Валерий Колпаков.
Светлые воспоминания.
(сентябрь 2017)
1
Николай Старостин.
|
Я дитя войны (даже имею соответствующее удостоверение). В 1943 году моему отцу
представилась возможность навестить свою семью и родных, и 24 апреля 1944 года в
с. Приволжье Безенчукского района, Куйбышевской области появился на свет я –
Старостин Николай Константинович. Судьба так распорядилась, что после войны отец
создал новую семью. Мама осталась с двумя детьми на руках - сестра, на девять
лет меня старше, я и еще бабушка. Время было голодное и холодное. Всю войну и в
послевоенное время мама работала в совхозе шофером на грузовой машине –возила
сельхозпродукты в город. Хлебнула сполна – недоедала, недосыпала, проваливалась,
застревала в ледяной воде матушки - Волги. Умела все- справлялась и с мужской и
женской работой. Могла и машину перебрать и собрать, и одеяла перестегать, и
шерсть прясть, и шить, и вязать и много еще чего умела - жизнь заставила и
научила.
В 1948 году мы переезжаем в г. Куйбышев (ныне г. Самара). Мать
устраивается проводником почтового вагона на Куйбышевскую железную дорогу. Меня
определили в детский сад, как в интернат, на всю неделю,из которого я постоянно
умудрялся сбегать. Мать хотела доказать отцу, что сможет одна поднять нас -
воспитать и дать достойное образование.
В 1951 году пошел в 1-й класс, через
год, в 1952 году поступил в музыкальную школу № 1 (считалась главной) на фортепианное
отделение. Приобрести пианино нам в то время было не под силу, и первым моим
инструментом был лист ватмана с нарисованными клавишами, затем было фортепиано
взятое на прокат. Вспоминаю наше послевоенное детство, когда праздновали и
гуляли семьями, дворами, накрывали столы -пели и плясали. Детвора была
разношерстная – мама очень боялась, чтобы я не попал в плохую компанию и
всячески пыталась найти мне занятие -часто водила в Театр юного зрителя, что
зародило во мне интерес и тягу к миру искусства. После просмотренного спектакля
записывал по памяти полностью его сценарий. Часто устраивал во дворе
представления с переодеваниями и ролями, что очень нравилось детям и родителям.
Как сейчас помню, первый спектакль «Чиполлино» пытались играть и петь
простенькие песенки, аккомпанировала маленькая девочка на большом баяне. Все
были довольны. Что еще из детства- за хорошую успеваемость и примерное поведение
был поощрен поездкой в Международный детский лагерь «Артек».
В 1961 году поступил в Куйбышевский Государственный педагогический институт им В.В.Куйбышева
на музыкально- педагогический факультет. Обучаясь в институте, приоритетным
занятием было совершенствование исполнительского мастерства игры на фортепиано.
Я мог сутками, забывая о времени и еде, разбирать сложные фортепианные
произведения (2-ой концерт Рахманинова, концерт Сен- Санса, произведения Листа,
Шопена и т.д.).
-Скажите, каков был музыкальный фон того времени? Что из себя представляла тогдашняя эстрада (в начале 60-х)?
То далекое, ушедшее время нашей юности возвращает нас в состояние
оптимизма, позитива, созидания, ликования - в мир мечты и надежд в светлую
радостную жизнь. На праздничных парадах звучали песни-гимны, песни-марши,
прославлявшие нашу страну. Патриотические песни воспитывали у народа любовь к
Родине, родному краю, военные песни были напоминанием о Великой Отечественной
войне и её героях. Наш гражданин Ю.Гагарин был первым покорителем космических
вершин – тогда появились песни об освоении космоса. Народ знал и любил
лирические и авторские песни,молодежные - с танцевальными ритмами. Знал певцов и
артистов, исполнявших этот песенный репертуар.
На эстраде в то время была мода на высокие, женские голоса: Ружена Сикора-«Малыш», Нина Дорда- «Поезда»,
Ирина Бржевская – «Хороши вечера на Оби», Гелена Великанова –«Ландыши», Мария
Пахоменко- исполняла песни своего мужа композитора А. Колкера, Лариса Мондрус
–так же исполняла много музыки своего мужа, композитора Э. Шварца, Аида Ведищева-
много музыки к кинофильмам , Тамара Миансарова-«Пусть всегда будет солнце»,
Валентиина Дворянинова- «Как тебе служится», Нина Бродская-«Снежинка»и др.
