ВИА «Норок».

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

О чем плакали гитары Михая Долгана.

май-июнь 2018

5

Для завершения всей этой "картины маслом" кратко изложу дальнейшие события.
Эдуард Смольный в период следствия.

Следствие по делу Э.Смольного продолжалось до конца 1974 года, после чего было передано в Тамбовский областной суд. Суд начался 18 октября 1974 года и с перерывом продолжался до середины декабря. На скамье подсудимых было 8 человек, включая и директора Тамбовской филармонии Тамару Ивановну Федотову. Смольный обвинялся по статье девяносто три «прим» — хищение в особо крупных размерах. Эта статья предусматривает уголовное наказание от восьми лет до расстрела. Дело насчитывало 105 томов, из которых вытекали 50 с лишним пунктов обвинения. Прокурор просил для него 10 лет. И вот тут случилось чудо:при всей очевидности содеянного и при наличии массы свидетелей суд полностью оправдал Эдуарда Смольного, а само дело отправил на доследование.
Однако, положа руку на сердце, и, зная теперь возможности Эдуарда Михайловича, такой финал не выглядит таким уж фантастическим. Кое-какие намеки на это есть и в книги Б.Сичкина. Вот как он описывает момент своего ареста:

-... мне сказал спокойным голосом, что я арестован. За что меня сажают в тюрьму?! Мне никто и никогда не предъявлял никакого обвинения. Я по делу шёл как свидетель. Кто мог дать санкцию на мой арест?! Я хорошо знал, что это «дело», не без моей помощи, контролируется прокуратурами СССР и РСФСР. За ним следят в ЦК партии. Я был в шоковом состоянии и не мог вымолвить ни слова...
Настроение было непередаваемое. Жил только надеждой на друзей, которые, узнав, что меня посадили и будучи уверены в моей невиновности, начнут бить во все колокола, после чего меня, естественно, освободят. «Друзья влиятельные, знают подробности дела, и вопрос моего освобождения, — думал я, — решится в считанные дни».


Мария Мульяш (редактор ГЦКЗ "Россия") в сборнике воспоминаний о Смольном тоже коснулась этой темы:

-В Тамбове, помню, была очень деловая директриса. Эдик с ней дружил, и когда её посадили в тюрьму за финансовые нарушения, он всячески пытался доказать её невиновность. Кончилось это тем, что забрали и его. Но к этому времени у Смольного был крепкий "актив" "высоких" друзей, и они все выступили на его защиту, а заодно защитили и деректора филармонии.

Оправдательное судебное решение по "делу Смольного" вызвало облегчение в Кишиневе. Тут же было инициировано в рамках Молдавской государственной филармонии создание нового ВИА, всю подготовительную работу по которому уже больше года проводил Михай Долган. Новый коллектив получил название «Контемпоранул».

В книге «Михай Долган. Тайна моей жизни» есть рассказ Долгана об этом:

-Группа, которая была в «Noroc», собралась вновь. Даже кто-то еще добавился, Миша Пуришев, например. Приехали братья Казаку, Валентин Гога. Солисты тоже остались прежние - Лидия и Ион Суручану. Но все-таки для поддержки и подстраховки начальство делегировало к нам Володю Закликовского - он пел «Гренаду». Сейчас эту песню мало кто помнит из нынешнего поколения, а тогда она звучала чуть ли не на всех официальных концертах, и по радио ее часто передавали.
И вот мы стали готовить программу. Когда она была уже почти готова, начали думать о рекламе, об афишах, встал вопрос о названии группы. Мы, разумеется, хотели, как прежде, оставаться «Noroc». Но Петру Лучински сказал:
- Речь о «Noroc» даже не может идти и вы знаете, почему! Давайте назовем вас по-новому, по-современному. Например, «Contemporanul»!
Так что это название «Contemporanul» пошло от Лучински, можно считать, что авторство принадлежит ему. С этим названием мы и работали долгие годы.


