Валерий Колпаков
Период полураспада 1980-1982.
декабрь 2016 года, январь 2018.
3
Глава 3. "Охота на "Аракс".
Снова вернемся к высказыванию Антолия Алешина:
-...когда начались гонения на жанр, стали заказывать статьи. Сейчас заказывают людей, а раньше заказывали статьи, что, в принципе, равносильно гражданской смерти. И заказали статью. В Перми была критик.
- Почему была? Умерла?
- Да, некоторое время назад. Царствие ей небесное. Поэтому не хочу называть её фамилию. Говорят, она была хорошим, интересным человеком. Но… Статья была профессиональная, талантливая, но разгромная.
- Это и послужило формальной причиной для расформирования «Аракса»?
- В принципе, да! Это была зацепка!
«Аракс» давал по три концерта в день, пятьдесят концертов в месяц и триста пятьдесят концертов в год. Но, наша преданность рок-н-роллу сыграла с нами злую шутку. Мы подавали свои произведения в хард- и арт-роковой форме и именно на это обратили внимание чиновники. За «Араксом» началась настоящая охота...
Давайте обсудим эту "охоту на Аракс". Чтобы понять была ли она в действительности, надо ответить на три простых вопроса:
1. Кто был Заказчиком?
2. Какова была цель?
3. Почему "Аракс"?
Внятный ответ на первый вопрос никто из тех, кто придерживается этого мнения дать не смогут. Туманные намеки на каких-то мифических чиновников выглядят не убедительно.
Попробуем скрестить фантазию с теорией.
Поскольку, "заказные" материалы с критикой "Аракса" приходили из разных мест страны, то подобное было бы под силу только Министерству культуры СССР.
Ответ на второй вопрос самый простой- целью "охоты" было уничтожение "Аракса".
Ответ на третий вопрос самый трудный.
Его просто нет, если рассуждать здраво, а не страдать манией величия. Фразы про "якобы, скандальный имидж" или еще более смешная "приверженность к рок-н-роллу" настолько далеки от реальности, что обсуждать их бессмысленно.
Ничего из этого набора никакой роли в печальной судьбе "Аракса" не сыграло.
Зачем МинКульту СССР нужно было организовывать "заказные" материалы, если оно могло легко прекратить существование любого своего коллектива без всяких сложных комбинаций?
А зачем МинКульту СССР "уничтожать" успешный кассовый состав?
Таких по всей стране не больше двух десятков. Их катастрофически не хватает. Их рвут на части все филармонии. Прекращение их существования принесет по цепочке (см. про сольный концерт) колоссальные убытки МинКульту.
Зачем оно на это пойдет?
Какие причины могут толкать его к этому?
Нет ответов на эти вопросы.
Потому что нет никакой "охоты".
Вот Анатолий в качестве причины (зацепки) называет "заказную" статью из Перми. При этом он не говорит о сути статьи, о том, что там все неправда или клевета. Он говорит, что "статья была профессиональная, талантливая, но разгромная". С нее, как бы, начался "разгром" Аракса.
Сегодня мы можем
с этой статьей ознакомиться. И что мы там читаем? Статья вообще, не про "Аракс". Она про Пермскую филармонию и ее проблемы. "Аракс" упоминается там только в части претензий к тексту песни "Блюз о пьянстве" (из репертуара "Машины времени") и сценического поведения солиста. Автору, оно (поведение) показалось чрезмерным. Анатолий считает это "заказом" Аракса. Подразумевая, что никому без давление из вне не может не понравится "Блюз о пьянстве" и поведение солиста.
Я уже говорил раньше, что сборные концерты всем хороши для организаторов и участников, но не всем, для зрителей. Собирая на одно представление очень разных зрителей: поклонников Толкуновой и "Аракса", организаторы должны отдавать себе отчет в том, что, почти наверняка, первым не понравится выступление "Аракса" и наоборот. И если, молодые из второй группы, строчить письма в редакции, вряд ли, будут, то более возрастная вторая группа напишет обязательно. И таких писем в редакции газет и журналов в советское время приходили горы.
У меня есть
множество подобных архивных материалов.
Кстати, возвращаясь к пермской статье. Город Пермь, давно неравнодушен к Алешину. Еще в составе "Веселых ребят" в 1978 году, выступая в Перми, он попал под тамошние
критические стрелы. Претензии в тот раз тоже были в основном к сценическому образу Анатолия. И претензии эти удивительным образом схожи. Хотя в случае с "Араксом" фамилия солиста не упоминается. Но это еще не все. В обоих случаях (и в 1978 и в 1981) автором критики была музыковед А. Лаврова.
Еще одна
критическая статья 1981 года рассказывает о выступлении "Аракса" в Челябинске. Там тоже нет ни слова об их "приверженности рок-н-роллу" или еще какой-то белиберде, которую как-то (если сильно напрячься) можно притянуть к идеологии. Претензии: внешний вид, излишняя громкость и выступление всего 30 минут вместо 60.
И
третья статья из "Комсомольской правды" от 1 октября 1982 года тоже из этой же серии.
В ней, кстати, очень серьезно "наехали" на "Веселых ребят". Серьезней, чем во всех упомянутых статьях об "Араксе" вместе взятых. Но я не помню, чтобы
П.Я. Слободкин (к чести своей) когда-нибудь говорил, что это был заказной материал. И тем более этот материал не вызвал расформирование "Веселых ребят". Хотя в качестве наказания они были временно лишены права на гастрольную деятельность.
А были ли в прессе того времени положительные отзывы об "Араксе"?
Да, были. Причем, не просто в региональных газетах, которые никто не читал за пределами их регионов, а в самой что ни на есть центральной печати. А точнее, в газете "Советская культура" от 04.09.1981 года в большой статье
"ВИА: опасные повороты". В материале давался обзор летним выступлениям в Москве различных ВИА. В целом их критиковали за отсутствие индивидуальности и чрезмерном увеличении состава:
"Почему же на концертах этих коллективов не покидает ощущение, что они поют одну и туже песню, что они схожи между собой, как близнецы?"
Подобные претензии были обращены в адрес известных ансамблей:
"Чаривни гитары", "Ореол",
"Голубые гитары",
"Поют гитары",
"Шестеро молодых" и
"Лейся, песня".
Так вот, среди отрицательных отзывов в отношении вышеназванных коллективов, нашлись добрые слова в адрес "Диалога" и "Аракса". В частности в адрес поледнего было сказано следующее:
"Правда, были и исключения. Например, песенные обработки группы "Аракс". Они отличаются рациональным и разнообразным использованием художественных возможностей состава ВИА, в который входит всего шесть артистов (три гитариста-соло, ритм, бас, -ударник, органист и солист-певец"). И дело, вероятно, не в количестве голосов и инструментов, а в уместности каждого из них в партитуре, в профессиональном уровне аранжировки. А неоправданное увеличение числа участников групп нередко нарушает саму специфику ВИА, как разновидности ансамблевого исполнительства."
Короче говоря, "охота на Аракс" в прессе существовала только в некоторых головах.
Желание "героизировать" свое прошлое в принципе свойственно всем людям, а публичным в особенности.