Из мужчин- вокалистов популярны были: Иосиф Кобзон – певец гражданской
направленности, песен о войне, исполнитель цикла песен «А у нас во дворе»,
Муслим Магомаев – непревзойденный король советской песни- «Королева красоты»,
«Песня о Москве», «Голубая тайга», «Чертово колесо», «Свадьба»,
Валерий Ободзинский- тонкий исполнитель любовной
лирики- «Эти глаза напротив», «Вечная весна», Эдуард Хиль –«Вокализ», «Зима»,
Вадим Мулерман-«Трус не играет в хоккей»,«Лада» и др.
Начало 60-х совпало с расцветом, именно, вокальных ансамблей: «Гая», «Орэро», «Диэло», «Четыре Ю»,
ансамбль «Романтики» п/р А.Броневицкого, позднее ставшим «Дружба», где солисткой
была Э. Пьеха, американский дуэт - сестры Берри, японский квартет «Дак-Дакс».
Женские вокальные квартеты: «Улыбка» (рук. Э.Ольховская), «Советская песня» (рук.
Р.Романовская), «Аккорд» (рук.З.Харабадзе), ленинградский квартет «Петрушка»
(рук. М.Леонтович).
-Что с Вами было дальше?
Я мечтал о карьере пианиста. Но, как всегда, повороты судьбы не нами придуманы. А
история такая. В институте был организован октет из восьми человек, меня, как
хорошего пианиста- концертмейстера пригласили аккомпанировать этому ансамблю. В
репертуаре коллектива были песни советских и зарубежных композиторов.
С репертуаром было не просто. Снимали музыкальный материал с привезенных пластинок,
магнитофонных записей популярной зарубежной эстрады, что-то писали сами. В
концертах институтский октет исполнял произведения acappella и в сопровождении
фортепиано. Инструментального сопровождения не было.
Многочасовые репетиции и занятия с коллективом по- настоящему увлекли меня, и я начал делать
свои первые аранжировки для вокального октета. Мы много выступали в молодежных
клубах. Нашей зрительской аудиторией были учащиеся и студенты различных учебных
заведений города. С октетом даже довелось по линии дружеского обмена между
городами- побратимами побывать в Чехословакии. Мы исполняли песни на чешском
языке, было очень много незабываемых встреч, знакомств, экскурсий по красивейшим
достопримечательностям Праги.
-Вы делали только вокальные аранжировки? Как Вы делали аранжировки? Что (или кого) брали в качестве примера?
Аранжировки я делал для вокального коллектива, непосредственно
для институтского октета – это были мои первые пробы написания аранжировок. Мне
очень нравилась американская группа «Семья Доули» - 8 человек (смешанный состав).
В их исполнении впервые услышал композицию «Чаттануга- Чу-Ча». Расклад голосов я
взял за основу в своих вокальных аранжировках. Много слушал и анализировал
всевозможные группы- тогда популярна была в Союзе зарубежная эстрада, а именно,
польская, чешская, немецкая, а так же английский квартет «Битлз». Поскольку было
запрещено исполнение песен на английском языке, мы писали русские тексты, не
всегда соответствующие оригиналу перевода («Облади-облада»). В нашем репертуаре
были песни с русским переводом -Дж.Керн «Дым», Г.Миллер «Серенада», Д.Мадуньо
«Луна». Большой интерес вызывал у меня французский октет «Swinger Singers»,
исполнявший классическую инструментальную музыку в переложении для вокала
acappella. Так появились в нашем репертуаре «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»
А.Хачатуряна, «Партита» c-moll Баха, «Турецкий марш» Моцарта, музыкальная
композиция на тему песен из к/ф «Серенада солнечной долины» Г.Уоррена и Г.Миллер.
В 1965 году окончил институт и был распределен в Куйбышевское
педагогическое училище преподавателем-концертмейстером. В этом же году был
призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в Ансамбле песни и пляски
Самаркандского гарнизона в качестве хормейстера. Армейскую службу и друзей
вспоминаю с сердечной теплотой.
