Валерий Колпаков.
Как поссорились Юрий Михайлович с Леонидом Петровичем.
(июнь 2022 г.)
1
Предыстория.
Книга В.Дербеневой "Леонид Дербенев: между прошлым и будущим...":
-Сначала в нашем доме появился Юра Антонов, а вскоре -Слава Антонов (он же Вячеслав Добрынин). Сходство их было только в одном- оба хотели писать песни на стихи Леонида Дербенева. Тогда на дворе стоял 1971 или 1972 год.
Юра Антонов, а было ему в то время лет 20 с небольшим..., на взгляд Леонида Петровича..., невероятно талантливый. И время это подтвердило. Он приходил к нам очень часто, по несколько раз в неделю.
Сначала Леня писал больше песен для Юрия Антонова, но потом тот вдруг исчез из нашего дома. Я не знаю до сих пор, что произошло и из-за чего они расстались. Леня никогда не рассказывал мне об этом, более того, всегда резко обрывал разговор на эту тему. Словом, просто исчез из нашей жизни и всё.
Антонов написал на стихи Дербенева три десятка песен. Из них только 6 были изданы на пластинках. Из них только одну исполнял сам Антонов ("Ну что с ним делать").
Самый хитовый композитор и самый хитовый поэт совместно написали только один хит "Если любишь ты". Почему у этого супертандема оказался такой низкий КПД?
Из-за чего они расстались?
Вопрос этот никто из них никогда не затрагивал. Я попробую изложить свою версию возможного развития событий.
В этой же книге Вера Дербенева приводит интересный фрагмент, который может пролить свет на некоторые моменты взаимоотношений Леонида Петровича с соавторами:
-Леонид Петрович обычно заранее ставил молодым композиторам и исполнителям условие- какое-то время они работаю только с ним. А вот когда в сознание слушателей и зрителей прочно укрепится мнение, что этот композитор или исполнитель-находка Дербенева, тогда можно будет обращаться к другим поэтам, но об этом они должны сообщить Дербеневу, а уж он решит, можно ли им воспользоваться текстами, написанными не им. Руководствовался же Дербенев только одним-" не навреди" себе с новыми соавторами и не "поползи вниз" с того этажа, на который успел поднять их он.
Этот рассказ, вроде бы, позволяет легко найти причины возможного конфликта. В период работы с Дербеневым у Антонова было несколько других соавторов, с которыми он не только писал новые песни, но и записывал их на радио, ТВ и Мелодии. Наиболее известные из них: Татьяна Сашко, написавшая с Антоновым 7 песен (между прочим столько же она написала и с Д.Тухмановым), Павел Леонидов, Игорь Шаферан, Онегин Гаджикасимов, Виктор Дюнин.
Такое количество сторонних поэтов должно было разрушить дуэт Антонов-Дербенев практически сразу, но он просуществовал 4 года.
Так что, взаимоотношения с молодыми композиторами, о котором упоминает жена поэта, вероятно, сложились у Дербенева уже позже обсуждаемого нами события. При этом, очень может быть, что и по результатам его.
Какова же могла быть причина разрыва отношений двух самых хитовых "песенников" СССР?
Из книги Веры Дербеневой явным образом вытекает, что виной тому был какой-то поступок Антонова. Даже при всей очевидной субъективности книги, мне тоже кажется, что причина расставания была именно в этом. Чтобы выйти на какие-то предположения, стоит проследить деятельность Антонова в период 1970-75 годов, от момента его появления в Москве и до его последней песни на стихи Дербенева, вышедшей на пластинках фирмы "Мелодия".
Антонов и соавторы.
Итак, Антонова в составе ВИА "Добры молодцы" в 1970 году перешел в Росконцерт и обосновался в Москве. Поскольку в ансамбле не были заинтересованы в продвижении его песен, то этим занялся он сам. Юрий Михайлович стал искать соавторов и исполнителей, способных записать его песни или продвинуть их на радио, ТВ, "Мелодию".
Юрий Антонов
|
В 1971 году его песню на стихи И. Безладновой записала Гюли Чохели («Песня, гитара и я»). Песня даже не стала известной.
Помимо раскрутки своих песен, Антонов занимался и собой, как исполнителем. Так в программе ВИА "Добры молодцы" он исполнял не только свои произведения, но и популярные песни других авторов.
Роман Власенко:
-Ансамбль уже исполнял песни Антонова?
Да, уже пели. «Песня о добрых молодцах» - с нее мы начинали концерты, «Песня, гитара и я», «Еще вчера», «Когда идешь ты мимо».
-Он сам пел свои песни?
Да, свои пел. Но еще он пел «В твой вагон вошла она». Антонов – хитрый. Он старался петь раскрученные песни, а потом потихоньку и свои продвигать.
Антонова начал сотрудничать с одним из самых могущественных концертных администраторов СССР Павлом Леонидовым, который кроме прочего еще и писал очень неплохие стихи для песен.
Самый хитовый автор начала 70-х Онегин Гаджикасимов, работавший к тому же редактором на Радио, тоже попал в число соавторов Антонова.
Еще один признанный мастер хитовых "текстов", в середине 70-х вышедший на первые роли, Леонид Дербенев тоже начал работать с Антоновым.
В 1971 году Юрий Михайлович познакомился с начинающим поэтом Виктором Дюниным, который работал в главной редакции музыкальных программ центрального телевидения, а, кроме того, сотрудничал с журналом "Советская эстрада и цирк".
В 1973 Антонова начал работать с еще одним популярным поэтом-песенником Игорем Шафераном.
