Надо понимать, что коммерческий размах Смольного не мог укрыться от правохранительных органов СССР. В конце 1968 года было восстановлено союзное Министерства внутренних дел, которое созглавил Н.А. Щелоков. Между прочим, бывший первый Зампред Совета Министров Молдавской СССР (1965) и второй секретарь ЦК компартии Молдавии (1966). Первым, напомню, был И.И. Бодюл.
В поле зрения правоохранителей Смольный попал еще в 1969 году, но грядущее 100-летие со дня рождения В.И. Ленина в 1970 году не позволяла затеять масштабные чистки "распоясавшейся" без присмотра эстрады, чтобы не смазать внешнеполитическое впечатление от масштабного празднования. Дела и свершения Эдуарда Михайловича фиксировались и ждали своего часа. Сам он об этом догадывался, но широкие связи в "верхах" были надежным щитом и хранили его от бед надежнее иного оберега.
Евгения Житенькова (главный админстратор Концертного зала Тамбовской филармонии) много позже в книге о Э.М. Смольном писала:
-В 70-м году пошли разговоры, что заводят уголовное дело против Смольного. Эдик не обращал на них внимание. Он всегда верил только в хорошее!
Но все хорошее когда-нибудь кончается.
18 сентября 1971 года в газете "Совесткая культура" появилась заметка "Халтура за рубль восемьдесят". Её авторы- четверо жителей Ростова-на-Дону. Они поделились своими впечатлениями от посещения в ростовском Дворце спорта "Большого эстрадного ревю в 2-х отделениях" (режиссер Э.Смольный):
-Программа началась с показа очень хорошо сделанного цветного киноролика о становлении Совесткой власти: летопись истории страны, от штурма Зимнего до сегодняшних дней...
Этот абзац можно считать заявлением в Прокуратуру, где излагается механизм одного из главных финансовых фокусов Эдуарда Смольного.
Дело в том, что по существовавшим в то время ведомственным законам театрализованый сборный концерт отличался от просто сборного концерта тем, что его участники имели право на двойную оплату. По этой причине все концертные администраторы старались на больших площадках сделать именно театрализованнй концерт, показав перед началом основного концерта какой-то сюжет с приглашением местной массовки. Типа празднования Дня рыбака или Дня города. Вся дополнительные расходы связанные с этим были заложены в смету и из неё и оплачивались. Чем масшатабнее действие и чем больше в ней задействовано людей, тем оно дороже. Но при этом возникают и финансовые соблазны. Например, по факту можно уменьшить число запланированных участников, оставив смету прежней. Так вот Эдуард Михайлович, проявив изобретательность и смелость, вообще отказался от массовки, заменив её цветным кинороликом.
В заметке из Ростова упоминается и ВИА "Норок":
-Особенно хочется сказать об эстрадном ансамбле "Норок". Манера его игры с надрывом, с гнусавыми воплями, мяуканьем, визгом противоречит понятию "музыка, музыкальность".
И общий вывод из посещения концерта в Ростове прозвучал так:
-Невольно напрашивается вопрос: у программы есть режиссер, неужели он не замечает пошловатости манеры конферансье, серости его реплик? Неужели он не может привести в долженствующий вид хотя бы внешний вид музыкантов? Когда же мы решили это выяснить, увы, оказалось, конферансье и режиссер - одно и тоже лицо, Эдуард Смольный.
Естественно, возник еще ряд вопросов: кто дал право называть "музыкальным ревю" ничем не связанную... сборную программу? Кто доверил концертную режиссуру человеку лишенному элементарного вкуса и культуры? Кто принимал "изделие" Э.Смольного и "благословил" артистов- Росконцерт? Москонцерт?... по какой шкале расценок самый распоследний ряд амифитеатра стоил 1 рубль 80 копеек? Неужели ничего нельзя сделать, чтобы закрыть дорогу бесвкусице и творческой беспомощности?
