1980-82.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков

Период полураспада 1980-1982.

декабрь 2016 года, январь 2018.
5

Глава 5. Дан приказ...

Принято считать, что в 1982 году начались идеологические "гонения" на ВИА и рок-группы. И что начало этим "гонениям" положил приказ Министерства культуры СССР "О проведении в 1982 году всесоюзной тарификации ВИА".
На самом деле такого приказа не было.

В преддверии Олимпиады-80 культурная среда в стране стала более либеральной. А учитывая тот факт, что советская эстрада к тому времени уже 20 лет жила исключительно на основе рыночных отношений, то подобные деяния власти были восприняты некоторыми "деятелями" культуры, как окончательная победа капитализма в одной отдельно взятой области общественной жизни.

"Неужели советская власть кончилась?.." - мечтательно думаю я.
(АЛЕКСАНДР СТЕФАНОВИЧ - ПУГАЧЁВОЧКА. КОНЦЕРТ В ЧЕТЫРЁХ ЧАСТЯХ)
А.Пугачевой на стадионе «Локомотив» в Симферополе в июле 1979 года.

Период времени вокруг Олимпиады-80 был насыщен феноменальным количеством финансовых афер на эстраде. Одна из самых громких была с участием А.Пугачевой на стадионе «Локомотив» в Симферополе в июле 1979 года, где она давала по 5 концертов в день целую неделю:

-Подпольные администраторы заявляли в официальных документах, что на каждом концерте было две-три тысячи зрителей, а на самом деле их собиралось в десять раз больше. «Непроданные» билеты как бы сжигали по акту, но на самом деле продавали, а разницу присваивали.
Самым захватывающим моментом в этой афере был дележ полученных денег. Я не помню точно, сколько стоили тогда билеты, кажется, три-пять рублей. По-любому, со стадиона за один концерт выходило не меньше ста-ста пятидесяти тысяч. Государству сдавалась десятая часть. «Излишки» нужно было сразу же поделить и увезти с глаз долой.
Однажды я случайно зашел в служебное помещение под трибунами (а меня, как «своего», всюду пропускали) и увидел фантастическую сцену. На бильярдный стол вывалили гору денег высотой в метр — выручку за один концерт. Рядом стояли очень нервные люди. Один из них засовывал палку в середину денежной кучи и резко дергал ее вверх. Деньги распадались на две части. Каждую из них тоже делили палкой. Очень быстро — вжик, вжик. В результате получалось четыре кучи денег. Участники дележа моментально сгребали купюры в пластиковые пакеты, торопливо уминая рубли, трешки, пятерки, десятки, и разбегались в разные стороны. Одна четверть, думаю, шла городским властям, вторая — милиции, третья — руководству стадиона, четвертая — администратору, организовавшему гастроли. Что-то перепадало певице и ее ансамблю. Но солистка и музыканты получали сущие гроши по сравнению с остальными...
Прошло несколько месяцев. И вот однажды в нашей московской квартире появляется концертный администратор Аллы - не просто бледный, а зеленый от страха. Со словами: "Алла Борисовна, я из прокуратуры. Они требуют вашей крови" - он падает на стул. Ноги его не держат.
Аллу начинают тягать на допросы. И меня туда приглашают - как свидетеля...
Потом я узнал, что прокуратура занималась гастролями Пугачевой не только в Симферополе, но и еще в двух или трех городах. Самый громкий процесс состоялся в Иркутске. За все "ответил" Саша Авилов, руководитель ее ансамбля "Ритм". Он получил четыре года. Пугачева приезжала на суд, возмущалась, но это был не более чем красивый жест. Алла понимала, что на скамье подсудимых могла оказаться она сама...

(АЛЕКСАНДР СТЕФАНОВИЧ - ПУГАЧЁВОЧКА. КОНЦЕРТ В ЧЕТЫРЁХ ЧАСТЯХ).

Помимо известности А.Пугачеву спасло и то, что в 1980 году она стала Заслуженной артисткой РСФСР.
Кстати, после того, как Авилова посадили, "Ритм" в 1980 году приказом по Росконцерту был расформирован. Если бы А.Авилов сегодня был бы жив, то он тоже мог бы рассказать про "охоту" на "Ритм".
И этот рассказ был бы много интересней "охоты" на "Аракс".
История с А.Пугачевой не была исключением в тогдашней эстрадной жизни. Не будет преувеличением, если я скажу, что подобные фокусы показывали во всех концертных организациях СССР.
Пока не закончилась Олимпиада-80 подобные вещи не афишировались, а правоохранителей держали на коротком поводке. Но это был всего лишь вопрос времени.