Почему же много лет спустя, живя уже в другой стране Долган стеснительно не называет причину, по которой в то время нельзя было восстановить старое название? Почему гонения на территории Молдавии вдруг прекратились, хотя НИКАКИХ изменений в политической системе республики не произошло?
Да потому что причина эта ничего героического к биографии нашего героя не добавит. Скороее наоборот. Название "Норок" филармония не стала восстанавливать только по одной причине: прокуратура РСФСР продолжала доследовать уголовное дело, где это название фигурировало. Правда, делала она это вяло, видимо, просто тянула время, и через пять лет дело было окончательно закрыто.
К 1983 году все запреты по делу Э.Смольного были сняты. Сам он смог перебраться из Тамбовской филармони в Москву и там уже развернуться вовсю.

Газета "Вечерняя Москва" 25 марта 1983.

А в 1988 году в Молдавской государственной филармонии было решено восстановить название "Норок" и «Контемпоранул» был переименован.
А еще раньше в конце 70-х там же была восстановлена "Букурия", но уже в качестве ВИА.
Молдавская государственная филармония.

В некоторых публикациях пишут, что главным гонителем на "Норок" в Молдвии был Петр Кирилович Лучинский. Именно в его "идеологическое" правление в Молдавии ВИА "Норок" три года работал вне республики. Формально это, действительно, так. Однако в действительности Лучинский был покровителем и защитником М.Долгана еще со своих комсомольско-секретарских времен. Способствуя переименованию в 1973 году ВИА "Норок", он тем самым спас Долгана от тюрьмы. Почти, наверняка, тот повторил бы судьбу Бориса Сичкина, которого 12 декабря 1973 года вызвали для дачи показаний по делу Э.Смольного в Тамбовскую прокуратуру, как свидетеля. А после допроса он из свидетеля стал подозреваемым и проследовал в тюрьму, где просидел больше года. В реальности же, благодаря "комбинации Лучинского" никто из музыкантов "Норок" никак не пострадал. Да, скорее всего, рядовые музыканты и так бы не пострадали, поскольку они мало во что были посвящены, но руководителю, который в любом коллективе всегда отвечал за всё, и коим был Михай Долган, знакомство с Тамбовской тюрьмой было практически гарантировано.

В заключении скажу пару слов о судьбе и значении ВИА "Норок" на советской эстраде в рамках ВИА эры. Мне кажется, что потенциально он мог бы повторить судьбу белорусского ВИА "Песняры". Или даже опередить его на ниве формирования новой советской эстрадной музыки, основанной на национальных фольклорных традициях союзных республик. То, что в дальнейшем удалось ярко продемонтстрировать еще "Ариэлю", "Оризонту", "Ялла" и, пожалуй, "Орэра".
"Нороку" это не удалось, и причина здесь в том, что Михай Долган был прекрасным музыкантом, но, как организатор музыкального коллектива и его стратег, к сожалению, оказался не на высоте. И потому ансамбль имел судьбу яркую, но короткую. Недаром говорят, что каждый сам кузнец своего счастья!

Плачут гитары, ну тоже пусть,
Если на парня находит грусть,
То виноваты во всем они.
Только они одни!


PS.

Десятилетие спустя подобная история случится с другим популярным ВИА "Аракс". Я уже писал на эту тему в материале "Период полураспада". Если сравнить оба случая, то невозможно не удивиться поразительным совпадениям в их судьбах.

В судьбе другого популярного ВИА "Лейся, песня" тоже есть эпизод, перекликающийся с историей ВИА "Норок", где речь идет о расформировании ансамбля приказом Министрества культуры. Об этом можно прочитать здесь.

В 2007 году Молдавия выпустила почтовую марку в честь 40-летия ВИА "Норок", где за основу опять была взята фотография из московской фотосессии осени 1970 года.
Молдавская марка.

Выпущена марка была еще при жизни М.Долгана и потому "креатив независимости", который был использован для её изготовления, не может не удивлять. К телу басиста Бориса Ершова была приделана голова барабанщика Валентина Гоги, а голова басиста Виктора Руснака влезла на мето головы барабанщика Вячеслава Стадниченко.
Таким образом ВИА "Норок" через 40 лет, наконец-то, обрел национальную независимость.