Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Виктор Болтышев и его барабанная сага.

(июль 2010)
3

РОСКОНЦЕРТ ВИА "РОВЕСНИКИ" ВЛАДИМИРА СИГАЛА.

Однажды у метро, в перерыве между гастролями в филармонии, я купил билет на концерт ВИА "РОВЕСНИКИ". Выступали они в Доме Советской армии, что у театра Красной армии в виде звезды.Сам концерт почти не помню,помню песню про "Алый шар", да кожанный пиджак Владимира Сигала.Но мне тогда понравилось их звучание и даже подумалось:
-Вот бы с ними поработать и поиграть, а то получаешь по 5.50 с концерта и перспектив никаких.
И вот, как-то в перерыве между гастролями зашёл я в МОМА и глянул на доску объявлений для музыкантов. Вижу:"Гастрольный ВИА ищет музыкантов на прослушивание". А какой не указано. Ну я туда решил сьездить и посмотреть, что да как.
Приезжаю на базу какой-то ткацкой фабрики у метро Динамо и захожу в зал. Сцена,стоит аппаратура,микрофоны ,супербарабаны "Людвиг-Голливуд"(мечта любого барабанщика тех лет). Приехали, по-моему, ещё два барабанщика, один с Дальнего Востока (это были его барабаны), басист и гитарист. А в зале сидят Сигал и все его музыканты. Сигал и говорит:
-Ну сыграйте что-нибудь?".
Тут выходят басист,гитарист, что тоже на кастинг пришли, подключают гитары и мне кивают:
-Ну ,сыграем ?
Я затаив дыхание сажусь за "Людвиг-Голливуд" и пробую мечту моего детства на звучание, а Сигал тем временм микрофоны все включил на пульте и аппарат тоже.Тарелки -супер,барабаны тоже. Не инструмент, а мечта. И это после моих сборных барабанов.Вот бассист начал простой риф в стиле, как раз, Лед Зеппелин (в моём любимом стиле). Да так классно и здорово. Тут и гитарист подхватил и ещё лучше, чем басист. И мы поехали импровизировать.А я до этого никого из них и в глаза не видел. Тут и стали мы музыкально знакомиться.Помню поиграли мы тогда от души, я барабанное соло сыграл минут на пять,и каждый тоже выдал, что может. Терять-то нечего. Хоть поиграть на славу на хорошем аппарате. А всё так классно звучит, и подзвучка и барабаны на микрофонах и тарелки. Играем, короче, от души и наслаждаемся своим звуком. Сигал слушает ,за пультом сидит и звучание микширует.Вот мы наигрались, а Сигал мне и говорит:
-Вы,где работаете?
Я говорю:
-В Тульской филармонии в " Ритмах планеты" у Бориса Санкина. У нас джазовое трио.
-А как же вы будете с нами играть?
А говорю:
-Да я пришёл посмотреть, что да как. Может и уволюсь, ежели возмёте.
А он:
-Я знаю эту филармонию. Вам будет трудно уволиться.
Ещё о чем-то поговорили, не помню, на том и разошлись, оставив телефоны и координаты. Вот так и прошёл неопределённо мой кастинг в "Ровесники".
Через два дня мне звонит трубач и музрук "Ровесников" Юра Андрианов и говорит:
-Виктор,вы должны к нам приехать на базу и явиться к Сигалу".
Я говорю:
-Так Вы чего меня берёте, что ль?
-Да. Всё остальное Вам Сигал расскажет, когда будете оформляться в РОСКОНЦЕРТЕ.

ПЕРВЫЕ РЕПЕТИЦИИ В "РОВЕСНИКАХ".