Гром грянул в 1981 году в виде ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ СССР от 13 августа 1981 г. N 478 "ОБ ОПЛАТЕ АРТИСТОВ - КОНЦЕРТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЗА ВЫСТУПЛЕНИЯ В КОНЦЕРТАХ И ЗА ГАСТРОЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В СПЕКТАКЛЯХ".
Он касался не только ВИА, а всех профессиональных артистов. Согласно этому приказу все они должны были в течение III и IV кварталов 1981 года пройти перетарификацию. И с 1 января 1982 года начать работать по новым концертным ставкам.
На первый взгляд это был технический приказ, который вводил новые стандарты оплаты труда. И тем самым отменял устаревшие нормативные документы за период с 1960 по 1976 годы.
Этот приказ никак не мог инициировать "гонения" (имеется ввиду, конечно, идеологические) на ВИА. Он был направлен исключительно на борьбу с финансовыми нарушениями, которые с появлением новых кумиров (рок-групп) в дополнение к старым (ВИА) приобрели невиданный размах. Этот приказ закрывал для артистов некоторые привычные и любимые способы больших заработков.

Одним из самых эффективных таких способов была работа на фондовых концертах.
Здесь дело обстояло следующим образом. Отработав в своей концертной организации положенное количество концертов, ансамбль заключал договор с другой филармонией и за счет ее нештатного фонда заработной платы отрабатывал там оговоренное количество концертов, получал там же деньги и переезжал дальше. Поскольку популярные коллективы могли давать 2-3 концерта в день без проблем, то легко посчитать, что особо отчаянные из них, работая на износ, могли делать по 60 и более концертов в месяц.
Приказ №478 эту лазейку закрывал:

"Концертным организациям запрещается привлекать к выступлениям исполнителей, работающих в других концертных организациях. Расчеты по заработной плате с этими концертными исполнителями должны производиться только по месту их основной работы. Концертным организациям запрещается выплата вознаграждения исполнителям, работающим в других концертных организациях, за счет нештатного фонда заработной платы..."

Другим способом "накрутить" зарплату артиста было проведение максимально возможного количества концертов за день. Минимум три, а лучше пять. Мне приходилось слушать и более значимых цифрах, хотя к ним я отношусь с недоверием.
Приказ №478 этот способ прикрывал тоже:

" Артисты всех жанров могут привлекаться к участию в сольном концерте не более одного раза в течение дня. В отдельных случаях при выезде на гастроли с разрешения дирекции концертной организации, направляющей артиста, может быть разрешено участие не более чем в двух сольных концертах в один день при условии, если это не отразится на художественном уровне выступлений."

Как видно из этого приказа, закрывая возможность делать больше двух сольных концертов в день, МК СССР оставляло здесь лазейку для концертов сборных. Еще раз продемонстрировав свои приоритеты в этом вопросе.
Этот приказ положил начало чистки советской эстрады по линии ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности).
Вот в эту чистку в 1982 году попал и "Аракс". И попал справедливо. Однако напомню, что само уголовное дело было возбуждено только в отношении В.Гольденберга.
Это уголовное дело получило широкую огласку в "деловом" мире эстрады. Там все прекрасно понимали, что мишенью в данном случае был не "Аракс", а "великий и ужасный" Валерий Гольденберг, связи которого уходили далеко на верх.
Как обычно, в таких случаях требовалось найти крайнего. Наивный "Аракс" подходил для этой цели идеально. Им и пожертвовали с легкостью невероятной.