Этот концерт в Ростове начинал очередное турне "питомцев" Смольного по городам России: Ростов-на-Дону, далее по горадам на Волге и заканчивалось всё в Омске. Главным действующим лицом этого тура был Полад Бюль-бюль-оглы, он закрывал концерты.
Эта заметка в газете Министерства культуры СССР стала своеобразным спусковым крючком дела Эдуарда Смольного. И оно из разряда накопления фактов перешло в разряд практической реализации. Николай Александрович Кузнецов (министр культуры РСФСР) и раньше получал информацию о финасовых нарушения в Росконцерте, но тут с в связи с активизацией расследования и потоком писем с мест требовалось принять решительные меры, чтобы не доводить дело скандала. Через два месяцав, после учиненной внутриведомственной проверки, в ноябре 1971 года Тихомиров был снят с должности и заменен на директора Омской филармонии Юрия Львовича Юровского.
Снятие Тихомирова рушит все договоренности в отношении ВИА "Норок" между Смольным и Кишиневской филармонией. При этом и правоохранители и ревизоры минкульта РСФСР продолжали копать под Смольного. Ниточки из Росконцерта потянулись в Кишиневскую филрамонию. Чтобы и там не доводить дело до скандала руководство республики инициируют в 1972 году замену Александра Сергеевича Федько на Михаила Васильевича Мурзака.
Та же Евгения Житенькова рассказывая о "деле Смольного" напишет так:
-Из всех филармоний страны тогда была изьята вся документация по концертам Смольного. Все города, все филармонии, все республики были перевернуты. Работали 28 следователей.
Снятие Тихомирова привело к ослаблению позиций Смольного вообще. И этим тут же воспользовался В.В. Кондаков, который убедил музыкантов "Норок" бросить тонущий корабль Смольного и начать работать с ним. Сам Смольный не противился уходу коллектива из своих программ. Дело в том, что "Норок" так и не приобрел для него статус "звезд" без которых его масштабные концерты не могли бы обойтись. Кроме того, уход ансамбля уже не ставил перед Смольным проблемму с концертной аппаратурой, поскольку Д.Куцела оказался грамотным "технарем", который смог сделать достойный комплет для себя, и Эдуард Михайлович уговорил его остаться с ним в роли звукооператора. Забегая вперед скажу, что и после ухода "Норок" к Кондакову, Смольный еще целый год успешно продолжал давать свои монументальные театрализованные представления по стране.
Так же, стоит сказать, что именно Э.Смольный сделал "Норок" известным в стране концертным коллетивом.
В.В Кондаков устроил "Норок" в Черкасскую филармонию. Там музыканты были оформлены с 15 октября 1971 года, как артисты - инструменталисты эстрадного ансамбля (без указания названия). Помимо того, что там Василий Васильевич пообещал сделать для ансамбля право на сольный концерт, концертные организации Украины не были подконтрольны юрисдикции Росконцерта, в котором продолжалось раскручиваться "дело Смольного".
В Черкассах группа попала в жесткие репертуарные рамки. Обязательными условиями стали: ввод украинской тематики, украинские тексты к уже имеющимся песням и курсы правильного украинского произношения.
Все эти условия необходимо было выполнить, чтобы получить право на сольный концерт. Правда, не всё было так просто. Ибо эстрадному ансамблю разрешение на сольное отделение может дать только Министерство культуры союзной республики ( в нашем случае Минкульт УССР), а сольный концерт в двух отделениях может дать и только в исключительных случаях Министерство культуры СССР по ходатайству Министерств культуры союзных республик и по представлению Государственной тарификационной комиссии при Министерстве культуры СССР. Таким образом Минкульт Украины мог дать "Норок" только отделение. Хорошо понимая это, Долган для сдачи программы вызвал из Молдавии Штефана Петраки, который в тот момент тоже имел сольное отделение, как солист оркестра Радио и телевидения МССР. Таким образом и было получено право на сольный концерт: как сумма двух сольных отделений.