Приезжаю в назначенное время с барабанами на такси на базу "Ровесников". Рабочие затаскивают всё моё барахло на сцену, я всё это расставляю.Ну, не "Голливуд", конечно, зато всё вроде звучит.
Программу группы совершенно не знаю,её надо ещё только учить. Знаю по слуху кое-какие песни и играю от себя. Ни тебе кассеты с записью, чтобы дома работать над партиями,ни репетиций достаточных. Тут на первой же репетиции выснилось, что играть-то я пока и не готов., Как надо с группой. А на гастроли надо уже на днях выезжать.Тут и за ритмом следить, помнить каждой песни правильный темп, иначе солисты задохнутся, держать его ровно, да ещё и сбивки правильно вставлять, а их до хрена и всё они в месте с трубами, как в джазе и их сразу не запомнить.Короче, понял я что нахрапом ничего не выйдет,надо дома заниматься над песнями, а времени то и нет.
Да ещё Сигал решил меня с небес на землю спустить,да так рьяно, что я вскоре понял, что на барабанах я - полный ноль.Заморочил мне мозги так,что я полностью утерял чувство темпа и уж стал было к басисту прислушиваться -правильно ли я играю? Полный абсурд.А он, Сигал, видать понял, что переборщил и, давай, мне всё моё чувство темпа опять устанавливать обратно.
Мне бы тогда все партии с метрономом пройти дома и все сбивки самому выучить и подготовиться хорошо, а он, мало того, что темп песни каждый раз меняет,то быстрее ему песню играй, то медленней, да ещё и порядок на концерте их меняет, как захочет. Тасует песни, как колоду карт. А я-то, что железный что ль? Все песни помни, какой темп, да ещё их и не зная толком.
И ещё один момент и очень существенный. Барабаны в роке, это такой инструмент,который по своей специфике должен звучать сам по себе громко,потому как это барабаны, а не челеста или колокольчик какой. Играть-то они должны на большой сцене, с правильной постановкой рук,иначе пластик рвать будешь и удара не будет правильного. А тут тебе постоянно твердят, играй тише,ты, музыкант, и приспосабливайся. Хоть, блин, бери щётки и играй ими. А на концерте, как? В цирке, например, или на стадионе? Вот и получается, на концерте одно, а на репетиции другое.
Вот если по делу, то ритм-секция должна одна репетировать и отрабатывать ритмическую основу песни, а барабанщик играть, как машина, никого не слушая, акромя, баса и играть с ним в жилу. А для этого надо заниматься, как с метрономом, так и с басом и гитарой отдельно. А иначе получается так, певец-солист накануне перепил и темп ему медленней давай,потому, как он его не вытягивает, а ты под него приспосабливайся и все шишки от дирижёра или худрука ВИА, в конце концов, на тебя, как барабанщика, сыпятся.А тут ещё и подзвучки нет,играешь и не слышишь, что играешь. Всё в зал улетает и эхом отдается.Это сейчас благодать, по три подзвучки у певца и барабанщика.
Поехал я на первые свои гастроли и на первом же концерте темп неправильный взял.Налажал здорово. Позорище было. Надо бы мне отказаться от таких гастролей, а как? Но потом, вроде, пошло и втянулся. Поехали кататься по городам.

Здесь можно послушать фрагмент соло на ударных Виктора Болтышева в "Ровесниках".

ЗАПИСЬ ДИСКА "РОВЕСНИКОВ".