В 1966 году, по окончании службы, вернулся на работу в педагогическое училище. И опять случай. Четыре студентки попросили
меня подготовить концертный номер к новогоднему вечеру. Этот состав и стал
впоследствии первым коллективом, с которым я начал работать на профессиональной
сцене. В нашем репертуаре были «Лунная серенада» Г. Миллера, «Дым» Дж. Керна,
произведения А. Петрова, вокальные обработки классических произведений
популярного в 60-е годы вокальной группы Swingles Singers.
В 1968 году коллектив принял участие в III Куйбышевском джаз-фестивале «Весна-68» городов
Поволжья, посвященного 50-летию ВЛКСМ и стал лауреатом I степени. На этом
мероприятии происходит судьбоносное знакомство с композитором Ю.С.Саульским,
который услышав наш ансамбль («Кристалл» в то время название), приглашает в ВИО-
66, создателем и руководителем которого он являлся. Девчонки к этому времени
заканчивают училище. Переезжаем в Москву: Мила Соколова, Саша Денисова, Тоня
Сухорукова, которая в последствии создала трио «Маренич» и я. В ноябре 1968 мы
были зачислены в Московское объединение художественных коллективов Росконцерта в
ВИО-66 п/у Ю. Саульского. Начинается новая страница нашей творческой биографии.
Работа в оркестре была интересная – много гастролей, концертных выступлений по
стране, записи на радио. В оркестре в то время работали молодые вокалисты,
которые в последствии стали известны и популярны – Валентина Толкунова (как же
она была хороша!), Олег Ухналев,
Анатолий
Могилевский, Тамара Джиба, Валентина Иванова,
Георгий Мамиконов. Помимо пения в
вокальной группе, наш квартет исполнял несколько сольных номеров, которые тепло
принимались зрителем.
ВИО-66:
Слева-направо: Вячеслав Толмачев, Николай
Старостин, Анатолий Савельев.
Солист - Георгий Мамиконов.
За роялем -
Михаил Шевцов. |
-Расскажите про ВИО-66?
ВИО-66- вокально -инструментальный джаз- оркестр, созданный композитором Ю.Саульским. Он состоял
из талантливых музыкантов и певцов, которые в последствии стали известны и
популярны.
Народная артистка РФ Валентина Толкунова – начала работу на
эстраде, в ВИО-66 в составе вокальной группы. После ухода из оркестра работала
на радио, где начала сотрудничать с известными композиторами Пахмутовой,
Аедоницким, Колмановским («Жалейка», «Стою на полустаночке», «Поговори со мною
мама», «Серебряные свадьбы») и др. Всенародная любимица. Светлая память! Рано
ушла из жизни.
Анатолий Могилевский -рижанин, исполнял песни из репертуара Т.Джонса, Ф.Сенатра, Э. Хампердинка. Отличался ярко выраженной западной манерой
исполнения, пользовался большим успехом публики. Эмигрировал в США, где успешно
сложилась его творческая карьера, пожалуй, одного из немногих наших артистов.
Валентина Иванова – талантливый музыкант, с трагической судьбой, пела в
группе, затем создала свой квинтет «Вдохновение». Мало пожила, вспоминаю ее с
теплотой. После её ухода из жизни, коллектив возглавил ее муж Валерий
Константинов. В настоящее время является руководителем вокальной группы «Вокал -
Бенд», сотрудничает с известными эстрадными исполнителями.
Тамара Джиба – исполняла популярные шлягеры западной эстрады, кроме этого - песни советских
композиторов- ( А.Мажуков «Все до поры», Т.Бабаев «Осень»). Выйдя замуж за
саксофониста М.Чуриченко, уехала в Америку.
Олег Ухналев -пел советские эстрадные песни гражданской направленности- красивый, фактурный, обладал бархатным баритоном.
Георгий Мамиконов – пел в вокальной группе и исполнял сольный номер «Лунный камень»-А.Островский- И.Кашежева, создатель и
художественный руководитель шоу-группы «Доктор Ватсон».
Вио-66 пропагандировал советскую джазовую музыку (Ю.Саульский «Элегия», И.Петренко
«Посвящение») и песни советских композиторов в современных аранжировках.
Обращался оркестр и к лучшим образцам зарубежной песни и джазовой музыки (Г.
Манчини «Весенний блюз», Ч.Ллойд, обр. Ю.Цугунова «Самба», К.Портер, обр.А.
Мажукова «Композиция»).
