Дембовский Игорь.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru


Игорь Дембовский

Моё сотрудничество с группой Владимира Киселёва «Земляне».

(Мемуарная зарисовка характеристики личности руководителя, с применением литературных навыков…)

(январь 2012 г. )
2

ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ.
Прошло два месяца моей работы, в роли автора-исполнителя песен собственного сочинения. И вот я уже сижу дома дня два или три. Пью чай, смотрю телевизор с молодой женой и 4-летним сынишкой. Вдруг раздаётся звонок в дверь. Я открываю дверь - на пороге квартиры стоит незнакомый, молодой мужчина. Это был гонец -посол от Владимира Киселёва-его администратор Андрей Большев.
Он мне и сказал, что мол, меня приглашают на прослушивание ансамбль «Земляне», в лице его руководителя - Вл. Киселёва в Д/К им. Дзержинского. Эта тоже, одна из его особенностей – давать поручения от себя лично (как и положено начальникам). Мне это конечно польстило. Слухи- то по Питеру уже шли, о «крутоупакованном» аппаратурой, коллективе.
И уже завтра я был на репетиции у Киселёва Володи. Не виделись мы с ним, на то время, где-то года 2 или 3. За это время, они с Валерой Цакадзе успели сколотить группу «Апрель». Сделать программу, обкатать её по Карелии, по Новгородской области и ещё где-то, просто «на ура». А так же, не поделить руководство коллективом и крепко повздорив, расстаться.
Это ж надо умудриться! Поставить во главу угла мелкособственнические, узкокорыстные интересы, против такого масштабного, значимого дела… Видимо тогда, в тот период Валерка и порекомендовал меня Киселёву в «Земляне». Сосватал, можно сказать.
В группе тогда были: И. Романов-гитара; Б.Аксёнов- клавиши, бас-гитара; Киселёв В.- барабаны; приходящий Юра Степанов и я. Ещё был дуэт вокалистов, муж и жена Кудрявцевы Вера и Виктор. Кстати, приличные, профессиональные ребята, без выпендрёжа и закидонов. В отличие от некоторых, неадекватно тогда их воспринимавших и оценивающих… Аппарат был тогда, на тот период времени, конечно прекрасный: высшее качество исполнения, мощь, звук! А какие клавиши:«Родес-пиано», синтезатор-стринг, хонер-клавинет.
В то время (1979 год), такая экипировка в группах никому и не снилась. Всё то, что надо, для рок- исполнителей! Работай и радуйся! Зарабатывай и наслаждайся жизнью! Спасибо Владимиру Владимировичу Пут… тьфу ты, Киселёву!
Игорь Романов заправлял у нас музыкальной частью, ему помогал сокурсник по муз.училищу им. Римского-Корсакого Борис Аксёнов. Володя же, совмещал в себе «должности» и музыканта группы и директора коллектива. Он успешно налаживал связи и контакты с нужными редакторами и журналистами. Осуществлял, так сказать, общее стратегическое руководство, вёл-проводил и генеральную линию и тактическую работу популяризации ансамбля.
Тогда он вышел на одного из ведущих советских композиторов, имеющего очень солидный авторитет в государстве, Марка Григорьевича Фрадкина. И Марк Григорьевич, как весьма почётный член Союза Композиторов СССР, после нескольких прослушиваний его песен, в исполнении ряда вокалистов, пробовавших себя в «Землянах», остановил свой выбор на мне.
ПЛАСТИНКА-МИНЬОН.
Так впервые, я стал работать над песней «Красный конь» и ещё над несколькими поскромнее. Аранжировок особо не делалось. Садились в круг, напротив друг-друга и играли по договорённости, что за чем идёт, сколько куплетов, припевов, когда соло-проигрыш, когда- кому вступить, где «Coda» и т. д.
В итоге "коня" я записывал вместе с Кудрявцевами Верой и Витей. А вторую песню "Время тюльпанов" я спел вместе с первой женой Валеры Цакадзе- Наташей Рзаевой.
Первый миньон "Землян":
Романов, Киселев, Аксенов и Дембовский

