Валерий Колпаков.
О чем плакали гитары Михая Долгана.
май-июнь 2018
1
Плачут гитары, ну что же пусть,
Если на парня находит грусть,
То виноваты во всем они.
Только они одни!
Причиной, подтолкнувшей меня к написанию этой статьи, стала недавняя публикация в газете "Молдавские новости" сообщения о выходе в свет книги об истории ВИА "Норок". Я прочитал статью. И могу предположить следующее. Эта книга не прибавит ничего к пониманию феномена этого коллектива, поскольку она вся построена на ложных, мифических постулатах из прошлого и ущербных сегодняшних амбициях несостоявщихся евромолдован. Это будет художественная литература из которой можно будет почерпнуть некоторые факты из жизни коллектива, при этом эти факты будут сильно отличаться от реальности и в силу забывчивости свидетелей и в силу коньюктурности автора. При этом, рад буду ошибиться в своем предположении.
Тем не менее, история ВИА "Норок" окутана таким количеством вымыслов, что только для их опровержения потребуется написать книгу по обьему не меньше этой. А поскольку любая самая дальняя дорого всегда начинается с первого шага, то сегодня мы его и сделаем.
Отдельное спасибо за помощь в подготовке этого материала Сергею Соловьеву и Александру Кудряшову.
Михай Долган, как и большинство тогдашних музыкантов, конца 50-х /начала 60-х формировались под влиянием модного тогда джаза, который, будучи американским музыкальным явлением, тем не менее, вполне официально культивировался в СССР на волне так называемой "оттепели". Позже сам Долган вспоминал об этом:
-Я ушёл из ансамбля Бурдина, играющего популярную музыку, но в Киеве мне пришлось выдержать новый экзамен. Там, благодаря моим коллегам, с которыми я познакомился и с кем я работал вместе два года, у меня открылись глаза, и я узнал совершенно другую музыку - джаз. Эта музыка поразила меня. Фактически, открылась еще одна сущность меня самого. Это было новое испытание, это был экзамен на джаз.
После армии, уже будучи убежденным джазменом и с солидным джазовым багажом М.Долган пришел на профессиональную сцену, где и дальше продолжал развиваться в этом направлении.
Однажды в одной из гастрольных поездок Долгану предложили создать джазовый коллектив при Пензенской филармонии. Вернувшись из поездки в Кишинев, Михай решил посоветоваться на эту тему в Молдавской филармонии с её директором Александром Сергеевичем Федько, который и предложил реализовать эту идею в Кишиневе. Он же предложил название для нового коллектива. Так в 1967 году возник джаз ансамбль "Норок".
1967 год.
Слева-направо: Евгений Воробьёв (барабаны), Василе Вердеш (гитара), Михай Долган (руководитель, клавишные), Штефан Петраке (солист-вокалист), Виктор Руснак (бас-гитара).
|
Молодежь, которую привлек Долган в свой коллектив не разделяла джазовых пристрастий своего руководителя и хотела исполнять более эстрадную, но при этом западную музыку. В этом ключе и была сделана первая программа. В таком виде худсовет филармонии программу не принял. Тогда Долган, будучи наряду с джазом, приверженцем и румынской (молдавской) народной песенной культуры, переориентировал западный уклон программы в сторону национальных мотивов, но при этом сохранил стиль молодежного биг-бита. Такой подход не устроил Ш. Петраки, и он в том же 1967 году ушел из ансамбля и перебрался в Донецкую филармонию в ВИА "Современники".
Михай Долган начал писать песни, которые органично вписались в новую концепцию ансамбля. При этом шло постоянное обновление состава и новые музыканты, набираемые им из самодеятельности уже хорошо знали новый стиль и безболезненно вливались в коллектив, попутно привнося в него новые краски.
К 1969 году сформировался состав, который в полной мере можно отнести к ВИА (поющие музыканты). К этому времени первый советский коллектив подобного плана "Поющие гитары" уже приобрел всесоюзную славу, и оказывал серьезное влияние на зарождающие коллективы. Можно предположить, что именно под влиянием "гитар" и произошла смена определения "джаз ансамбль" на ВИА.
ВИА «Норок» 1969 год:
(слева-направо): Михай Долган (Mihai Dolgan) (клавишные, руководитель группы), Ион Суручану (Ion Suruceanu) (соло-вокал), Тудор Гарош (Tudor Goras) (ритм-гитара, саксофон), Александр Казаку (Alexandru Cazacu) (соло-гитара), Валентин Гога (Valentin Goga) (барабаны).
|
Летом 1969 года с 3 по 15 июня "Норок" дал 11 концертов в Москве. Для начинающего и неизвестного ансамбля событие удивительное.
Газета "Вечерняя Москва" май-июнь 1969 г.
|
|
Из газетных выпусков следует, что концерты эти были для ансамбля сольными. 4 июня в той же газете "Вечерняя Москва" была
помещена фотография с этих концертов.
Пока шли концерты в Москве группе удалось записать несколько песен на фирме грамзаписи "Мелодия", которые вышли на их первой пластинке- односторонний миньон с главным хитом коллектива -песней "О чем плачут гитары".
Первая пластинка ансамбля ГД 0001619 (август 1969 г.)
|
Как удалось молодому коллективу записать эту пластинку достоверно не известно. Можно только предположить, что этому способствовала активная гастрольная деятельность. В последствии
Суручану будет вспоминать, что в этот период они дали в Ленинграде за месяц 45 концертов. Однако к какому периоду времени относятся эти воспоминания, не ясно.
На фото - второй состав ВИА «Норок», который участвовал в записи первой пластинки: (слева-направо): Ион Суручану (Ion Suruceanu) (соло-вокал), Тудор Гарош (Tudor Goras) (ритм-гитара, саксофон), Валентин Гога (Valentin Goga) (барабаны), Александр Казаку (Alexandru Cazacu) (соло-гитара), Михай Долган (Mihai Dolgan) (клавишные, руководитель группы). На фотографии отсутствуют Виктор Руснак (Rusnac) (бас-гитара).
|
"Норок" стал первым ВИА, который выпустил пластинку из песен собственного сочинения, чего и дальше мало кому удалось сделать. К этому времени "Норок" стал однозначно самым популярным эстрадным коллективом в Молдавии. А после выхода этой пластинки стал широко известен и на просторах всего СССР. Однако, стоит отметить и такой факт, что в тот момент это был всего второй значимый (известный) коллектив ВИА-жанра после "Поющих гитар". И по сути эта известность базировалась только на одной песне «О чем плачут гитары» (М. Долган - Е. Кримерман). В исходном варианте она была записана на молдавском языке. А когда в 1971 году московский ВИА "Голубые гитары" запишет ее на пластинку с русским текстом, то популярность этой песни в пределах СССР воистину станет глобальной.