баритоном. В «Здравствуй, песня» у Володи был свой выход из нескольких песен. Но в составе группы он не работал. За эти годы они уже написали более 10 песен, в т.ч. "Дверь" в колонии была создана, куда Попков ему стихи прислал. Шевелева записала сначала в демо-варианте на Коровинском шоссе, где была звукостудия "Наше море", и др. песни. А "Арифметику любви" с Владимиром Шаинским - на диск.

ЦДРИ
Г. Мамиконов, В.Попков,А.Хаславский, Л.Грабер и М.Рудинштейн

А как так получилось в судьбе Владимира Попкова – певец, чиновник, снова певец, и плюс поэт?

Вообще, он закончил факультет журналистики МГУ. Вот так в нем сочетаются множество талантов. Переводчик, поэт, высшее образование, прекрасные администраторские качества. Замечательный человек!

Он появился летом 82-го?

Да, в 82-ом.

Давайте перейдем к истории с Хаславским. Все-таки, его осудили за «левые» концерты?

Мы вообще не работали "налево". Мы работали «фондовые» концерты. А это, как говорят в Одессе, две больших разницы и к делу Хаславского вообще не имеют никакого отношения.
А получилось все так. В нашем ансамбле почти ни у кого не было «профильного» высшего специального образования, а у некоторых даже среднего. Это влияло на концертную ставку артиста. В общем, Галя Шевелева, Володя Сутормин, Витя Бут и наш звукорежиссер Гена Грачев решили поступать в Краснодарское культпросветучилище, которое находилось в станице Северская. А директор этого училище встретился с Хаславским и предложил, чтобы не мучиться, не ездить на сессии и т.д., купить эти дипломы. Хаславский отказался, но директор училища сказал, что поскольку он уже раскрыл все карты, просто не допустит поступления наших ребят в училище. У Аркадия просто не было выбора, да и склад ума «коммерсанта» принял решение покупать эти дипломы. И когда мы осенью 82-го года приехали в Москву на нашу базу, на Верейской улице, то следователи Бутырского района за Аркашей приехали прямо на репетицию. Вызвали его, поговорили, и он с ними уехал. Мы сначала даже не поняли что произошло…
Аркадий Хаславский

Как оказалось, этот директор училища такого наворотил! И стал всех сдавать… В это время к власти пришел Юрий Андропов, начали раскручивать дело Медунова – первого секретаря крайкома компартии Краснодарского края, впоследствии приговорённому к расстрелу. И тут все попали под горячую руку. Если бы Хаславский не взял все на себя, то он мог получить десять лет, а все четверо наших ребят – сроки. Это «групповая» история.
В поддержку Аркаши выступила филармония, все деятели культуры подписали письмо в его защиту. Но в газете «Советская культура» вышла статья под названием «Потеря честного имени». А это было как приговор. Я думаю, что тогда нужны были показательные дела, а Аркаша подходил под это идеально.
Хаславский пришел на суд в костюме. Мы попытались сделать этот суд хотя бы закрытым, чтобы не было там всяких бабушек и посторонних людей. Я лично стоял на дверях и никого не пускал. Но судья пришла на процесс с уже готовым приговором и ничего нельзя было изменить. Четыре года! За что? Из зала его увели в наручниках. Мы – я, Галка, Сутормин и Валера Богданов бросились по магазинам. Купили ватник, металлическую алюминиевую посуду и повезли это все в КПЗ. И тут видим сюрреалистическую картину. КПЗ выходит окнами на какой-то летний парк. И в этом парке, на танцах, в динамики звучат песни ансамбля «Здравствуй, песня», «Синий, синий иней….!». Можно только представить, что творилось в душе в этот момент Аркадия.

А через 7 – 8 лет такие дипломы можно было спокойно купить в любом переходе…

Вот такой парадокс нашей жизни!

Продолжение