Проработав в оркестре около года, все иногородние артисты, а их было больше половины, за неимением московской прописки вынуждены
были уволиться из Росконцерта. Перед коллективом стал вопрос о трудоустройстве.
И тут получаем приглашение на работу от директора Владимирской областной
филармонии А.Гапонова и худрука В.Далакяна. В мае 1969 были зачислены в
концертную группу «Владимирские узоры» с участием известного конферансье
Вилена Дарчиева и эстрадного исполнителя
Александра Попова. Так же в коллективе работали Ленинградские артисты Татьяна
Богословская и Валерий Агранов.
«Владимирские узоры» - так называлась эстрадная программа, сценаристом и
постановщиком которой был режиссер ЦТ С.Салиханов, музыку написал музыкальный
редактор ЦТ К.Титар. Программа была с русским стилизованным уклоном. Были
построены декорации и расписаны красочные задники под Гжель. Состав исполнителей
был традиционным для эстрады того времени, а именно: солисты-вокалисты – В.
Агранов -исполнитель русских народных песен и романсов, Т.Богословская –
исполнительница лирических эстрадных песен, С.Каратаева - популярные зарубежные
шлягеры, В. Дегтярева – джазовая певица, семейный танцевальный дуэт Москвиных -
русский танец и танцы 30-40х годов, были и цирковые номера.
Первый состав
«Кристалла» : Николай Старостин, Мила Соколова, Тоня Сухорукова, Саша Денисова,
Владик Куканов.
|
Наша вокальная группа (тогда мы назывались «Кристалл» -пять человек) была задействована на
протяжении всего концерта- это и вокальные заставки и сольное выступление:
«Владимирские узоры» -вступительная заставка, финальная песня и выступление
сольными номерами ( С.Каминский «Масленица», Купревич «Хоровод», К.Титар «Вечный
двигатель», М.Блантер «Над заливом», Б. Мокроусов «Одинокая гармонь», М.Блантер
«Лучше нету того цвета», «Частушки») и др. Инструментальная группа из Ленинграда
(6 чел) п/у С. Данилевича аккомпанировала всем участникам концерта. Программу
вел конферансье Вилен Дарчиев (пародист- куплетист). Работу на сцене Дарчиев
совмещал с административной, являясь бригадиром коллектива – это расселение в
гостинице в гастрольной поездке, разрешение конфликтных ситуаций дисциплинарного
характера, выдача суточных,которые частенько забывал раздавать, и мы вынуждены
были просить помощи у родных. Позже мы узнали, что Дарчиев был осужден за
финансовые нарушения и закончил свой путь в заключении.
Этим составом мы объехали всю Владимирскую область. Концерты проходил на « ура» при полных залах.
Это было время трудностей и испытаний на выживание: часто не
выплачивались суточные (выручали денежные переводы из дома), забывали
забронировать гостиницу (приходилось ночевать на вокзале или в помещении
филармонии).
В этот период в филармонии работал очень интересный,
самобытный коллектив «Лявоны», который уже тогда исполнял белорусские народные
песни в современных обработках. ВИА «Лявоны» состоял из шести музыкантов.
Поименно назвать не могу, но соло-гитарист -это В.Мулявин. Долгое время ребята
находились на репетиционном периоде, много репетировали. Исполняли композиции
собственного сочинения и белорусские народные песни в современных обработках.
Филармония не предоставила должную звукоусилительную аппаратуру, поэтому не было
и концертов. Музыканты были в затруднительном финансовом положении, перебивались
как могли. Такое было время, и мы все через это прошли. Как такового
руководителя у них тогда не было – было творческое содружество музыкантов.
Вскоре коллектив переезжает в Минск и появился ВИА «Песняры.
Оригинальность их аранжировок оказало непосредственное влияние на наше
дальнейшее творчество. В результате появились русские народные песни в
современных аранжировках ( распевная «Ай, во поле липонька», плясовая «Травушка-
муравушка», шуточная «Дроля», лирическая «Зачем тебя я, милый мой, узнала»,
«Калинушка»-а caрpella и т.д.), так же популярные песни советских композиторов
(Лепин «Казачок», Купревич «Хоровод», Блантер «Над заливом», Милютин «Сирень-
черемуха» и др.). В этот период приняли участие в съемках новогоднего огонька
(1969) на Шаболовке с оркестром п/у Б. Карамышева, где исполнили попурри на темы
песен Ю. Милютина-Е. Долматовского из к/ф «Сердца четырех», а также в
телевизионной передаче «Вечерние мелодии» (реж. С.Алиханов) с песней Семена
Каминского «Масленица».
