Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Совершенно не "советский" человек.

(сентябрь 2013)

3

Владимир Белоусов.

-Давайте поговорим о Владимире Ивановиче Белоусове. Он родился в Харькове?

Нет, он родился в Курской области. После освобождения они с мамой приехали в Харьков. Мама была медиком и работала в медсанчасти Харьковского тракторного завода.

-В каком возрасте у него проявилась любовь к музыке?

У Володиного отчима был очень хороший приемник. И Володя ловил и слушал много разной музыки. Кроме того, он учился в музыкальной школе по классу фортепиано. И настолько был талантливым, что в 12 лет он уже руководил музыкальным коллективом более старших ребят. Его хотели забрать в Киев в интернат при консерватории, но поскольку он был один у матери, то не получилось.

-Все аранжировки в «Музыках» делал Белоусов?

Не помню, чтобы кто-то другой делал. Нагрузка у него была очень серьезной. Ансамбль большой, инструментов много. Во многом из-за этого он и подорвал свое здоровье. Много курил работая, бросить так и не смог. Да еще и на сцене работал.
Случалось, что у нас не было звукорежиссера, и Володя сидел за пультом, там же у него стояли клавишные и он играл прямо из зала.

-Клавишник в «Музыках» был один?

Один, но Володя не считал себя клавишником. Он считал себя пианистом, хотя играл и на синтезаторе. А в 78 году купил RhodesРiano.
Кстати, Володя был большим новатором. Он придумал квадрозвук. Скотчем скручивались два микрофона и в них одновременно пели. Держать их было неудобно. И мне приходилось их ставить на стойки и быть обездвиженной. Отказались мы лишь тогда, когда перед наши концертом в Театре Эстрады в Москве появился Аркадий Укупник и принес микрофон "Синхайзер". Во время концерта мы его проверили – звучание потрясающее. И Володя купил этот микрофон у Укупника.
Белоусов очень много экспериментировал. И с реверберацией работал, и с эхом, и с подзвучкой. Когда Володя сидел за пультом, то я на сцене чувствовала себя очень уверенно.

-Как получилось, что Вы оказались в студии Александра Сергеевича Зацепина?

Это случилось в январе 1978 года. Предыстория такая.
Наши харьковские музыканты (Черенков, Беспалько, Власенко и другие) оказались в Москве и много записывались в студии Александра Зацепина. Владимир Иванович Белоусов много общался с саксофонистом Марком Беспалько (они знакомы были с юности), который в телефонных разговорах рассказывал о работе с Зацепиным. Честно говоря, сама фамилия Зацепин мне ни о чем не говорила. И только когда мне говорили какие он написал песни, то я понимала кто это.
Марек неоднократно намекал, что Зацепин хотел бы с нами познакомиться. Перед мной и Володей встала дилемма - где встречать новый 1978 год. Марек звал в Москву, но мы все-таки решили встречать в Ужгороде. Смотрели телевизор в новогоднюю ночь и смеялись. Переключаем на советские каналы – жуть какая-то. Переключаем на западные каналы – лондонская дискотека. Все самое лучшее из мира музыки!
А после Нового года мы поехали в Москву, хотя я очень не хотела. В Ужгороде европейские зимы были тогда: тепло, чисто, уютно. Но Володя уговорил. Остановились на съемной квартире Марека Беспалько в Новогирееево. Марек отвез нас на квартиру Зацепина, где размещалась его студия, познакомил с ним. Все это произвело очень большое впечатление.
Александр Сергеевич предложил мне спеть песню Пугачевой «Важно, чтоб кто-то был рядом с тобой». Надо сказать, что я ее никогда до этого не слышала. Зацепин дал текст, ноты и поставил инструментальную фонограмму. Спела.
Александр Сергеевич был очень доволен. И я так поняла, что прошла какой-то тест. Но с 15 января у нас с «Музыками» начинались гастроли, и мы уехали в Ужгород. И только в конце зимы, мы вновь оказались в Москве у Зацепина, Александр Сергеевич предложил записать несколько песен, но довольно своеобразно. Приходишь на квартиру к Зацепину, тебе дают текст, быстренько его учишь, и под не вполне готовую фонограмму записываешься. Сейчас я, конечно, на такое бы ни за что не пошла. С песней надо работать, вживаться в нее. Необходимо, чтобы прошло какое-то время, дабы свыкнуться с ней.
Таким образом, и были записаны те самые песни к фильму «31 июня». Скажем, для песни «Ищу тебя» уже была готовая аранжировка и полноценная фонограмма в исполнении группы «Аракс». В песнях «Мир без любимого» и «Звездный мост» аранжировок не было. И я считаю, что эти песни записаны не самым лучшим образом. Можно было сделать более качественно. Когда потом подложили оркестровые фонограммы, то я чувствовала, что нет общего строя.