Где-то в ноябре 1979 года Сигал не репетиции и говорит:
- Ну, ребята, дали нам добро, и на днях едем на "Мелодию" записываться. Готовьтесь, там вы себя не узнаете,так классно всё будет звучать.
А студия записи тогда находилась в бывшем готическом храме рядом с консерваторией.
В итоге мы приехали записываться в ТОН-АТЕЛЬЕ телецентра Останкино,потому как тогда всё тоже делалось за "бабульки". Бутылки конька с шоколадками операторам,секретаршам и прочим чиновникам. Иначе любой мог поднагадить, и диск мог вообще не выйти.
Заходим в студию.Большая,очень уютно и тепло.Много чего интересного: пульты для оркестра , журавли студийных классных микрофонов,отдельная кабинка для барабанов с микрофонами и журавлями.Благодать. Сажусь в закрытой кабинке со своими кастрюлями и тазиками-тарелками.Готовлюсь.Оператор мне в ухо наушников вкрадчиво тихо шепчет:
-Ударь по тазику или по кастрюле.
И сам все настраивает по частотам. Ну,говорит:
-Слабай что-иньть.
Я тут долбанул от души и вышел к нему запись послушать. Мать честная, барабаны звучат как у Лед Зеппелин. Когда вы сейчас слушаете записи этого диска "Ровесников", но это жалкое подобие того, что мы тогда записали.Качество записи напрямую зависит от качества аппарата, на котором вы её сейчас слушаете.
Итак, пошла запись инструментальной фонограммы (распевки вокала,сам вокал,соло гитары и трубы записали наложением после) "Белая черёмуха"- поёт Гена Соколов,Тимур Миронов, Лена Новикова и ещё кто-то.
Вступительный брэк получился классно,потому как хотелось не считать палочками,а сделать так, чтоб барабаны зазвучали, как у Лед Зеппелин -чисто и мясисто.Сигалу понравилось, и он это одобрил. Барабаны звучали открыто без всяких тряпок и это видно и слышно на записи именно этой песни. Отчего она и выигрывает.Всё звучит звонко и, как надо. Бас у Тимура Миронова звучит классно,но мы с ним всё-таки чуть разошлись в первом брэке (а если по метроному считать, то всё так, вроде, нормально). Там восьмушкина синкопа чуть с оттяжкой (как Сигал хотел, так и пошло), а далее пошло всё нормально.Так этот дубль и вошёл в диск. Обратите внимание, как звучат там тарелки, а ведь это простой ТАКТОН и не надо было покупать дорогие "Супертазики". Как классно в начале прозвучало псссс... после восьмушек ф-но.
Так мы "Белую черёмуху" записали прямо с первого дубля. Не помню, делали ли мы ещё один дубль,но то что тот первый вошёл в диск это точно.
Чем хороша эта песня? Она необычна своими вставками ударных,баса,гитары и труб, а барабаны звучат вживую без заглушек. Бас Тимура Миронова звучит в левом ухе ритмически интересно.Трубы звучат тоже очень стильно (Юра Андрианов и Красавин ). Александр Шарапов- гитарист, тогда с нами записывался, и играл классно, во втором брэке это слышно. Хотя развернуться ему тогда особо не давали,потому как гитару роковую коммунисты тогда ненавидели.Мне тогда пришла в голову мысль, подыграть гитаре хэтом в третьем брэке в паузах после шестнадцатых - тс.... А шестнадцатые томов вставить как в "Карлсоне" у "Поющих гитар" после слов -Приве.е..е...т... Так всё это и вошло в песню. А вообще создается впечатление, что инструментовка, как бы говорит слушателю:
-Смотрите, как можно "Ровесникам" из простой песни сделать конфетку вставками труб,барабанов,гитары и баса.
Да, чтоб мы натворили, например, сейчас,когда в магазинах можно купить любую аппаратуру и инструменты, а играть, что душа пожелает и без всякой цензуры?
"Первая любовь" - коронная песня "Ровесников" исполнялась почти на каждом концерте.Напоминает "Бременских музыкантов" вокалом начала. Соло-гитара с фузом,как пропустили, не понятно? Цензоры прошляпили.Вокал чудный и супер для того времени. Мне барабаны тогда заглушили операторы тряпками,потому как они вроде мешали вокалу,что сразу к сожалению и ухудшило песню. Проще было бы оператору убрать их чуть тише. Зато они звучали бы не как коробки,а как барабаны.Это и видно на записи.Зато брэки в песне были под впечатлением Дип Пурпле форшлагами малого барабана с шестнадцатыми. Я их тогда содрал с Дип Пурпле из "Гори" с третьей песни, по-моему.
Да барабаны, к сожалению, в ней звучат как коробки,что тогда было модно у операторов. А Сигал хотел, чтоб я играл тихо, и от пьяно к фортэ в припеве.Пела по моему Лена Новикова – жена Сигала. Молодец,чистый голос,певица была классная тогда,с большими чудными глазами. И Гена Соколов, он на обложке диска второй слева от Тимура стоит. В последнем брэке тридцать вторые с шестнадцатыми в малом барабане явно слышны,как остатки былой роскоши.
