Олег Чвиков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


"Были на виниле.

(апрель 2020 г.)
3

Комментарий Юрия Иванова:
- Я пришел на место звукорежиссера в ВИО «Рапсодия» в 1981 году. Это был мой первый коллектив в профессии. В то время в оркестре работали очень известные музыканты. Гитарист Игорь Дегтярюк, барабанщик Борис Богрычев, тенор-саксофонист Анатолий Чех. На бас-гитаре играл Анатолий Цепков, на клавишных – Борис Гольдштейн, он же был музыкальным руководителем коллектива. Вокалистами были Владимир Ковалев, Татьяна Кабаш и Елена Майорова. Плюс духовая группа. Хочу отметить, что через некоторое время в духовую группу пришел Борис Кузнецов. Он был трубачом и играл на конгах. Ранее Борис работал в ансамбле «Арсенал» Алексея Козлова. Чуть позже к нам пришли барабанщик Николай Карсаулидзе и бас-гитарист Сергей Катин. Катин известен как один из создателей группы «Дюна» и как отец участницы «ТаТу». Эти ребята от нас ушли в «Арсенал».
Вспоминается интересная ситуация. После ухода из коллектива Бориса Гольдштейна, на его место пригласили клавишника. В коллективе ему сразу дали кличку «Пианист Петя». Вроде бы выпускник консерватории, но в коллективе совершенно не мог играть, не слышал никого. Однажды в одном из городов ко мне подошел местный музыкант. Сказал, что все отлично, но что-то не слышно клавишных. Я ему показал пульт и на несколько секунд включил клавишные. Местный все сразу услышал и понял. Но надо заметить, что пианист Петя был великолепным настройщиком инструментов. Мы его предварительно запускали в зал для этого. Хоть какая польза от него была. Но этот товарищ пребывал недолго в коллективе. Его сменил Алексей Сафонов, очень хороший музыкант.
Еще одна история была связана с появлением в коллективе Сергея Катина. Приходит однажды на репетицию Владимир Петренко и сообщает, что ему звонила одна дама из Управления культуры Московской области. Сообщила, что ее сын приходит из армии, и она просит взять его в наш ансамбль. Понимаете, что уже отношение музыкантов было довольно предвзятым. Кроме того, перед самым дембелем он, видимо, угодил в какую-то историю или на «губу» - его обрили почти под ноль. Вид был еще тот. Попросили его подключиться, настроиться и показать свои возможности. Как потом мы поняли, кумиром Сергея тогда был Стэнли Кларк с его слэповыми манерами игры. Через несколько минут игры Петренко сказал Сергею, что он принят. Сергей мог играть всё. Он играл настолько ритмично, что ему практически не нужен был барабанщик, внутренний метроном был просто великолепный.

-Уточните по поводу нахождения репетиционной базы?

Наша репетиционная база находилась в Электролитном проезде в ДК металлургов. Это в районе развилки Каширского и Варшавского шоссе. В середине 80-х этот ДК закрылся на капитальный ремонт, и мы переехали в ДК железнодорожников в районе метро «Войковская».

Афиша.

-Как строился концерт оркестра?

Концерт ВИО «Рапсодия» начинался за закрытым занавесом. Начинали играть «Полет шмеля» Римского-Корсакова, и открывался занавес. Это было очень эффектно. Три трубы, два тромбона и рояль…
На тромбонах играли Кофтарев-младший и Юрий Александров, на трубах – Кофтарев-старший (Кофтаревы – братья) и братья-близнецы Лисицыны. Позже появился Боря Кузнецов. У него труба была очень интересно подзвучена и плюс была какая-то примочка. Звук изменился интересным способом.
Кстати, на пластинке «Полет шмеля» записан ужасно. Если на концертах использовался рояль (что правильно), то на записи использовали синтезатор. Сведение тогда толком делать не умели, и в итоге получилось не очень.
Долгое время в концертах ВИО «Рапсодия» играл фирму – «Кровь, пот и слезы», «Караван» Сэма Кука, «Земля, ветер, огонь», но потом вышло известное постановление о том, что необходимо исполнять 80 процентов композиций членов Союза композиторов. Стали больше играть отечественных авторов, но аранжировки были очень хорошие.

-Состав представляли во время концерта?

Да, обязательно.

-Что вспоминается о Петренко как руководителе?

Он мягкий, демократичный руководитель. Не помню каких-либо значимых конфликтов с кем-то.

-Петренко делал аранжировки?

Аранжировки делал он и делал его товарищ Александр Воробьев, главный дирижер театра Вахтангова.

-Кого из музыкантов еще помните?

После Дегтярюка в коллектив вернулся гитарист Александр Солопов. Потом гитаристом работал Юрий Каничев (после того, как женился, стал Зимовским) Он еще обладал очень интересным баритональным басом. Был одним из вокалистов.
На барабанах играли Геннадий Хащенко и Андрей Сифоров. На бас-гитаре играл Александр Мацуленко (далее группа «Монитор» и группа «Слайды») и помню тромбониста Алексея Жидкова.

-Чем выделялся Игорь Дегтярюк?

Один из лучших гитаристов СССР. Он мог играть в любом стиле: рок, джаз-рок, рок-н-ролл…. Игорь, кстати, и неплохой вокалист. Очень хорошо пел на английском. Он записал одну композицию в составе «Рапсодии». К сожаленью, Игорь ушел из жизни пять лет назад. В последний раз мы с ним виделись в Центральном Доме Работников Искусств, где он работал, незадолго до его ухода.

-Когда закончился проект ВИО «Рапсодия»?

Коллектив закончил свое существование в 1986 году, когда пришли из МОМА новые руководители – Гераус и его зам Хабаров. Концерт ВИА «Рапсодия» стоил порядка 650 рублей. Это очень большая сумма по тем временам. Условно говоря, если зал на 650 мест и билеты стоили по одному рублю, то оркестр себя мог окупить, но большой прибыли не приносил.
Тогда руководство пригласило несколько коллективов, чтобы зарабатывать. Так появились «Зеркало мира», «Дубль 1», «Браво», «Стайер», коллектив Александра Серова «Цейтнот». Это была стадионная программа, которую повезли по всей стране…
Окончание