-Как вы туда попали?
Гастрольная поездка с «Владимирскими Узорами» по Московской области совпала со
съемками новогоднего огонька на Шаболовке, режиссером которого был С.Салиханов.
Зная наш ансамбль, он пригласил нас принять участие в съемках. Мы исполнили
песни-«Масленица»С.Каминского, «Вечный двигатель» К.Титара.
Вскоре неожиданно для нас Тоня Сухорукова выходим замуж, уходит из коллектива (такова
жизнь). Я начинаю активно искать новую вокалистку в группу. Искали довольно
долго. И во Владимирском педагогическом институте встретили студентку
музыкального факультета, обладавшую звонким, ярким сопрано и хорошей читкой с
листа, которая подкупила нас своим обаянием, непосредственностью и артистизмом -
это была
Вера Елфимова (будущая моя жена), с которой
«музыка нас связала, тайною нашей стала» на всю жизнь.
В июне 1970 Вера была зачислена во Владимирскую филармонию. В гастрольной поездке по Северному
Кавказу, в г. Махачкале получаем приглашена работу в эстрадный коллектив «Гуниб»
от художественного руководителя Дагестанской Государственной филармонии Т.
Джандарова.
Афиша ВИА "Гуниб".
|
-
А как это было?
Гастролируя по Северному Кавказу, после концерта,
в г. Кисловодске к нам подошел художественный руководитель Дагестанской
Государственной филармонии - Тамерлан Джандаров и предложил работу в ВИА «Гуниб»,
г. Махачкала. Позже мы узнали, что до нас в «Гунибе» работал вокальный квартет
«Гая», который вернулся к себе на родину, в Баку и создал свой самостоятельный
творческий коллектив.
В октябре 1970 года мы уже были зачислены в
Дагестанскую филармонию. Приступив к подготовке концертной программы, мы
познакомились с необыкновенным, самобытным искусством народов Кавказа.
Восхищались многоголосьем произведений М. Кажлаева на стихи выдающегося поэта
Дагестана Р. Гамзатова («Часто я вспоминаю», «О тебе я думаю», «Желтые листья»,
«Горская песня» и др.).
В состав ВИА «Гуниб» входила инструментальная группа, состоящая из хороших, крепких музыкантов – надо отметить- была сильная
духовая группа, солисткой-вокалисткой была Т. Карнаухова, в репертуаре которой
популярные шлягеры того времени («Синий лен», «Кони-звери»), национальный
танцевальный дуэт - когда они рубились на саблях -искры летали по сцене.
Влившись в творческий коллектив «Гуниб», познакомились с бытом и традициями
гостеприимного, гордого народа Дагестана, перепели много национальной музыки,
исполняя на языке народностей, проживающих в Дагестане, познакомились с
творчеством дагестанских композиторов и поэтов (Ш.Чалаев, С.Агабабов, цикл песен
М.Кажлаева на ст. Р.Гамзатова– «Желтые листья», «Долалай», «О тебе я думаю»,
«Девушка с кувшином», «Часто я вспоминаю», «Горская песня»и др.). Концерт вел
конферансье Вилен Кириловский.
Наш квартет: Валико Цомая, Вероника Старостина,
Валентина Ульянова, Николай Старостин.
|
За год работы в Дагестанской филармонии объездили вдоль и поперек всю республику,
выступая на больших концертных площадках и в маленьких горных аулах, выступали
перед строителями и энергетиками строящейся Чиркейской ГЭС, расположенной на
реке Сулак у пос. Дубки Буйнакского района - самой мощной на Северном Кавказе.
В январе 1971 года были участниками торжественного мероприятия,
посвященного 50-летию образования Дагестанской АССР, которое проходило в ГЦКЗ
«Россия», в Москве.
Еще в памяти страшные разрушения после сильнейшего землетрясения в мае 1970. Самые светлые воспоминания о том периоде работы в
Дагестане, чарующая музыка возвращает в далекое время молодости, с замиранием и трепетом трогает струны души и сердца!