Олег Курятников.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


Это работа…

(февраль 2021 г.)

1

Олег Курятников.

-Я недавно прочитал книгу Сергея Мирова о группе «Воскресение». И был удивлен, увидев вашу фамилию в составе этой группы. Вы были вокалистом этого коллектива во время пребывания Алексея Романова в тюрьме. Как вы попали туда?

Если коротко, то благодаря моим товарищам с юных лет Саше Козловскому и Петру Подгородецкому. А если подробно, то надо начинать с самого детства, так как я с детства в музыке.
Родился в Москве, обычное московское детство. Но учиться в первый класс меня отдали в хоровую капеллу мальчиков. Такого рода заведений в Москве было два. Одно из них - при консерватории, училище имени Свешникова, второе, где учился я, - при Гнесинке. Причем руководитель капеллы профессор Вадим Судаков был выпускником училища имени Свешникова, а потом преподавателем в Гнесинке. Наше училище закончили известный всем Сергей Трофимов, не менее известный композитор и дирижёр Александр Клевицкий, композитор Александр Ларин, в одном из первых выпусков был Владимир Сахаров, известный по работе в «Веселых ребятах», в «Коробейниках» и «Цветах»...
В капеллу поступали по конкурсу. Был серьезный отбор. Набирали 30 мальчиков. Поступил, и с шести до семнадцати лет я там проучился. В первом классе со мной учился Петя Подгородецкий. Был моим одноклассником и Сергей Старостин. Он потом окончил Мерзляковку, затем Консерваторию. По специальности он - кларнетист, но подсел потом на народную музыку. Исполняет этно, играет на многих народных духовых инструментах. Также со мной учились Аркадий Кириченко – музыкант и актер, Евгений Ципулин –народный художник РФ, Дмитрий Васильев – музыкант, ведущий радиостанции «Юность", Александр Новиков (песню Саруханова "Скрипка-лиса" на его слова все хорошо знают), Сергей Гуляков, директор ДК им. Зуева, дирижёр духового (что в наше время уже редкость) оркестра, Алик Латыпов, тромбонист-виртуоз, игравший в оркестре Большого театра (светлая ему память...), Александр Ильин, полковник медицинской службы, Афганистан прошёл... Замечательные все ребята мои одноклассники!
На класс младше меня учился Александр Зайцев, клавишник из «Машины времени». Мы с ним дружили и много общались. Он ещё у Понаровской работал. Печальную судьбу его, наверное, все знают. Светлая ему память...
Двумя годами позже в капелле учился Сергей Тарамаев, который стал известным актёром (на "Золотую маску" номинировался), а потом и режиссером. Мы с ним и в армии служили. Он после демобилизации поступил в ГИТИС на курс Петра Фоменко. С ним учился Угольников Мы все вместе тусовались: Подгородецкий, Угольников, Козловский, Тарамаев…. Это кончилось тем, что Угольников увел у Петьки жену Наташу (смеется). Недавно по Первому каналу прошел сериал «Доктор Преображенский». Это Тарамаев снимал.
А мне, вдруг вспомнил, посчастливилось петь в опере, когда мне было всего 11 лет. В театре Станислоавского и Немировича-Данченко всемирно известный (на самом деле "всемирно", не замухрыга какой-нибудь) немецкий и австрийский, кстати, режиссёр Вальтер Фельзенштейн ставил "Кармен", и мальчишек, в числе которых был я, отобрали для участия в опере... Незабываемые впечатления о театре!

-Какими были ваши первые увлечения в музыке?

Я был всеядным. Конечно, мне нравились "Битлз", "Чикаго", "Бэдфингер", Чеслав Немен... Но и отечественные исполнители тоже нравились: «Арсенал», «Аракс»… Ко мне попадали пластинки: “Иисус Христос Суперстар”, Дженис Джоплин... Заслушивался ими.

-Вы же были в особом кругу ребят, которым это было интересно. В обычной школе это по-другому – кому-то нравится, кому-то нравится что-то другое. А здесь – все в музыке.

