Георгий Симонян
У всех проблемы с новым репертуаром… .
(декабрь 2019 г.)
2
А было так. Ансамбль «Пламя» давал шефский концерт в чехословацком посольстве, перед поездкой в ЧССР. Это на Васильевской улице, напротив Дома кино. Сергей Березин пригласил меня туда познакомиться с ребятами. Я появился в красных бананах, в желтой майке, с дорогим красным инструментом. Сразу произвел на ребят впечатление. Без суеты вышел на сцену и предложил чего-нибудь сыграть. Барабанщик Саша Герасимов был в шоке:
- Что играть?
А я ему:
- Да играй что-нибудь! Шестнадцать-шестнадцатых, что ли!
Он начал играть, и вот здесь я попал в свою родную стихию. Двигаясь по сцене, подзадоривая себя и окружающих криками, я начал играть на бас - гитаре аккордами и интервалами, затем плавно перешёл на теппинг и слэп, не забывая об искусственных и натуральных флажолетах. В конце моей импровизации я забросил гитару за спину и ещё немного покуражившись, закончил своё выступление - прослушивание. Без ложной скромности скажу, что я произвёл хорошее впечатление на окружающих, в особенности на Сергея Березина и
Юрия Петерсона.
ВИА «ПЛАМЯ» 1988 год.
Слева направо: Белов Валерий, Гордеев Евгений, Герасимов Александр, Рубцов Григорий.
|
-Кому вы пришли на смену?
Этого парня звали Геннадий Серегин. Но он проработал в ансамбле недолго. А до этого долгие годы на бас-гитаре играл Алексей Шачнев.
-Когда вас ввели в программу, что-нибудь пели сольно?
Понимаешь, Сергей прежде всего ориентировался на мою артистичность. Ведь я играл на бас-гитаре лежа, закидывал ее за спину, постоянно двигался по сцене. Как говорил Юра Петерсон:
- Белову надо провод от гитары метров пять, что бы хоть как-то его сдержать.
Во многих композициях я играл сольные куски. Например, в песне «Милый друг» я выходил один, на меня направляли прожектор - пушку, и я играл длительную сольную интродукцию. Потом я стал петь бэки, в песне «Переведи часы назад», которую Рубцов записал с Ольгой Зарубиной. Поскольку женского вокала не было на тот момент, я пел верхний голос фальцетом. А впоследствии Сергей Березин дал мне исполнение сольных песен, которые сопровождались сценическим шоу. Это шуточные песни - «Пастух» и «Электрик дядя Петя». И одну пасторальную песню «В деревеньке российской», в стиле песни «Снится мне деревня»
Сергея Беликова. Она потом перекочевала в репертуар группы «Нескучный сад».
-Кто тогда работал в составе ансамбля?
Помимо Сергея Березина и Юрия Петерсона, это барабанщик Александр Герасимов, пришедший из коллектива Аллы Пугачевой. Был вокалист Гриша Рубцов, уже вовсю исполнявший шлягер «На два дня», вокалист Алексей Кондаков, известный по работе в разных ВИА. Еще одним солистом-вокалистом был
Валера Белянин, который исполнял свой хит – «Краснотал». На гитаре играл Владимир Парамонов, на клавишных -Андрей Гончаров. Также на клавишных играл и Юрий Петерсон. Директором коллектива был
Игорь Никитин, который иногда выходил на сцену с кларнетом. Позже появился еще один клавишник Евгений Гордеев, пришедший в «Пламя» из состава Валентины Толкуновой.
-Шачневой уже не было?
Ирины уже не было. Но через какое-то время в ансамбле появилась Катя Воробьева, которая играла на клавишных и пела.
У нее мама работала на телевидении, была редактором в «Утренней почте» у Марты Могилевской. А Сергей Березин со всеми был в хороших отношениях. К тому же, нам нужны были эфиры. И они договорились с мамой Кати.
-Сам Березин выходил на сцену?
