1980-82.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков

Период полураспада 1980-1982.

декабрь 2016 года, январь 2018.
6

Глава 6. Легенды и мифы "Аракса".

Вернемся к "Араксу".
Рассмотрим причины, которые фигурировали в приказе о расформировании "Аракса". Сам приказ найти не удалось, поэтому воспользуемся вариантами его пересказа.
Наиболее полно высказался А.Алешин:

-Его разогнали приказом Главного управления культуры Московским области. Мы тогда работали от областной филармонии, и нас расформировали с формулировкой «за неоднократное нарушение гастрольных правил и финансовой дисциплины с лишением аттестатов артиста без права совместной работы на советской эстраде» и прилагающимся списком всех наших фамилий. Приказ разослали по всем филармониям.

Уже из этих слов понятно, что "приверженность к року" тут не при чем. Чистая уголовщина.
А вот более поздний пересказ:

-в августе 1982-го в связи с развёрнутой кампанией властей по борьбе с роком "Аракс" был официально распущен указом Министерства культуры РСФСР. Причём формулировка была поистине абсурдной: музыкантам было пожизненно (!!!) запрещено играть вместе!"

Здесь уже криминала нет, фигурирует указ Министерства культуры РСФСР и запрет на совместную работу становится пожизненным.
Этот отрывок из истории "Аракса" воплощает в себе весть тот абсурд, который годами громоздили вокруг этого события разные "авторы" и "свидетели".
Никакой "развёрнутой кампании властей по борьбе с роком" в 1982 году не было. Это была, начатая еще в 1981 году, чистка музыкальных рядов, которая была вызвана объективной фактом их концертно-криминального разгула, и как следствием этого, профессиональной деградацией коллективов.
Министерство культуры РСФСР никакого указа НИКОГДА не издавала. В соответствии с Конституцией СССР, УКАЗЫ издавали Президиум Верховного Совета СССР, Президиумы Верховных Советов союзных и автономных республик. "Аракс" был распущен на основании приказа Московской областной филармонии, которая была подразделением Главного управления культуры Московским области.
Этот приказ не мог запретить музыкантам играть вместе не только пожизненно (это бред), но и вообще.
В УК РСФСР были статьи связанные с хищение государственного или общественного имущества по которым преступник в дальнейшем лишался права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако максимальный срок на такой запрет не превышал пяти лет. И это могло быть сделано только на основании решения суда, и никак не могло быть оформлено каким либо приказом в отношении конкретных людей.
Напомню, что уголовное дело было возбуждено только в отношении трех администраторов МОФ, а не в отношении музыкантов "Аракса". Так что после решения суда, только эти трое могли быть лишены права заниматься своей (административной) деятельностью на всей территории СССР от года до пяти лет. Хоть вместе, хоть по отдельности.

Но даже это еще не все.
Решение суда по этому делу не было не только в 1982, но и в 1983, в 1984, в 1985, в 1986 годах. Решение суда по этому делу было оглашено только в 1987 году.
Не зная некоторых деталей, могу тем не менее представить как в реальности выглядела та ситуация.
Чтобы понимать дальнейшие события, надо представлять себе иерархическую подчиненность концертных организаций фигурирующих в нашем рассказе.
МОФ входила в структуру Главного управления культуры Московским области, которое подчинялось Министерству культуры РСФСР. Последнее починялось Министерству культуры СССР.
Все действующие музыканты работали в МОФ. Юрисдикция МОФ не распространялась дальше административных границ Московской области. Когда "Аракс" был расформирован, а все музыканты уволены, то само название группы осталось принадлежать МОФ.
Наверняка, филармония держало в голове мысль, что после завершения уголовного дела, сможет набрать под этот популярный брэнд новых музыкантов, которые и продолжат "окучивать" стадионы.
Бывшие музыканты попытались устроиться в несколько филармоний на территории РСФСР, но их не взяли. Не взяли их потому, что они пытались устроится, как группа "Аракс".
А после ее расформирования Министерство культуры РСФСР издало приказ о запрете принимать на работу группу "Аракс" на территории РСФСР в составе упомянутых музыкантов. Обоснованием этому приказу было расследуемое уголовное дело. При этом сами музыканты, при желании, могли устроиться в любую концертную организацию РСФСР (кроме МОФ).
Теоретически они могли бы устроится и, как "Аракс", в любую республиканскую филармонию, на которые уже юрисдикция Министерства культуры РСФСР не распространялась.
Такое уже случалось. Например, уволенный из Кемеровской филармонии руководитель ВИА "Лейся, песня" В. Селезнев устроился на работу в "Таджикконцерт" и там создал такой же коллектив, хотя права на это название оставались за Кемеровской филармонией.
Однако, в данном случае подобный финт, вряд ли бы, получился, поскольку за этим названием стояло действующее уголовное дело и никакой руководитель, даже не подчиненный Министерству культуры РСФСР, не стал бы искушать судьбу.

