Старостин Николай

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Светлые воспоминания.

(сентябрь 2017)

1

Николай Старостин.

Я дитя войны (даже имею соответствующее удостоверение). В 1943 году моему отцу представилась возможность навестить свою семью и родных, и 24 апреля 1944 года в с. Приволжье Безенчукского района, Куйбышевской области появился на свет я – Старостин Николай Константинович. Судьба так распорядилась, что после войны отец создал новую семью. Мама осталась с двумя детьми на руках - сестра, на девять лет меня старше, я и еще бабушка. Время было голодное и холодное. Всю войну и в послевоенное время мама работала в совхозе шофером на грузовой машине –возила сельхозпродукты в город. Хлебнула сполна – недоедала, недосыпала, проваливалась, застревала в ледяной воде матушки - Волги. Умела все- справлялась и с мужской и женской работой. Могла и машину перебрать и собрать, и одеяла перестегать, и шерсть прясть, и шить, и вязать и много еще чего умела - жизнь заставила и научила.

В 1948 году мы переезжаем в г. Куйбышев (ныне г. Самара). Мать устраивается проводником почтового вагона на Куйбышевскую железную дорогу. Меня определили в детский сад, как в интернат, на всю неделю,из которого я постоянно умудрялся сбегать. Мать хотела доказать отцу, что сможет одна поднять нас - воспитать и дать достойное образование.

В 1951 году пошел в 1-й класс, через год, в 1952 году поступил в музыкальную школу № 1 (считалась главной) на фортепианное отделение. Приобрести пианино нам в то время было не под силу, и первым моим инструментом был лист ватмана с нарисованными клавишами, затем было фортепиано взятое на прокат. Вспоминаю наше послевоенное детство, когда праздновали и гуляли семьями, дворами, накрывали столы -пели и плясали. Детвора была разношерстная – мама очень боялась, чтобы я не попал в плохую компанию и всячески пыталась найти мне занятие -часто водила в Театр юного зрителя, что зародило во мне интерес и тягу к миру искусства. После просмотренного спектакля записывал по памяти полностью его сценарий. Часто устраивал во дворе представления с переодеваниями и ролями, что очень нравилось детям и родителям. Как сейчас помню, первый спектакль «Чиполлино» пытались играть и петь простенькие песенки, аккомпанировала маленькая девочка на большом баяне. Все были довольны. Что еще из детства- за хорошую успеваемость и примерное поведение был поощрен поездкой в Международный детский лагерь «Артек».

В 1961 году поступил в Куйбышевский Государственный педагогический институт им В.В.Куйбышева на музыкально- педагогический факультет. Обучаясь в институте, приоритетным занятием было совершенствование исполнительского мастерства игры на фортепиано. Я мог сутками, забывая о времени и еде, разбирать сложные фортепианные произведения (2-ой концерт Рахманинова, концерт Сен- Санса, произведения Листа, Шопена и т.д.).

-Скажите, каков был музыкальный фон того времени? Что из себя представляла тогдашняя эстрада (в начале 60-х)?

То далекое, ушедшее время нашей юности возвращает нас в состояние оптимизма, позитива, созидания, ликования - в мир мечты и надежд в светлую радостную жизнь. На праздничных парадах звучали песни-гимны, песни-марши, прославлявшие нашу страну. Патриотические песни воспитывали у народа любовь к Родине, родному краю, военные песни были напоминанием о Великой Отечественной войне и её героях. Наш гражданин Ю.Гагарин был первым покорителем космических вершин – тогда появились песни об освоении космоса. Народ знал и любил лирические и авторские песни,молодежные - с танцевальными ритмами. Знал певцов и артистов, исполнявших этот песенный репертуар.