Согласен. Обстановка способствовала.
После окончания капеллы я поступил в Институт культуры. На одном курсе со мной учился Александр Клевицкий, Владимир Алябьев, Игорь Шухман... На втором курсе, как тогда водилось, нас отправили на картошку. И там я познакомился с первокурсником Сергеем Беликовым, с которым мы жили в одной комнате и спали на соседних кроватях. Мы учились на разных факультетах: Беликов - на оркестровом, я - на хоровом. Тогда мы с ним крепко сдружились.
Когда мы приехали с картошки и начали учиться, то Саша Клевицкий мне "по секрету" сообщил, что в Театре Ленинского комсомола Юрий Шахназаров набирает музыкантов для участия в новой постановке «Автоград ХХI». Им требовался вокалист и бас-гитарист. Я поехал на прослушивание, и Юра после прослушивания сказал, что готов взять меня как вокалиста. А игре на бас-гитаре он меня поднатаскает. Но было одно условие – нужно было уйти из института. Я не мог этого сделать, так как понимал, что меня сразу заберут в армию и никакого Ленкома не будет. И я отказался, но порекомендовал Сергея Беликова. Серегу взяли, он ушел из института, а от армии откосил.

-Во время учебы работали?

Например, на третьем курсе я и некоторые мои друзья не захотели ехать на картошку. Думали, как бы избежать этого. А в это время в компании «Спутник» (входила в структуру ЦК ВЛКСМ), в представительстве в Сочи, коллектив, который у них работал, ушел в отпуск. Мы быстренько собрали свою группу с нашего курса и поехали на полтора месяца туда работать. Кстати, Саша Клевицкий тоже был в этой компании. Пожалуй, это был единственный раз, когда мы работали во время учебы.
После окончания института мы с Клевицким пошли служить в Ансамбль песни и пляски МВД, который базировался в Москве на улице Подбельского. Там же на несколько этажей выше находился дивизионный ансамбль песни пляски МВД, куда мы и попали служить.
Армейский ансамбль.

-Сколько вы служили после института?

До нас служили год. Мы же оказались первым набором, служившим полтора года.

-Кто еще с вами служил?

Петр Подгородецкий. Как я уже говорил, Петя учился со мной в капелле. Вот и служить мы с ним попали вместе. И я очень хорошо помню, как Петя сочинил будущий хит из хитов «Поворот». Мы с Сашей Козловским (он даже написал об этом главу в своей книге) были свидетелем этой истории и полностью подтверждаем слова Петра о создании этой песни именно им. Многие почему-то считают, что её написал Кутиков.
Александр Козловский, Пётр Подгородецкий, сын Никита, Олег Курятников.

Александр Козловский тоже служил с нами. Он - выпускник Мерзляковки. После армии был солистом в ансамбле «Музыка» (пел в поп-опере «Алые паруса»), работал потом в "Карусели". Он - нынешний муж дочери Муслима Магомаева Марины. А отец Саши Геннадий Козловский - автор стихов одной из лучших песен Магомаева «Синяя вечность» ("О, море, море..."), друг Муслима.
Еще с нами служил Михаил Ремесник. Великолепный джазовый пианист и композитор, долгое время работавший музыкальным руководителем ансамбля Льва Лещенко. Известный барабанщик Андрей Сифоров проходил службу тоже в нашем ансамбле. И знакомый по капелле Сергей Тарамаев отметился там же. И Александр Никитенков, солист Мининского хора, тоже служил с нами. Танцор Аркаша Насыров, которого многие знают по фильму "Зимний вечер в Гаграх". Да много талантливых людей, да простят меня те, кого вдруг забыл назвать...

-Где оказались после службы?

После службы я сразу женился на Лене Жигаревой. Может, кто помнит её по работе на радио и телевидении. Она была автором и ведущей музыкальных программ. Потом... Как-то Саша Козловский пригласил меня на репетицию ВИА «Музыка», где он уже начал работать. Решил и я себя показать. Присутствовавший на репетиции руководитель Николай Воробьев послушал и пригласил меня в состав ансамбля, но я не пошел. Уж если выпендриваться, то до конца (смеется). Но потом я оказался в «Добрых молодцах». Там работал Саша Клевицкий и порекомендовал туда меня. Я пришел к Киселеву, он прослушал меня и взял на работу.

-Это какой год?

1981.

Продолжение