Важное событие в судьбе Антонова произошло в начале 1972 года, когда он был приглашен
Т.Сашко для участия в записи диска композитора Д.Тухманова "Как прекрасен мир". Дуэтом с Сашко Юрий Антонов записал заглавную песню диска. В августовском номере (№8-1972) журнала "Кругозор", еще до выхода диска, Д.Тухманов представил запись этой песни.
В 2017 году я общался с Т. Сашко и спросил, как произошло знакомство с Антоновым:
-Мы встретились, поговорили и решили посотрудничать. Он был еще молодой парень и ему было трудно продвигаться. К тому времени он уже выпустил песню "Нет тебя прекрасней", которая нам очень нравилась. И мы тогда его всячески поддерживали, хотя сами еще крепко не стояли на ногах.
Работа над диском Тухманова принесла Антонова определенную известность в среде редакторов "Мелодии".
В февральском номере (№2-1973) журнала "Кругозор" уже сам Антонова представил две своих песни: «Гармошка» на стихи П. Леонидова в исполнении Тамары Раевской и «Твоя судьба» на стихи Л. Дербенева в исполнении Арташеса Аветяна. Материал для журнала был подготовлен в декабре 1972 года. Обе песни не стали популярными.
В мартовском номере (№3-1973) журнала "Кругозор" ВИА "Веселые ребята" представили новую песню Антонова на стихи Л.Дербенева "Если любишь ты". О ней мы поговорим отдельно.
Примерно в мае вышла первая сольная пластинка Антонова. Это был гибкий односторонний миньон с двумя песнями: «Третий день» на слова П. Леонидова и "Ну что с ним делать» на слова Л. Дербенева. На пластинке сказано, что в записи участвовал оркестр "Современник". И тут возникает первая нестыкоовка.
Когда
Владимира Васильева, который осенью 1973 года был приглашен в ВИА "Добры молодцы" (прослушивание состоялось 15 октября 1973 года), спросили, застал ли он там Антонова, ответ его был таким:
-Немного поездили на гастроли, несколько месяцев, и он ушел в «Современник» к Анатолию Кроллу. И он в скором времени с ними записал «У берез и сосен». А мы в ДМ ее тоже пели.
Выходит, что запись первого миньона с "Современником" была разовой, в тот момент Антонова там еще не работал.
Следом за миньоном Антонова в тот же 1973 году выходит такой же односторонний гибкий миньон
Светланы Резановой с песней "Если любишь ты".
Затем такая же пластинка ВИА "Веселые ребята" с двумя песнями Антонова на слова Л.Дербенева "Если любишь ты" и "Ну что с ним делать».
В 1985 году я спросил о ней
Алексея Пузырева:
-Следующий миньон с песнями Антонова- "Если любишь ты" и "Ну,что с ним делать". Вы до этого с Антоновым работали?
Это были просто песни. Работы с Антоновым не было. Писали без него.
В 1973 году еще две песни Антонова запишет на пластинку Лев Лещенко. Последний, к тому времени уже лауреат Всесоюзного и Международного конкурса, был штатным солистом ГосТелеРадио СССР и имел широкие возможности записывать песни в студиях ГТР. На свою пластинку Лещенко записал следующие песни Антонова «Твоя судьба» (Л.Дербенев) и «Белая метель» (П. Леонидов).
Сам же Лещенко попытался помочь Антонову пробится на ТВ. Приведу фрагмент из книги Льва Лещенко "Апология памяти":
-И вот однажды, набравшись смелости, я привел Юру прямо в кабинет главного музыкального редактора Гостелерадио Нины Нарцесовны. Юра сел к роялю и показал ей несколько своих песен. Но у людей, заправлявших тогда музыкальной эстрадой, на все имелись отговорки. Так вышло и на этот раз. Нина Нарцесовна определила с ходу, что музыка Антонова несамостоятельна, вторична и потому для всесоюзного эфира никакой ценности не представляет.
Я попросил Юру подождать за дверью и спросил:
«Скажите, как вы можете так пренебрежительно отзываться о человеке, песни которого поет вся наша молодежь?»
Нина Нарцесовна помялась и промямлила, что она в принципе ничего против Антонова не имеет, что мы можем с ним записать несколько песен, показать их ей, а она потом посмотрит, давать их в эфир или нет…
В ноябре 1973 на сборном миньоне выходит очередная песня Антонова «Не грусти, пожалуйста» (О.Гаджикасимов), а затем и второй сольный миньон Антонова, собранный из двух песен с первого, к которым добавилась одна из самых значительных работ Юрия за весь период его творчества- песня "У берез и сосен" (И.Шаферан).
В 1974 году выходит гибкий миньон Аиды Ведищевой (ГД 0003883-84), где среди прочих присутствует песня Антонова "Если любишь ты".
А в конце 1974 года выходит третий сольный миньон Антонова (Г62—04431-32) с тремя новыми песнями: "Отчего" (Т.Сашко), "Нет не я" (И.Шаферан) и "Несет меня течение" (В.Дюнин). Обращает на себя внимание, впервые на сольной пластинке композитора отсутствие песня на стихи Л.Дербенева.
Чуть позже в том же 1975 выходит четвертый сольный миньон Антонова (Г62—04569-70), где он выступает в качестве исполнителя. Две песни Д.Тухманова и две своих.
Дальше на сборной пластинке (Г62—04833-4) выходит песня "Еще вчера" (О.Гаджикасимов).
Затем на миньоне В.Ободзинского (Г62—04931-2) появляются две новых песни Антонова на слова Л.Дербенева "Для тебя пою" и "Как же это так".
После него у композитора возникает двухлетняя пауза (до 1977 года) на "Мелодии" с выпуском новых песен.