На эстраде в то время была мода на высокие, женские голоса: Ружена Сикора-«Малыш», Нина Дорда- «Поезда», Ирина Бржевская – «Хороши вечера на Оби», Гелена Великанова –«Ландыши», Мария Пахоменко- исполняла песни своего мужа композитора А. Колкера, Лариса Мондрус –так же исполняла много музыки своего мужа, композитора Э. Шварца, Аида Ведищева- много музыки к кинофильмам , Тамара Миансарова-«Пусть всегда будет солнце», Валентиина Дворянинова- «Как тебе служится», Нина Бродская-«Снежинка»и др.
Из мужчин- вокалистов популярны были: Иосиф Кобзон – певец гражданской направленности, песен о войне, исполнитель цикла песен «А у нас во дворе», Муслим Магомаев – непревзойденный король советской песни- «Королева красоты», «Песня о Москве», «Голубая тайга», «Чертово колесо», «Свадьба», Валерий Ободзинский- тонкий исполнитель любовной лирики- «Эти глаза напротив», «Вечная весна», Эдуард Хиль –«Вокализ», «Зима», Вадим Мулерман-«Трус не играет в хоккей»,«Лада» и др.

Начало 60-х совпало с расцветом, именно, вокальных ансамблей: «Гая», «Орэро», «Диэло», «Четыре Ю», ансамбль «Романтики» п/р А.Броневицкого, позднее ставшим «Дружба», где солисткой была Э. Пьеха, американский дуэт - сестры Берри, японский квартет «Дак-Дакс». Женские вокальные квартеты: «Улыбка» (рук. Э.Ольховская), «Советская песня» (рук. Р.Романовская), «Аккорд» (рук.З.Харабадзе), ленинградский квартет «Петрушка» (рук. М.Леонтович).

-Что с Вами было дальше?

Я мечтал о карьере пианиста. Но, как всегда, повороты судьбы не нами придуманы. А история такая. В институте был организован октет из восьми человек, меня, как хорошего пианиста- концертмейстера пригласили аккомпанировать этому ансамблю. В репертуаре коллектива были песни советских и зарубежных композиторов.
С репертуаром было не просто. Снимали музыкальный материал с привезенных пластинок, магнитофонных записей популярной зарубежной эстрады, что-то писали сами. В концертах институтский октет исполнял произведения acappella и в сопровождении фортепиано. Инструментального сопровождения не было.

Многочасовые репетиции и занятия с коллективом по- настоящему увлекли меня, и я начал делать свои первые аранжировки для вокального октета. Мы много выступали в молодежных клубах. Нашей зрительской аудиторией были учащиеся и студенты различных учебных заведений города. С октетом даже довелось по линии дружеского обмена между городами- побратимами побывать в Чехословакии. Мы исполняли песни на чешском языке, было очень много незабываемых встреч, знакомств, экскурсий по красивейшим достопримечательностям Праги.

-Вы делали только вокальные аранжировки? Как Вы делали аранжировки? Что (или кого) брали в качестве примера?

Аранжировки я делал для вокального коллектива, непосредственно для институтского октета – это были мои первые пробы написания аранжировок. Мне очень нравилась американская группа «Семья Доули» - 8 человек (смешанный состав). В их исполнении впервые услышал композицию «Чаттануга- Чу-Ча». Расклад голосов я взял за основу в своих вокальных аранжировках. Много слушал и анализировал всевозможные группы- тогда популярна была в Союзе зарубежная эстрада, а именно, польская, чешская, немецкая, а так же английский квартет «Битлз». Поскольку было запрещено исполнение песен на английском языке, мы писали русские тексты, не всегда соответствующие оригиналу перевода («Облади-облада»). В нашем репертуаре были песни с русским переводом -Дж.Керн «Дым», Г.Миллер «Серенада», Д.Мадуньо «Луна». Большой интерес вызывал у меня французский октет «Swinger Singers», исполнявший классическую инструментальную музыку в переложении для вокала acappella. Так появились в нашем репертуаре «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А.Хачатуряна, «Партита» c-moll Баха, «Турецкий марш» Моцарта, музыкальная композиция на тему песен из к/ф «Серенада солнечной долины» Г.Уоррена и Г.Миллер.

В 1965 году окончил институт и был распределен в Куйбышевское педагогическое училище преподавателем-концертмейстером. В этом же году был призван в ряды Советской Армии. Службу проходил в Ансамбле песни и пляски Самаркандского гарнизона в качестве хормейстера. Армейскую службу и друзей вспоминаю с сердечной теплотой.