Выходил минут на пятнадцать-двадцать, когда нам нужно было отдохнуть и переодеться. Под рояль он исполнял свои песни – «Снег кружится», «Золотые шары», «Квадратный человек» и другие.
-Расскажите о барабанщике Александре Герасимове?
Профессионал! Работал у Пугачевой, у Намина. Постоянно занимался. Даже находясь на гастролях, он не переставал заниматься. Сам по себе очень порядочный парень, справедливый. Но немного закрытый, жил своей немного отстраненной жизнью. Я так и не узнал за время работы с ним, откуда он приехал в Москву. С удовольствием взял бы его к себе работать, но не знаю где он сейчас. Просто пропал. Даже Евгений Гордеев, с которым они дружили, не знает, куда пропал Сашка.
-Давайте поговорим о Владимире Парамонове?
Шикарный гитарист! Бывший руководитель группы «Час пик», композитор, аранжировщик, автор песен для Пугачевой. Написал хит для Анастасии Стоцкой – «Вены-реки». Причем, и музыку, и слова. К сожаленью, здоровье его подвело. Первый недуг его ударил, когда он работал в «Пламя-2000» с Юрой Петерсоном и Лёшей Кондаковым. Прямо в поезде. После я ему пытался помочь – привлекал к написанию аранжировок для нашего коллектива. Ездить с нами он уже не мог. Ну, а потом случилось то, что случилось…
-Он же пел сольно?
Да, он исполнял свои песни «Путана Нана», «Песня шарманщика», а также песню Семенова и Дюнина «Речной трамвайчик», и «Цирк Шапито» Птичкина.
-Несколько слов о Григории Рубцове?
Вокальные данные очень хорошие, артистичен на сцене. Но был недостаток – не развивал себя. Он записал два всесоюзных хита – «На два дня» и «Переведи часы назад», и думал, что они его будут кормить всю жизнь. А надо двигаться вперед, развиваться. Он ведь мог гораздо больше.
ВИА «ПЛАМЯ» 1988 год.
Слева направо: Герасимов Александр, Белов Валерий, Рубцов Григорий, Гордеев Евгений.
|
-Что можете вспомнить об Алексее Кондакове?
Когда я пришел в «Пламя», Леша был в состоянии ухода. Добрынин пригласил его в свою группу «Доктор Шлягер». Думаю, что месяца три-четыре мы вместе поработали. Но нам с ним довелось много пообщаться в 90-е. Я часто ездил с ним на гастроли в качестве аккомпанирующего бас-гитариста. Лешка был очень человечный, я был знаком с его семьей, с женой Ириной, бывал у него дома в Новокосино. Я смело могу назвать его своим другом.
-Какие песни он исполнял сольно?
«Прикажи помиловать» и «Причал» Добрынина, «Кенгуру» Ефимова.
-В каком году Кондаков ушел к Добрынину?
Кажется, в 1988 году.
-Что вы вспоминаете о неожиданно ушедшем от нас Валере Белянине?
У Валеры был интересный сценический образ. Этакий деревенский простачок, в отличие от интеллигента Петерсона. «Там у деревни Марьино» - вот его типаж. При этом его тенор взлетал так высоко, что мы иногда просто были в шоке. Как человек Валера был абсолютно спокойный, неконфликтный. Хотя, особых конфликтов у нас в коллективе и не было.
Белгород 1991 год.
Слева направо — Белов Валерий (в шортах), Белянин Валерий.
Остальных не помню.
|
-А в целом обстановка в коллективе была хорошая?
Очень хорошая, все относились друг к другу отлично. Да и сейчас поддерживаем отношения с теми, кто жив, конечно. А что касается тогдашних отношений. Вот один из примеров, я и Валера Белянин возвращались вместе с гастролей, благо нам было по пути. Немного выпили. Приехали на станцию метро «Ленино» (ныне станция «Царицыно»). Ему – на автобус, а мне – на электричку. Но мы расстаться не можем - говорим, говорим стоя у колонны в метро. Наконец, разъехались. Только я приехал домой в Подольск, как звонит телефон. Это Ирина, жена Валеры. Спрашивает, где его гитара. И я понимаю, что он свою гитару оставил на станции метро, просто прислонил к колонне и забыл. Ирина поехала на станцию метро и обнаружила гитару там же, у колонны. Никто не взял.