Кстати, при сдаче программы комиссии Минкульта Украины она целиком была представлена на украинском языке, хотя в дальнейшем в таком виде почти нигде не исполнялась.
В конце 1971 года, еще до сдачи программы в Черкасской филармонии ансамбль снялся в телевизионном фильме "Новогодние часы" творческого обьединения "Экран". Там они исполнили молдавскую народную песню "Ioane, Ioane", которую спела Лидуция Долган (Ботезату). Ту же самую, которую исполняли на сьемках в Останкино год назад. Только в тот раз партнером солистки выступал Дмитрий Куцел, а в новом варианте им стал Борис Ершов.
Газетные "наезды" никак не повлияли на деятельности Эдуарда Михайловича Смольного, и он продолжил своё бурное творчество.
Обычно на подобную критику в газете соответствующие инстанции присылаю ответ в течении месяца. В этот раз, в сязи с масштабными проверками в различных филармониях, ответ пришлось ждать пять месяцев. 29 февраля 1972 года в той же газете "Советская культура" был опубликован ответ Министерства культуры РСФСР, где в частности говорилось:
-... серьезные претензии авторов заметки в адрес участников и организаторов концерта справедливы.
За недостойное поведение на сцене, а также за режиссерскую деятельность в филармониях других городов без разрешения Управления культуры Тамбовского облисполкома тов. Смольный Э.М. освобожден от обязанностей художественного руководителя ансамбля "Молодость" и лишен тарификации режиссера.
Министерствам культуры автономных республик, главным управлениям культуры Мосгорисполкома и Ленгорисполкома, управлениям культуры краевых и областных исполкомов предложено усилить контроль за деятельностью концертных организаций и за идейным и художественным уровнем программ, коллективов, групп и отдельных исполнителей.
Казалось бы, вот она управа на великого тамбовского комбинатора! Наконец-то закрыли дорогу бесвкусице и творческой беспомощности! Но не всё оказалось так просто и ясно, о чем и поведала 5 августа 1972 года очередное письмо в газету "Советская культура" под заголовком "А Васька слушает..." из Новосибирска. Там упоминается и первая заметка о Смольном "Халтура за рубль восемьдесят" и последующая реакция на неё Минкульта РСФСР. А дальше автор пишет:
-Казалось бы, решительные меры приняты, виновный наказан.
И вдруг в июне широковещательные афиши сообщили новосибрцам о большом театрализованном представлении, посвященном 50-летию образования СССР. Конферансье Э.Смольный...
Читатель, конечно, догадался: режиссером этого "татрализованного" представления был тот же Эдуард Смольный. А дирекция Новосибирской филармонии предоставила ему лучшие площадки города, оранизовав по 2-3 выступления ежедневно....
Кто, наконец, уймет Эдуарда Смольного?
Если подходить строго по закону и в свете последних решений Министерства культуры РСФСР, то никаких нарушений в Новосибирске Э.Смольный не совершил. Его лишили обязанностей руководителя ансамбля "Молодость", так в этой программе этот коллектив выступал под руководством Игоря Габриэляна. А прав выступать в качестве организатора (концертного администратора) и конферансье его никто не лишал. Да, его лишили тарификации режиссера, но это значит всего лишь, что он не может получать оплату за режиссирование концертов, а не запрет на работу режиссера. Если он будет делать это на общественных началах (бесплатно), то, пожалуйста.
Это еще раз показывает, насколько велико было влияние Смольного в "высоких сферах". Вроде бы, наказывают строго, а если разобраться, то всё это не о чем. И все таки, смелость поступков тамбовского комбинатора не может не восхищать.