В 1966 году, по окончании службы, вернулся на работу в педагогическое училище. И опять случай. Четыре студентки попросили меня подготовить концертный номер к новогоднему вечеру. Этот состав и стал впоследствии первым коллективом, с которым я начал работать на профессиональной сцене. В нашем репертуаре были «Лунная серенада» Г. Миллера, «Дым» Дж. Керна, произведения А. Петрова, вокальные обработки классических произведений популярного в 60-е годы вокальной группы Swingles Singers.

В 1968 году коллектив принял участие в III Куйбышевском джаз-фестивале «Весна-68» городов Поволжья, посвященного 50-летию ВЛКСМ и стал лауреатом I степени. На этом мероприятии происходит судьбоносное знакомство с композитором Ю.С.Саульским, который услышав наш ансамбль («Кристалл» в то время название), приглашает в ВИО- 66, создателем и руководителем которого он являлся. Девчонки к этому времени заканчивают училище. Переезжаем в Москву: Мила Соколова, Саша Денисова, Тоня Сухорукова, которая в последствии создала трио «Маренич» и я. В ноябре 1968 мы были зачислены в Московское объединение художественных коллективов Росконцерта в ВИО-66 п/у Ю. Саульского. Начинается новая страница нашей творческой биографии. Работа в оркестре была интересная – много гастролей, концертных выступлений по стране, записи на радио. В оркестре в то время работали молодые вокалисты, которые в последствии стали известны и популярны – Валентина Толкунова (как же она была хороша!), Олег Ухналев, Анатолий Могилевский, Тамара Джиба, Валентина Иванова, Георгий Мамиконов. Помимо пения в вокальной группе, наш квартет исполнял несколько сольных номеров, которые тепло принимались зрителем.
ВИО-66:
Слева-направо: Вячеслав Толмачев, Николай Старостин, Анатолий Савельев.
Солист - Георгий Мамиконов.
За роялем - Михаил Шевцов.

-Расскажите про ВИО-66?

ВИО-66- вокально -инструментальный джаз- оркестр, созданный композитором Ю.Саульским. Он состоял из талантливых музыкантов и певцов, которые в последствии стали известны и популярны.
Народная артистка РФ Валентина Толкунова – начала работу на эстраде, в ВИО-66 в составе вокальной группы. После ухода из оркестра работала на радио, где начала сотрудничать с известными композиторами Пахмутовой, Аедоницким, Колмановским («Жалейка», «Стою на полустаночке», «Поговори со мною мама», «Серебряные свадьбы») и др. Всенародная любимица. Светлая память! Рано ушла из жизни.
Анатолий Могилевский -рижанин, исполнял песни из репертуара Т.Джонса, Ф.Сенатра, Э. Хампердинка. Отличался ярко выраженной западной манерой исполнения, пользовался большим успехом публики. Эмигрировал в США, где успешно сложилась его творческая карьера, пожалуй, одного из немногих наших артистов.
Валентина Иванова – талантливый музыкант, с трагической судьбой, пела в группе, затем создала свой квинтет «Вдохновение». Мало пожила, вспоминаю ее с теплотой. После её ухода из жизни, коллектив возглавил ее муж Валерий Константинов. В настоящее время является руководителем вокальной группы «Вокал - Бенд», сотрудничает с известными эстрадными исполнителями.
Тамара Джиба – исполняла популярные шлягеры западной эстрады, кроме этого - песни советских композиторов- ( А.Мажуков «Все до поры», Т.Бабаев «Осень»). Выйдя замуж за саксофониста М.Чуриченко, уехала в Америку.
Олег Ухналев -пел советские эстрадные песни гражданской направленности- красивый, фактурный, обладал бархатным баритоном.
Георгий Мамиконов – пел в вокальной группе и исполнял сольный номер «Лунный камень»-А.Островский- И.Кашежева, создатель и художественный руководитель шоу-группы «Доктор Ватсон».

Вио-66 пропагандировал советскую джазовую музыку (Ю.Саульский «Элегия», И.Петренко «Посвящение») и песни советских композиторов в современных аранжировках. Обращался оркестр и к лучшим образцам зарубежной песни и джазовой музыки (Г. Манчини «Весенний блюз», Ч.Ллойд, обр. Ю.Цугунова «Самба», К.Портер, обр.А. Мажукова «Композиция»).