Вот времена были!
Я вообще как-то больше общался с вокалистами. Сначала с Гришей Рубцовым, потом – с Борисом Осокиным.
-Когда Борис Осокин появился в коллективе?
В 1989 году. Мы давали несколько дней подряд концерты в Государственном Концертном зале «Россия» совместно с группой «Лимонадный Джо», бывшего гитариста «Пламени» Валерия Шаповалова. Так вот, это были первые концерты Бори Осокина. Помню его реакцию, когда ему преподнесли букет цветов. Он был в полном восторге.
ВИА «ПЛАМЯ» 1989 год.
Это внутренняя обложка концертной программы выступления ВИА «ПЛАМЯ» в ГЦКЗ «Россия».
Слева направо: задний план — Петерсон Юрий (в бейсболке и очках), Гордеев Евгений, Парамонов Владимир.
Передний план — Осокин Борис, Березин Сергей, Белов Валерий, Герасимов Александр.
|
-Ты сказал, что клавишником работал поющий Евгений Гордеев, в отличии от не поющего Андрея Гончарова?
Да, Женя много пел песен на стихи Ларисы Рубальской, Лидии Козловой, Анатолия Поперечного на музыку, разумеется, Сергея Березина.
-С Андреем Гончаровым вы недолго проработали?
Года два, а может и больше. Дело в том, что когда пришел Гордеев, то Андрей переключился на аранжировки и работу в студии. Он и до этого не любил ездить на гастроли, а тут купил мощный клавишный инструмент и сделал в своей новой квартире на улице Усиевича студию, где очень много работал. Мы возвращались с гастролей, а у нас уже была готова фонограмма для какого-то выступления или для фильма. Тогда я не знал, а спустя годы выяснилось, что Андрей родственник известной в мире художницы-авангардистки Натальи Гончаровой.
-Помнится, что иногда на ТВ даже объявляли, что поет Евгений Гордеев и ансамбль «Пламя»?
Конечно! И на «Песне-89» и на «Песне-90» он солировал в наших выступлениях. Женя в концертах пел песню Березина на стихи Ларисы Рубальской «Мона Лиза». Ее потом Сергей отдал Филиппу Киркорову. «Синяя волна» - это песня Березина на стихи Лидии Козловой. Ее он тоже пел. И еще исполнял красивую песню на стихи Поперечного «Помчатся дни». После ухода Рубцова он стал петь «Девочку с Приморского бульвара», «Снежная королева».
-Многие рассказывали, что Игорь Никитин постоянно боролся за дисциплину в коллективе?
С нами молодыми, амбициозными Игорю было непросто. Порой мы были просто неуправляемые. Конечно же, мы не нюхали, не кололись, но выпить для тонуса любили. Ох, сколько он боролся с нами!
-Какие песни ансамбля «Пламя» тогда производили на публику самые сильные впечатления?
Конечно, «На два дня». Еще
«Краснотал», «Синяя волна», «В деревеньке российской», «Серпантин».
-В годы вашей работы ансамбль «Пламя» пластинок не выпускал. Вы принимали участие в каких-то записях?
Я записывал песни «Запретный плод» (солист-Рубцов), «Мона Лиза», «Синяя волна» и «Помчатся дни» (как я уже говорил, солист-Гордеев) и другие. Все эти песни были записаны дома, на студии Андрея Гончарова на улице Усиевича.
ВИА «ПЛАМЯ» в городе Петропавловск-Камчатский 1989 год.
Слева направо: Белов Валерий, Осокин Борис, Гордеев Евгений, в центре сидит — Рубцов Григорий.
|