Прежде чем продолжить нашу историю, давайте посмотрим на ситуацию к 1982 году на советской эстраде в ее ВИАшном сегменте.
Фестиваль "Тбилиси-80" провел рубеж, который разделил ВИА эру на "до" и "после". Жанр ВИА стал стремительно деградировать. Их количество к тому времени сильно выросло и это автоматически стало сказываться на качестве.
Возник кадровый дефицит хороших музыкантов. Прежде всего прекратилась мощная подпитка из лучших представителей самодеятельности. Они получили возможность собственной реализации через нарождавшиеся рок-группы. В ВИА перестали появляться новые идеи. Они занялись откровенной халтурой и их исполнительский уровень сильно упал. Все это не прошло незамеченным для зрителя. В МК СССР и союзных республик пошли вереницы писем со всей страны с жалобами на "гастролеров".
Некоторые из них я упоминал в главе 3.
Количество таких писем во все инстанции возрастало. Отмахнуться от проблемы дальнейшего существования жанра ВИА становилось невозможно. Концертные организации, чтобы отвести удар от себя перешли к крайним мерам по отношению к проштрафившимся коллективам- их стали расформировывать. Однако, коснулось это только малоизвестных и малопопулярных ансамблей. В итоге можно смело утверждать, что на основании критических писем с мест не был расформирован ни один известный и популярный ВИА.

А кто же был?
В качестве подобного примера могу рассказать историю о бесславной кончине рок-группы "Ереван" (Армконцерт). Вряд ли, кто-нибудь о ней слышал и, вряд ли, она заслужила бы нашего внимания, если бы ею не руководил певец (и киноартист) Араик Бабаджанян- сын известного советского композитора Арно Бабаджаняна.
В январе 1983 года (или в конце 1982) группа гастролировала в Благовещенске. После этих гастролей в редакцию газеты "Советская культура" пришло критическое письмо, где авторы писали, что, по их мнению, они попали в спортзал, где артисты демонстрировали свои спортивные навыки под рев музыки. Кроме того, конферансье в паузе концерта рассказал историю, как мужчина по телефону сообщает жене, что купил ей в подарок "один предмет женского туалета", а она никак не поймет, что именно. Когда концерт продолжился, то сверху на сцену на веревочке спустили этот самый "предмет женского туалета" в качестве подарка для зрителей.
17 февраля 1983 года в той же газете опубликовали ответ директора Союзконцерта Н.Бутова на письмо из Благовещенска. Где, в частности, говорилось:
"За недостойное сценическое поведение, несовместимое с высоким званием советского артиста, а так же низкий художественный уровень программы Союзконцерт лишил права гастролей по межреспубликанскому обмену рок-группу Армконцерта "Ереван" под руководством А.Бабаджаняна сроком на один год...
Союзконцерт обратился в Министрество культуры Армянской ССР с просьбой рассмотреть вопрос о персональной ответственности руководителя коллектива А.Бабаджаняна..."
22 марта последовал ответ Армконцерта:
"Учитывая низкий художественный уровень, слабую дисциплину и многочисленные отрицательные отзывы зрителей и прессы, Армконцерт принял решение ансамбль "Ереван" расформировать. А. Бабаджаняну за слабое руководство коллективом объявлен выговор. Ему запрещено впредь руководить ансамблями..."
Так закончилась судьба рок-группы "Ереван", но не судьба её руководителя. Через год в марте 1984 года я сам лично был на концерте Араика Бабаджаняна и группы "Фавориты". Всё было вполне пристойно. Мне даже удалось пообщаться с музыкантами и сделать запись этого концерта.

А был еще ансамбли, пострадавший в тоже время, по сходным с "Араксом" криминальным причинам?
Да, были.
В том же 1982 году за незаконное приобретение дипломов для своих артистов попал под следствие руководитель ВИА "Здравствуй, песня" А.Хаславский. К тому времени это был ансамбль из первой десятки по популярности в стране. Более того, 1982 год стал в его судьбе самым удачным за всю его историю. Именно эти обстоятельства спасли группу от расформирования. За неё и её руководителя вступилась филармония, многие деятели культуры подписали письмо в защиту Хаславского. В итоге руководитель получил срок, артисты, получившие липовые дипломы были уволены, но сам ВИА "Здравствуй, песня" был сохранён для филармонии и продолжил работать.
Через год такая же история случилась с ансамблем "Шестеро молодых". На его руководителя Вилена Дарчиева было заведено уголовное дело по факту незаконной продажи концертной аппаратуры. В итоге он был арестован и осужден, а ансамбль приказом по филармонии расформирован.

Расформирование коллективов, "попавших под статью", было стандартной практикой в концертных организациях СССР.
Продолжение