Проработав в оркестре около года, все иногородние артисты, а их было больше половины, за неимением московской прописки вынуждены были уволиться из Росконцерта. Перед коллективом стал вопрос о трудоустройстве. И тут получаем приглашение на работу от директора Владимирской областной филармонии А.Гапонова и худрука В.Далакяна. В мае 1969 были зачислены в концертную группу «Владимирские узоры» с участием известного конферансье Вилена Дарчиева и эстрадного исполнителя Александра Попова. Так же в коллективе работали Ленинградские артисты Татьяна Богословская и Валерий Агранов.

«Владимирские узоры» - так называлась эстрадная программа, сценаристом и постановщиком которой был режиссер ЦТ С.Салиханов, музыку написал музыкальный редактор ЦТ К.Титар. Программа была с русским стилизованным уклоном. Были построены декорации и расписаны красочные задники под Гжель. Состав исполнителей был традиционным для эстрады того времени, а именно: солисты-вокалисты – В. Агранов -исполнитель русских народных песен и романсов, Т.Богословская – исполнительница лирических эстрадных песен, С.Каратаева - популярные зарубежные шлягеры, В. Дегтярева – джазовая певица, семейный танцевальный дуэт Москвиных - русский танец и танцы 30-40х годов, были и цирковые номера.
Первый состав «Кристалла» : Николай Старостин, Мила Соколова, Тоня Сухорукова, Саша Денисова, Владик Куканов.

Наша вокальная группа (тогда мы назывались «Кристалл» -пять человек) была задействована на протяжении всего концерта- это и вокальные заставки и сольное выступление: «Владимирские узоры» -вступительная заставка, финальная песня и выступление сольными номерами ( С.Каминский «Масленица», Купревич «Хоровод», К.Титар «Вечный двигатель», М.Блантер «Над заливом», Б. Мокроусов «Одинокая гармонь», М.Блантер «Лучше нету того цвета», «Частушки») и др. Инструментальная группа из Ленинграда (6 чел) п/у С. Данилевича аккомпанировала всем участникам концерта. Программу вел конферансье Вилен Дарчиев (пародист- куплетист). Работу на сцене Дарчиев совмещал с административной, являясь бригадиром коллектива – это расселение в гостинице в гастрольной поездке, разрешение конфликтных ситуаций дисциплинарного характера, выдача суточных,которые частенько забывал раздавать, и мы вынуждены были просить помощи у родных. Позже мы узнали, что Дарчиев был осужден за финансовые нарушения и закончил свой путь в заключении.

Этим составом мы объехали всю Владимирскую область. Концерты проходил на « ура» при полных залах.
Это было время трудностей и испытаний на выживание: часто не выплачивались суточные (выручали денежные переводы из дома), забывали забронировать гостиницу (приходилось ночевать на вокзале или в помещении филармонии).

В этот период в филармонии работал очень интересный, самобытный коллектив «Лявоны», который уже тогда исполнял белорусские народные песни в современных обработках. ВИА «Лявоны» состоял из шести музыкантов. Поименно назвать не могу, но соло-гитарист -это В.Мулявин. Долгое время ребята находились на репетиционном периоде, много репетировали. Исполняли композиции собственного сочинения и белорусские народные песни в современных обработках. Филармония не предоставила должную звукоусилительную аппаратуру, поэтому не было и концертов. Музыканты были в затруднительном финансовом положении, перебивались как могли. Такое было время, и мы все через это прошли. Как такового руководителя у них тогда не было – было творческое содружество музыкантов. Вскоре коллектив переезжает в Минск и появился ВИА «Песняры.

Оригинальность их аранжировок оказало непосредственное влияние на наше дальнейшее творчество. В результате появились русские народные песни в современных аранжировках ( распевная «Ай, во поле липонька», плясовая «Травушка- муравушка», шуточная «Дроля», лирическая «Зачем тебя я, милый мой, узнала», «Калинушка»-а caрpella и т.д.), так же популярные песни советских композиторов (Лепин «Казачок», Купревич «Хоровод», Блантер «Над заливом», Милютин «Сирень- черемуха» и др.). В этот период приняли участие в съемках новогоднего огонька (1969) на Шаболовке с оркестром п/у Б. Карамышева, где исполнили попурри на темы песен Ю. Милютина-Е. Долматовского из к/ф «Сердца четырех», а также в телевизионной передаче «Вечерние мелодии» (реж. С.Алиханов) с песней Семена Каминского «Масленица».