"До свидания, прощай" - тоже коронная песня "Ровесников". В барабанах таже история с заглушкой тряпками, брэки как у Дип Пурпле.Пела Лена Новикова и все певцы. Гитара с фленджером, а барабаны в бреках "Толстый Карлсон" тр ттттттттт.....- шестнацатыми. Сам придумал.Трубы потрясные,приятно слушать. Трубы играют от души,славно.Конец как у Битлз в "Ночи трудного дня" или "Гуд дэй санчайн".
"Твой поезд ушёл" -суперпесня 80-х годов в стиле Лед Залупин,но с трубами и распевным вокалом как у Песняров. Поёт Гена Соколов.
Песня с довольно циничным текстом для того времени. Дескать ,пошла к ты к едрёной бабушке, подруга, и тд.
Вступление -Юра Андрианов на ф-но.Наконец-то, ХАРД РОК, блин. Фуз, гитара и хэт четвертями.А барабаны у меня в тряпках.
Тут тоже интересные вставки брэков барабанов с трубами и басом с гитарой.Опять же шестнадцатые с форшлагами Дип Пурпле.Сигал мне тогда сказал, что я слишком ими увлекаюсь. И не понравилось ему, что я тут иногда на концерте палочки крутил на пальцах:
- Что Вы сделали сегодня на концерте Виктор? ВЫ ПРОКРУТИЛИ ПАЛОЧКИ НА ПАЛЬЦАХ. Этого делать совершенно нельзя,Виктор !
Почему НЕЛЬЗЯ, я этого так и не понял до сих пор. Бонем крутит, а мне нельзя, блин.
С этой песней Сигал меня и ставил в начале на первых репетициях с небес на место, да так, что я её сначала играл страшно неритмично,потому как он мне вконец заморочил ею голову. Сбивки неправильно,то так играй, то эдак,то громко, то слишком тихо. Мужик он был классный на это дело.Вспоминаю его всегда с радостью и теплом. Перед почти каждым концертом он менял полностью порядок всех песен,а я ломай голову, что да за чем идёт и темпы вспоминаю прямо по ходу концерта. Очень приятно было работать с ним ,главное "спокойно" и весело.
Записали мы "Поезд" тоже с первого раза и всё вроде в ней прошло хорошо ежели бы не тряпки на барабанах, и брэки всё те же, как у Дип Пурпле, а вставки с трубами ещё интересней.Как бы она прозвучала ежели бы барабаны были открыты и чисто звучали в духе Лед Зеппелин. Хоть бы и, как в "Черёмухе",но что выросло то выросло. А в результате я-то оказался прав. В этом деле, барабаны должны быть барабанами а не коробками на микрофонах.
Там ещё подражание поезду с одним только изумительным вокалом - Гена Соколов,Лена Новикова,Тимур Миронов и ещё, не помню, кто. Классное с хлопками соло-гитары и с брэком по коробкам в конце.
Ещё одна песня, была записана тогда, называлась она "Уходит любовь". Поёт,по-моему Гена Соколов. Была она в стиле Лед Зеппелин, быстрая такая, но она в диск не попала, потому как была слишком хороша и вызывающа. Начало с соло барабанов как у "Fierball" Deep Purple и что самое интересное, потом я эту песню услышал случайно по радию в исполнении Льва Лешенко. Наша фонограмма ("Ровесников"), а поёт он. И моё соло в начале песни сразу узналось. Хорошо получилось,спасибо Лещенко.
Этот диск "Ровесников" вышел в 1980 году. Привожу всех музыкантов, которые участвовали в записи этого диска в ТОН -АТЕЛЬЕ ОСТАНКИНО.
Итак, играли на записи песен "БЕЛАЯ ЧЕРЁМУХА", "ТВОЙ ПОЕЗД УШЁЛ","ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ","ДО СВИДАНИЯ, ПРОЩАЙ" и " УХОДИТ ЛЮБОВЬ":
- гитара -Александр Шарапов,бас -гитара-Тимур Миронов,барабаны - Виктор Болтышев, вокал -Гена Соколов,Тимур Миронов,Лена Новикова и трубачи Юра Андрианов(плюс ф-но и орган) и Алексей Красавин.Тогда на записи в Останкино был с нами и Павел Смеян. Владимир Сигал был звукорежисёром на концертах и худ.руком ансамбля.НИКОГО ДРУГОГО В ЭТОМ ВИА ТОГДА В НОЯБРЕ- ДЕКАБРЕ 1979 ГОДА НА ЗАПИСИ НЕ ПРИСУТСТВОВАЛО.
Хочу сказать об Александре Шарапове- гитарист классный и наша знаменитость. Он всегда эффектно выходил вперёд и соло играл как в"Поезде", так и и далее на концертах. По- моему ,если я не путаю, он у нас в "Ровесниках" ещё пел песню про табун лошадей, которые утонули в океане.
Сам я пластинку "Ровесников" услышал позже и не поверил, что это мы играем.Но, когда прослушал, вспомнил все подробности,и все брэки свои корявые , заглушенные тряпками.
Потом в ансамбле работали многие,в том числе и Игорь Карманный на басу И ДРУГИЕ БАРАБАНЩИКИ И ГИТАРИСТЫ,но они никогда не записывались,а просто гастролировали с этим ВИА и играли записаные когда-то нами песни.
Кстати, тогда же в баре телецентра мы встретили и Михаила Боярского с певицей,певшей с ним в песне "Так не должно быть". Они тоже записывали эту песню в ТОН-АТЕЛЬЕ, но отдельно от нас. Боярский был в чёрном пиджаке,чёрной водолазке и купался в лучах славы.

Продолжение
Сайт управляется системой uCoz