Однако вопрос поставленный газетой, кто, наконец, уймет Эдуарда Смольного, пока не получал ответа. Так продолжалось до 27 ноября 1972 года, когда в г.Ковров Владимирской оболасти сразу после концерта Эдуард Смольный был арестован. Тут же состоялась коллегия Министерства культуры РСФСР, где вопрос об Эдуарде Михайловиче был одним из главных в повестке. Об этом событии читателям поведала 9 декабря 1972 года газета "Советская культура" в заметке "Не допускать нарушений законности". В ней перечислялись этапы большого и "славного" творческого пути Э.Смольного, и, в частности, сообщалось, что в погоне за крупными заработками в период с 1968 по 1971 годы он умудрялся ОДНОВРЕМЕННО работать по долгосрочным договорам на фондах нескольких филармоний. За 1968 год и 3 месяца 1969 года он провел 903 концерта, незаконно получив более 70 000 рублей. То есть 15 месяцев подряд он давал более 60 концертов в месяц! На самом деле это было только то, что удалось установить документально. В реальности таких концертов было больше.
Дикая работоспособность и производительность труда!
Браво, Эдуард Михайлович!
По результатам работы коллегии были приняты следующие постановления:
-... отменено решение аттестационно-тарификационной комиссии управления культуры Тамбовского облисполкома о выдаче Э.Смольному аттестационного удостоверения, дающего право на концертную деятельность.
Учитывая неоднократные грубые нарушения установленного порядка концертной работы, стяжательства и присвоение государственных средств Э.Смольным, концертным организациям Российской Федерации запрещено привлекать его к концертной деятельности и использовать его на художественно- руководящей работы.
Расследуя дело Смольного, Тамбовская прокуратура принялась за артистов, которые с ним работали. ВИА "Норок" был одним из действующих лиц в этом списке. Вовлечение его в орбиту этого уголовного дела был всего лишь вопросом времени. Это хорошо понимало и руководство Молдавской филармониии и, особенно, Петр Лучинский, ставший в 1971 году секретарем ЦК КПМ по идеологии. Именно он посоветовал М.Долгану сменить название ансамбля, не дожидаясь запроса из Тамбовской прокуратуры. Что и было сделано в рамках Черкасской филармонии в первой половине 1973 года.
А в самой Молдавской филармонии по странному стечению обстоятельств в это же время прекратил существование ансамбль "Букурия".
На этом история ВИА "Норок" закончилась, а на сцене возник новый (старый) коллектив, изобретенный Смольным -ВИА "О чем поют гитары", с афишами так же созданными ещё им. Только теперь в левом верхнем углу на них было написано "Черкасская областная филармония".
Эта история с переименованием коллективав рамках "дела Смольного" не была единственной. Тоже самое постигло и ансамбль "Молодость" и тоже в 1973 году. Вот как рассказалоб этом Николай Басин- один из помошников Э.Смольного в то время:
-Когда Эдика забрали в тюрьму, я взял на себя ответственность за нашу "Молодость". Нам необходимо было держаться вместе, ведь каждый из нас проходил по делу как свидетель... Меня тоже хотели посадить... Когда нас по одному вызывали для дачи показаний, я помогал ребятам держать единую позицию. Мы все старались "косить" под дурачков , мол, много работали и больше ничего не знаем...
Эдик находился в тюрьме, я договорился со Ставропольской филармонией, и почти весь наш ансамбль уехал в Ставрополь. Только называться он стал "Оптимисты". Мы продолжали работать, ездили на гастроли...
Нам, правда, приходилось приезжать на суд в Тамбов...
В начале 1973 года в Молдавской филармонии бывший солист "Букурии" Ефим Бэлцану стал формировать свой гастрольный коллектив ВИА «Зымбет». На роль музыкального руководителя по рекомендации П.Лучинского пригласили М.Долгана. Долган оставил ансамбль в Черкассах, забрал приндлежащую ему аппаратуру, и в начале мая 1973 года вернулся в Кишинев. Работая в «Зымбете», Долган начал готовить почву для восстановления своего коллектива.