Олег Чвиков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


"Были на виниле.

(апрель 2020 г.)
2

-А дальше?

Я решил попробовать прослушаться в какой-нибудь коллектив. Сначала я пришел в «Надежду» под руководством Михаила Плоткина. Михаил Владимирович послушал меня, сказал, что все хорошо, но не взял.(смеется) Потом я решил пойти в ВИО «Рапсодия». Дело в том, что их база была недалеко от моего тогдашнего жилья, в Коптево, в ДК железнодорожников.
Я встретился с руководителем Владимиром Петренко, он поручил мое прослушивание солисту ансамбля Игорю Капитанникову. Я созвонился с Игорем, приехал к нему домой. Прослушивание прошло хорошо. Но Петренко решил проверить меня, так сказать, в бою. В двух ближайших концертах мне надо было выйти вставным номером и под гитару исполнить пару песен.

-Помните, что пели?

«Как служил солдат» на стихи Симонова и «Как молоды мы были» Пахмутовой и Добронравова.

-Почему все-таки «Рапсодия» назывался вокально-инструментальный оркестр, а не ансамбль?

Наверное, потому, что коллектив был большой. Две-три трубы, два-три тромбона… очень большой инструментальный состав.

-Это давало что-то в финансовом плане?

Нет, у всех были ставки. Первая – 5 рублей 50 копеек, вторая – 7 рублей 50 копеек и т.д.

-Чем отличался этот коллектив от других?

Тем, что «Рапсодия» играл преимущественно инструментальную музыку. У нас не было хитов, если не считать «Раз, два, три – хорошая погода». Это, пожалуй, единственный хит, который мы исполняли и по которому нас узнавали.
Все остальное это сложные композиции, насыщенные очень сложными гармониями. На мой взгляд, это не популярная музыка, для широкого зрителя она недостаточно проста.
А еще, мне кажется, я один из первых, кто предложил свое произведение для исполнения. Тогда была популярна итальянская эстрада. И у меня была песня в этом стиле, называлась «У моря». Надо было что-то исполнять и из популярной музыки, и ее взяли в репертуар. И она очень хорошо проходила.

-Коллектив записывал на пластинки произведения довольно интересных композиторов – Двоскин, Бинкин, Эшпай, Саульский, Емельянов и очень много самого Петренко?

Если я не ошибаюсь, это компания Владимира Петренко еще с юных лет. Они начинали в ЦДРИ с молодежной секции. Увлекались джазом и даже стиляжничали.

-Чем запомнился сам Владимир Петренко?

Было заметно, что Владимир Николаевич очень авторитетный человек для всех участников оркестра. Отличался очень мудрыми суждениями. Я довольно часто звонил ему, мы подолгу общались. Я обращался к нему за советом. Наши солисты Игорь Капитанников и Татьяна Кабаш с ним дружили семьями, были вхожи в его дом. Тем более, что Татьяна была ветераном коллектива. Она работала с первого дня создания ансамбля.
Владимир Николаевич был очень серьезно музыкально образован, и имел отношение к композиторскому сообществу. Любая мелодия, оркестровка легко переносилась на бумагу, на нотник, даже в отсутствии инструмента. Сам по себе человек мягкий, с прекрасным чувством юмора. Но при этом он был довольно требовательным. Все-таки, очень сложно руководить таким большим коллективом.

-Вы вводились в уже готовую программу?

Когда я пришел, была готова концертная программа к фестивалю молодежи и студентов. Я вводился в нее. Хорошая получилась программа. В ней было много западной музыки, и очень хорошо всё проходило у публики.
Афиша.

-Вы также выходили номером?

Только с песней «Как служил солдат». «Как молоды мы были» под одну гитару как-то не очень слушалось. Поэтому решили ограничиться одной.

-Гастроли насыщенные были?

Очень много ездили по Московской области. График был довольно насыщенным.

-Кто еще входил в вокальную группу, кроме вас?

Игорь Капитанников, Татьяна Кабаш и Александр Агейкин. Затем Агейкина сменил Алексей Галкин.

-Кого помните из инструменталистов?

На клавишных играл Алексей Сафонов. Он же был по традиции музыкальным руководителем.

-Игорь Капитанников в «Верных друзьях» играл на бас-гитаре. В «Рапсодии» он не играл на бас-гитаре?

Нет. Более того, я узнал, что он бас-гитарист уже спустя годы, когда мы стали участвовать в других совместных проектах. Удивительная штука получилась – мы очень много общались с Игорем во время работы в ВИО «Рапсодия», много разговаривали на разные темы, но то, что он работал в «Верных друзьях», с Ободзинским, играл на виолончели, и то, что он спел знаменитый хит «Я тебе, конечно, верю», я узнал только потом.
На юбилее Игоря, уже в 21-ом веке, мы подарили ему виолончель. И во время исполнения нами песни Yesterday, Игорь взял виолончель и сыграл на ней. Получилось очень достойно.

-Кого еще можете вспомнить из инструменталистов?

Алексей Жидков – тромбонист, интересный музыкант, много сочинявший. Анатолий Чех – саксофонист…

-Легендарный Анатолий Чех тогда работал в «Рапсодии»?

Да. Музыкант уникальный, высочайшего уровня. Вспоминается момент из концерта, когда у духовиков была пауза в несколько песен. Они уходили за кулисы и начинали резаться в карты. И когда без них начинали играть инструментальную композицию Владимира Петренко «Лазурное небо», в которой ведущую роль играла партия саксофона, то все духовики бросали карты и бежали слушать игру Толи Чеха. Толя каждый раз играл по-разному и всегда очень красиво.

-«Лазурное море» - красивая композиция!

Наш коллектив тогда играл много таких красивых инструментальных композиций.

-Кто еще вспоминается из музыкантов?

Сергей Филиппов – бас-гитарист, по образованию – тубист. Это самый близкий человек Владимиру Петренко. Они вместе потом создали студию, работали в ней.
Я бы порекомендовал обратиться за комментариями к нашему звукорежиссеру Юрию Николаевичу Иванову, с которым мы работаем и по сей день.


Продолжение