В подходе, к основам по работе создания законченности в песне, был положен, конечно, принцип самодеятельности, «самопальный» взгляд… На авось, «с кондачка», «из - под волос»…
Конечно, осуждать мы здесь, никого не будем, потому что все они, эти «рок-группы» 80-х, «рок-клубного» создания, возникли из народа, оттуда… Из заоблачных чердаков, из полуподвальных, подпольных студий, ЖЭКов, «красных уголков», различных, любительских кружков и т. д.
Но к тому времени и Игорь, и Боря, уже получили дипломы училища Р-Корсакого. Так что, мы все уже были, якобы, профессионалы высокого ранга!
Так вот, работая над песнями для пластинки-миньона, мы с Витей Кудрявцевым, пару раз, по настоянию Володи, ездили в пансионат в Репино, работать с автором, для проникновения в образ песни… Где тогда отдыхал, остановившись в Питере, М.Г.Фрадкин. Там он аккомпанировал нам на кабинетном рояле, в летнем домике и не спеша кушал ягодки-вишни, аккуратно доставая их из бумажного кулёчка, купленного на рынке, что предусмотрительно предоставил ему В.Киселёв, передав через нас…
Потом, я уже работал в хорошем ресторане «Нева», и слегка подзабыл о всяких мелких неурядицах в ансамбле «Земляне», но тут вдруг узнал, что вышла наша пластинка-миньон, тиражом в 1 500 000 экземпляров. И всё равно, мне было приятно, что я принимал участие в этом проекте, в этой работе.
И не зря!
Во время записи-наложения моего голоса, на фонограмму инструментовки, Марк Фрадкин в наушники мне говорил много такого, из чего я понял, он не очень доволен на тот момент моим исполнением. Он постоянно чего- то хотел от меня. А чего, я никак не мог понять. Хотел, что бы я влез в его шкуру, в шкуру человека детства, человека - композитора… Сейчас – то, по - прошествии стольких прожитых лет, я его прекрасно понимаю, но тогда-а…!
Оборотная сторона первого миньона "Землян".

