Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Георгий Симонян

Парадоксы жизни Леонида Грабера.

(январь 2011 г. )
5

Леонид Грабер
И что было дальше с ансамблем?

У нас был гастрольный график, который мы обязаны были доработать. Помню, что летом 83-го мы еще работали. Потом прошло общее собрание, стали думать, что же нам делать. Не очень хорошо себя повел в этой ситуации Миша Король. Всеми силами пытался стать руководителем коллектива. Он всегда не отличался особыми человеческими качествами, а тут прямо сразу все плохое из него полезло… Несколько лет назад Король мне звонил из Израиля, где сейчас проживает, но я не стал с ним разговаривать, сказал, что его звонок мне не приятен. Может быть и не прав, он ведь в начале прихода в ансамбль, мне помог. Но в этой ситуации разговор не обо мне.
Так вот, мы сели на репетиционный период, пытались без Хаславского «выжить», но потом поработали немного по Краснодарскому краю и осенью 83-го мы разбежались.

А какова судьба Виктора Бута?

Он перешел в «Верные друзья». По слухам, говорят, что он очень сильно пил, и прожил недолго. То ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х.

Чепурнов?

Серега живет в Канаде. Одно время он ударился в религию, потом вернулся в мирскую суету и уехал жить в Канаду.

Ивушкин?

Толя умер в 90-е. Он жил в Москве, на Юго-Западной.

Любченко?

Про него ничего не знаю. Всё, что осталось в памяти - он целыми днями занимался на своей акустической гитаре и курил папиросы «Беломорканал». Только это и могу вспомнить.

В начале 80-х в «Здравствуй, песня» была мощная административная группа - Валерий Богданов, Арнольд Дедов, Марк Рудинштейн?

Не совсем так. Арнольд (он бывший саксофонист нашего ансамбля) работал только в Москве, занимался больше музыкально - техническим обеспечением. Сегодня, дай Бог ему здоровья, один из лучших музыкальных мастеров по ремонту и реставрации деревянных инструментов, мирового класса, при Московской консерватории. Жаль, что очень редко видимся.
Валера был основным директором.

Леонид Грабер, Владмир Сутормин и Марк Рудинштейн

А Рудинштейн?

Марк работал в Росконцерте. То же Андроповское время. Случился судебный процесс над директором Росконцерта Евгением Иваненковым, который после всех разбирательств, получил 10 лет. Марк попал под следствие, из Росконцерта его моментально выперли. Аркадий взял его к нам администратором. Два администратора – это идеальный вариант. Один все время с коллективом, решает оперативные вопросы, а другой едет в те города, в которых мы будем работать через какое-то время. Подготавливает «плацдарм», как говорится. Мы приносили огромную прибыль филармонии и нам позволяли иметь двух администраторов.

Вы в конце 83-го года вернулись в Херсон?

Настроение было жуткое, весь этот кошмар с Аркадием просто довлел. Весь «мир рухнул» от такой несправедливости, в моём понимании. К тому же мы все снимали квартиры в Москве, платить было уже нечем. Надо было отдышаться и осмотреться.
Я вернулся в Херсон. В это время, во всём Советском Союзе, в каждом областном центре, была создана новая структура, которая именовалась как объединение музыкальных ансамблей. Добавляя первую букву названия города, получалось в Москве МОМА, а в Херсоне - ХОМА. Правда было много желающих в городе организовать Херконцерт на манер Москонцерта. Партийные органы на эту провокацию не поддались. Директором ХОМА был мой старший товарищ и коллега, Борис Джумыга, тоже трубач. Мы встретились и я ему предложил создать новый концертный коллектив, бюджетный, который будет участвовать во всех городских и областных мероприятиях. Идея была не нова, долгие годы эстрадным оркестром с подобными функциями руководил мой учитель, Семён Николаевич, но в то время такого коллектива не было. Зная мои возможности и уже гастрольный опыт, Боря долго не думал. Мы сразу ударили по рукам. Предстояло самое трудное – пробить финансирование, а это дело не одного дня. Джумыга предложил пока поработать в каком–нибудь ресторане и заняться не менее сложной задачей, чем финансирование, собрать состав под новые планы.
Естественно, что все самые лучшие музыканты, были при «делах», и на 90 % играли в ресторанах, а их трудовые книжки находились в ХОМА. Соблазнять их из готовых ансамблей, в небольшом городе, значит поиметь огромное количество врагов, да и Джумыга сразу предупредил, как и в своё время Михайловский, не даст создавать одно за счёт другого. Типа: «найди равноценную замену самому себе».
Но, как говорят: «Дорогу осилит идущий!». Мне пришлось окунуться в Херсонскую музыкальную жизнь в которой я отсутствовал почти три года. Гитариста я «вычислил» сразу. Это был Саша Ермолин с которым я с детства играл в оркестре Дворца пионеров, тоже трубач, но который с годами увлёкся гитарой. Сегодня очень классно играет на акустической гитаре. Мы сразу договорились: «Как только, так сразу!».
Барабанщика я нашёл случайно. Искал звукорежиссёра, а нашёл в одном лице сразу двух. Вася Юраш, мой ближайший «кореш» из тех, кто живёт в Херсоне, сегодня ставит аппарат - звук и свет практически на всей Украине. На тот момент он честно говоря ещё барабанщиком не был, но у него были свои барабаны, уже не помню, но кажется «Amati» и когда я увидел с каким «остервенением» он занимается на них, я понял – этот через пол-года будет играть классно!
Было и везение, куда без него. Бас – гитарист, Юра Матвиенко, очень профессиональный музыкант со своим «Fender Jazz Bass» работал в Херсонской филармонии и по семейным обстоятельствам собирался заканчивать гастрольную жизнь. Мы с ним нашли общий язык и место басиста в нашем будущем коллективе, было забронировано. Последним был приглашён клавишник Коля Крамаревский, по прозвищу «Крумаревский». У него был суперский на то время инструмент – клавиши «Крумар».
Команду назвали на то время уже модным словом – группа. Группа «Мир». Я пел практически всё, кроме одной – двух песен и в одном лице совмещал художественное и администраторское руководство.
Группа «Мир».
Арабатская стрелка Азовского моря- 1984 г.
Вверху Василий Юраш, Николай Крамаревский, Леонид Грабер.
Внизу - Александр Ермолин, Юрий Матвиенко.