-Как вы туда попали?

Гастрольная поездка с «Владимирскими Узорами» по Московской области совпала со съемками новогоднего огонька на Шаболовке, режиссером которого был С.Салиханов. Зная наш ансамбль, он пригласил нас принять участие в съемках. Мы исполнили песни-«Масленица»С.Каминского, «Вечный двигатель» К.Титара.
Вскоре неожиданно для нас Тоня Сухорукова выходим замуж, уходит из коллектива (такова жизнь). Я начинаю активно искать новую вокалистку в группу. Искали довольно долго. И во Владимирском педагогическом институте встретили студентку музыкального факультета, обладавшую звонким, ярким сопрано и хорошей читкой с листа, которая подкупила нас своим обаянием, непосредственностью и артистизмом - это была Вера Елфимова (будущая моя жена), с которой «музыка нас связала, тайною нашей стала» на всю жизнь.
В июне 1970 Вера была зачислена во Владимирскую филармонию. В гастрольной поездке по Северному Кавказу, в г. Махачкале получаем приглашена работу в эстрадный коллектив «Гуниб» от художественного руководителя Дагестанской Государственной филармонии Т. Джандарова.
Афиша ВИА "Гуниб".

- А как это было?

Гастролируя по Северному Кавказу, после концерта, в г. Кисловодске к нам подошел художественный руководитель Дагестанской Государственной филармонии - Тамерлан Джандаров и предложил работу в ВИА «Гуниб», г. Махачкала. Позже мы узнали, что до нас в «Гунибе» работал вокальный квартет «Гая», который вернулся к себе на родину, в Баку и создал свой самостоятельный творческий коллектив.
В октябре 1970 года мы уже были зачислены в Дагестанскую филармонию. Приступив к подготовке концертной программы, мы познакомились с необыкновенным, самобытным искусством народов Кавказа. Восхищались многоголосьем произведений М. Кажлаева на стихи выдающегося поэта Дагестана Р. Гамзатова («Часто я вспоминаю», «О тебе я думаю», «Желтые листья», «Горская песня» и др.).

В состав ВИА «Гуниб» входила инструментальная группа, состоящая из хороших, крепких музыкантов – надо отметить- была сильная духовая группа, солисткой-вокалисткой была Т. Карнаухова, в репертуаре которой популярные шлягеры того времени («Синий лен», «Кони-звери»), национальный танцевальный дуэт - когда они рубились на саблях -искры летали по сцене.

Влившись в творческий коллектив «Гуниб», познакомились с бытом и традициями гостеприимного, гордого народа Дагестана, перепели много национальной музыки, исполняя на языке народностей, проживающих в Дагестане, познакомились с творчеством дагестанских композиторов и поэтов (Ш.Чалаев, С.Агабабов, цикл песен М.Кажлаева на ст. Р.Гамзатова– «Желтые листья», «Долалай», «О тебе я думаю», «Девушка с кувшином», «Часто я вспоминаю», «Горская песня»и др.). Концерт вел конферансье Вилен Кириловский.
Наш квартет: Валико Цомая, Вероника Старостина, Валентина Ульянова, Николай Старостин.

За год работы в Дагестанской филармонии объездили вдоль и поперек всю республику, выступая на больших концертных площадках и в маленьких горных аулах, выступали перед строителями и энергетиками строящейся Чиркейской ГЭС, расположенной на реке Сулак у пос. Дубки Буйнакского района - самой мощной на Северном Кавказе.

В январе 1971 года были участниками торжественного мероприятия, посвященного 50-летию образования Дагестанской АССР, которое проходило в ГЦКЗ «Россия», в Москве.

Еще в памяти страшные разрушения после сильнейшего землетрясения в мае 1970. Самые светлые воспоминания о том периоде работы в Дагестане, чарующая музыка возвращает в далекое время молодости, с замиранием и трепетом трогает струны души и сердца!
Продолжение