Так что всё остальное, в его мнении обо мне в тот момент, как о вокалисте, довелось услышать не мне, а только тем в аппаратной, кто там с ним находился рядом: звукорежиссёру Виктору Динову, нашим ребятам - Киселёву, Романову, Аксёнову, Кудрявцеву.
Но всё-таки, что бы там ни было, песня состоялась, пластинка вышла и вот уже более 30 лет, её можно без ложного стеснения слушать, не только в виниле, но и в СD, по радио и по ТВ. И у себя дома, и в гостях с друзьями, а иногда и в эфире. Хотя, за прошедшее время её так же исполнили известные и знатные певцы: Николай Гнатюк, Марина Капура. И конечно же, в «Землянах» после меня, солист Скачков С. Но что бы там не говорили, я всё-таки был первым её исполнителем и сейчас мне совсем не совестно за ту работу, что я произвёл тогда. Спел я её от всей души, и сделал на тот момент всё, что мог.
В итоге, «на круг», как говорится, получился исполнитель одной песни! Как, наверное, группа «Иглс», с её «Отель-Калифорнией»… Спели, записали на студии одну песню, «раскрутили» и знает их весь мир. просим любить и жаловать!
Или вот, ещё пример, руководитель «Поющих Гитар», Анатолий Васильев, тоже, ведь, написал что-то около одной песни - «Сумерки». И много русского народа, её знают и поют с удовольствием…
А тут, всё наоборот, спел, записал и никто не знает- кто такой? Откуда? Почему?
Солист,который солит, одним словом.
Ну ладно, мы отвлеклись, нужно поближе к теме.
БУДНИ РЕПЕТИЦИЙ.
Как помнится мне, ещё мы снимались телевидением на 4-м этаже ресторана «Невский», для какой-то музыкальной передачи, где была задействована фонограмма аудиозаписи группы из Прибалтики «Магнетик-Бэнд», во главе с Гунаром Грапсом. Вроде бы присутствовала в сценарии и её видеозапись, точно не помню.
И по звучанию, балансу, тембрам было у них это, очень даже не плохо, вполне прилично, по- европейски. Ну а мне лично, тогда было слегка неловко, за тот уровень нашего звучания и рок-фразировок, что мы тогда, на тот, данный момент, представляли. В сравнении с ними, конечно. Но вида, я конечно не подал, это было бы совсем непатриотично и где –то даже, немного изменнически.
В тот период, так же была работа и с известным, советским артистом кино и театра Михаилом Боярским. Он появился у нас на репетиции в Д/К им. Дзержинского по договорённости с Володей Киселёвым, как-то внезапно. Пригласил нас всех сразу в уютный, безлюдный буфет, угостил коньяком, расположил к разговору.В общем, проявил себя простым, чуждым скупердяйству, вполне коммуникабельным человеком, с чувством юмора и понимания.
И вот, я же, общаясь с ним тогда и впоследствии, позволил видимо, по отношению к нему, усиленно уважительные интонации, что в общем- то, свойственно культурным и воспитанным людям по отношению к известным и популярным персонам.
Ну как же, народный герой, дАртаньян (тогда выпускали на экраны, этот отснятый фильм, крутили рекламные ролики). После чего Володя Киселёв, видимо расценил это, как некоторое, чрезмерное заискивание или даже, подхалимство, сказал мне:
- Игорь подожди год, другой, мы и сами скоро такими будем.
В смысле- известными, и мол, нечего с ними, со звёздами, типа, сопли жевать…
ОДИН КОНЦЕРТ.
Ещё, у нас тогда был концерт в БКЗ «Октябрьский», посвящённый какому-то юбилею известного, российского поэта Ильи Резника. Нобелевский лауреат - И. Бродский, тогда был ещё малоизвестен широкой публике, а у родной, советской аудитории И. Резник был в фаворе и собрал тогда в «Октябрьском» родных артистов, с удовольствием исполняющих песни на его стихи.
Там была и А. Б. Пугачёва и другие именитые, «придворные» артисты СССР. Были приглашены и мы, - «Земляне»!
Исполняли мы тогда там, две песни со стихами Ильюши, музыку к которым написал наш гитарист, Игорёк Романов. Одна песня была про любовь,- лирика то есть, а другая называлась «Мотокросс» и ему же и посвящалась. По мне, так она ничего, боевая такая, живая!
Я там и трубу задействовал, и пою, и играю. Диско-рок, короче…
Один приближённый к «Землянам» человек (мелкий начальник в Лен. Обл. Филармонии), послушав запись одной «живой», из сочинённых Игорем и спетой мною, песни, так сказал о ней:
- Да! Бред сивой кобылы!
Не знаю до сих пор, к чему это относилось:к композиторству ли Игоря, или к моему исполнению? Называлась она, по первым словам так: «Из-за леса, из-за синих гор, на побывку едет к нам, дед Егор!»
Так вот, на концерте Володя К. одел нас всех в пиджачные костюмы. Время было советское и надо было рокерам соблюдать видимость приличия. Правда мне, костюма у него не нашлось (я размером покрупнее всех) и поэтому, у одного его хорошего приходящего знакомого, мне подобрали велюрово - панбархатный костюм шоколадного цвета. Он великодушно согласился одолжить его мне, разрешил в нём выступить во время проведения этого важного для нас мероприятия. То есть, концерта в БКЗ «Октябрьский»!
Что я, в общем-то, после пропущенных пары стаканчиков портвейна в местном буфете, и сделал!
Кстати, там-то первый раз я и увидел молоденькую дочурку в ситцевом платьице, взятую за ручку мамой, и ходящую с ней за кулисами. Это была маленькая Кристина Орбакайте.
Ну, а уже потом, моя супруга, зная о наших предстоящих гастролях в будущем, сшила сама мне неплохой, бело-голубой, концертно- сценический костюм из атласа. Фасон типа: а-ля Элвис Пресли! И уже в нём я щеголял на съёмках какого-то очередного клипа у гостиницы «Прибалтийская».
Игорь Дембовский (клавишные), Игорь Романов (гитара), Борис Аксенов (бас-гитара) и Михаил Боярский.

Потом, правда, этот костюм, дорогой для меня безупречной работой любимой жены, «где-то затерялся» в анналах истории Российского шоу-бизнеса.
Был там, задействован на съёмках и Миша Боярский и иностранцы различные присутствовали и глазели. Эту гостиницу, только-что, недавно построили и открыли. И телевизионщики, считая, что местные виды и свежие ландшафты, вполне подходящие для натурных съёмок. Эти местности они и использовали для съёмок нас, на видеоролик.
Продолжение