Состав был создан, а пробить финансирование не удалось. То есть, нам было предложено не бюджетное, при котором, можно было бы заниматься только творчеством, а хозрасчётное финансирование, при котором, конечно же надо было искать, где выступить и тем зарабатывать.
Задачи надо было решить, как минимум три. Финансы, место для репетиций и жильё, т.к. из-за моего образа жизни, семейные отношения не складывались. Почти идеальный вариант был найден, который «убивал» трёх зайцев. Мы на период с апреля по сентябрь нашли пансионат, на Арабатской стрелке Азовского моря, где несколько раз в неделю по вечерам играли танцы. Тем самым для нас пансионат решал все проблемы. Перечислял деньги в Хома на зарплату, кормил и предоставил несколько комнат для жилья и место для репетиций. Дополнительная работа нас нашла сама. За месяц мы так круто раскрутились, что во все свободные дни нас приглашали соседние пансионаты, а также выпускные вечера и свадьбы.
Утром и после обеда мы репетировали. Вечерами выступали. Девушки не давали прохода.
Так пролетел сезон почти в полгода. За это время наша команда сыгралась, мы сделали отличную концертную программу и с ней приехали в Херсон. В ближайшее время, в одном из Дворцов культуры, состоялся конкурс всех ансамблей Херсона. Мы на столько были лучше, других, что жюри поняло, что если нам дать первое место, то следующее место будет не второе, а десятое. И ничего лучше не придумали, как вывести нас вне конкурса.
В жизни каждого из нас есть люди, которые являются в разное время, почти абсолютным авторитетом, те, которые лучше промолчат, чем похвалят. На тот момент таким человеком был Саша Дорошенко. Он сказал тогда: «Вы сегодня лучшие». Это же говорили и многие другие. Не забудьте, что это было сказано в «своём Отечестве». Один раз в жизни, один день, я был абсолютно счастлив.
На следующий день сознание ко мне вернулось. Я опустился с небес на землю. Что делать дальше? Как выживать? Как дать возможность людям зарабатывать? Я сел на телефон и обзвонил все «денежные» предприятия: Мясокомбинат, пивзавод, рыбсовхоз. Эти предприятия кроме перечисления денег в ХОМА, нам в знак благодарности, давали с собой у кого, что было – мясо, пиво, рыбу! Через месяц все, такого типа предприятия были окучены. Проблема жилья стояла актуально.
На Азовском море во время танцев, со мной познакомилась женщина, которая работала комендантом женского общежития железной дороги, в прошлом актриса драмтеатра.
Вернувшись в Херсон я ей позвонил и она сказала, что если я буду приходить не поздно и не буду заигрывать с проживающими, то она меня поселит в общагу и выделит мне отдельную комнату.
Поздний приход в общежитие я решал просто. На второй этаж, по простыне лазал через окно. А вот по поводу женщин она сделала роковую ошибку, попросив отыграть концерт в красном уголке общежития. После этого я стал знаменитостью этой общаги и особо настырные женщины, сделали целью своей жизни переспать со мной. Некоторые были настолько хороши, что устоять не было никаких сил.
Из общежития я был изгнан, а позже узнал, что и её уволили. Тешу свою совесть тем, что не только из-за меня.
Придя к Джумыге и поделившись всеми назревшими проблемами услышал, что кроме работы в ресторане ничем помочь нам не может. Это был смертный приговор.
Я уезжаю из Херсона, на этот раз навсегда.

Продолжение