Есть еще пример подобного рода, рассказанный Владимировм Михайловым:
-Меня взяли в Волгоградскую филармонию в ансамбль, которым руководил клавишник Николай Левин, а солисткой была его супруга – Зоя Рудник. Потом Коля взял фамилию жены и стал Рудником. Ансамбль назывался «Волгоградцы».
Мы поехали на гастроли в Горький... После Горького мы поехали на очередной отборочный тур конкурса артистов эстрады уже в Саратов. Помню, что там участвовали очень симпатичные ансамбли «ВИА-Мари» из Йошкар-Олы, «Венец» из Ульяновска. Там случилась массовая пьянка и утром нас выселили из гостиницы. В Волгоград полетела телеграмма и наш коллектив расформировали.


После такого события Рудники уехали в Крым в ВИА "Крымские зори", солисткой которого стала Зоя Рудник, а Михайлов уехал в Рязанскую филармонию в ВИА «Рязанские парни».

О том, что по факту никакого запрета на совместную работу музыкантов не было и быть не могло, становится ясно, если проследить судьбы всех уволенных из МОФ музыкантов "Аракса".
В том же 1982 году Рудницкий и Моргулис уходят вместе в "Аэробус", а Мардалейшвили и Абрамов к С.Намину.
При этом хочу отметить, что и "Аэробус" и группа С. Намина работали в юридическом поле Министерства культуры РСФСР.
В 1983 году Мардалейшвили и Абрамов создают при Полтавской филармонии группу "Феникс", где с ними работал и Алешин.
И никакой "пожизненый" запрет "на всей советской эстраде" никому из них не помешал работать вместе.

Начатую в 1981 году чистку эстрадных рядов, к сожалению, завершить не удалось. Хотя с приходом во власть Андропова в 1982 году она приобрела размах.
Виктор Дорохин рассказывал мне в связи с этим такой эпизод:

-Когда к власти пришел Андропов, то началась компания по ужесточению трудовой дисциплины и искоренению тунеядства. Это очень сильно ударило по работникам творческих профессий.
Тогда мы создали при комитете Литераторов Песенную секцию. Туда вошли Слободкин, Намин, Гранов, Маликов, Макаревич, Матецкий и многие другие. Туда вошли люди, которые по каким-то причинам не могли стать Членами Союза Композиторов.


После Андропова в 1984 году пришел Черненко и "репрессии" были свернуты (В.Гольденберг вышел из СИЗО, где содержался до суда), а в 1985 году подоспела "перестройка".
В 1987 году, наконец, было объявлено решение суда, по которому все подсудимые были ОПРАВДАНЫ.

Если с проблемой не бороться, то она будет только прогрессировать. Так и случилось. Это привело к невиданным по масштабам финансовым махинациям и падению общего уровня профессиональной эстрады в ее ансамблевом сегменте.
Так что появление "Ласковых маев" и "Миражей", похоронивших все надежды "рок-бунтарей" 70-80-х, надо считать справедливым возмездием за проваленные реформы.

Как гримасу судьбы можно воспринимать теперь тот факт, что В. Гольденберг, как раз, и был тем, кто триумфально вывел "Ласковый май", как когда-то "Аракс", на стадионы.
Окончание