Центральное Телевидение (весна 1980).

-Вы знали, что это музыка к кинофильму?

Знала, но это были пробы. Я не была уверена, что в фильм войдут записи именно мои.
Что касается песни «Он пришел», то сначала был текст только Леонида Дербенева. Я пела ее одна, без Яака Йоалы, и она называлась «Солнца луч».

-А как там оказалась Римма Казакова?

Решили сделать дуэт, дописать стихи.
А до этого было:
«Солнца луч на лице твоем,
Солнца луч на лице моем.
Летний день над землей плывет
И легко и светло нам с тобой вдвоем».
Очень легко пелось, не было множества твердых звуков, что певцы не очень любят. В этом отношении Леонид Дербенев был очень силен. Настоящий поэт-мелодист.

-Вы были с ним знакомы?

У Зацепина и познакомились. Песня «Ищу тебя» записывалась при Леониде Петровиче. Мы закончили запись в половине второго ночи. Леонид Петрович вызвался отвезти меня домой, к Мареку Беспалько в Новогиреево. И пока мы ехали, Дербенев крутил кассету с записью этой песни, которую ему отдал Зацепин. Она заканчивалась, он перематывал и включал снова. Раз пятнадцать подряд. И после каждого прослушивания говорил:
- Ах! Какую хорошую песню мы записали!
А я слушала и чувствовала все ошибки и неточности. Указывала на них Дербеневу, но он говорил, что все это не важно.

-Вы еще записали песню «Чарльстон»?

Да, но это исполняет другая героиня. Мне посоветовал Зацепин немного изменить голос. Сделать более экспрессивным. Кстати, ее я пела на готовую фонограмму, которую залихватски записал ансамбль «Мелодия».

Татьяна Анциферова.

-Вы это все записали и поехали дальше на гастроли?

Да, так и было. Я не предполагала, что именно эти варианты записи войдут в фильм. Мне казалось, что стоит перезаписать, исправить ошибки.
В студии у Зацепина также присутствовал и режиссер фильма Леонид Квинихидзе. Чтобы у меня возникло понимание образа главной героини, я спросила его кто будет играть главную роль. Квинихидзе сказал, что героиня еще не утверждена, но ориентироваться можно на образ Ии Нинидзе, которая играла в прежних его фильмах. И показал журнал с ее фотографией. Нинидзе на фото была вылитая Одри Хэпберн. И я для себя решила, что буду озвучивать Одри Хепберн… А когда я увидела сам фильм и соответственно главную героиню, то мне показалось, что это не я пою. Наверное еще и потому, что при прописывании звука в кино получается некий эффект ускорения. Я называю это буратинистостью. Мой голос звучал чуть выше.

-Вы не встречались в студии Зацепина с музыкантами, которые записывали фонограммы?

Нет. Я встречалась только с Яаком Йоалой. Даже то, что мы исполняем дуэтом с Долиной было сделано наложением. Я пела одна, а она потом накладывала свой голос, но я знала кто работал над этой музыкой. Это и «Аракс», и наши харьковские ребята, которые работали под руководством Клейнота. И мой муж тоже делал какие-то аранжировки.

-Вы увидели фильм «31 июня» тогда же когда и весь советский народ – в предновогодний вечер?

Да, когда накрывали новогодний стол.

-Почувствовали после этого, что стали знаменитой?

Был какой-то резонанс.

-Включили в свой репертуар песни из этого фильма?

У нас был договор, что до выхода фильма я не могла их исполнять. А после выхода фильма стала их петь. «Ищу тебя», «Мир без любимого» и «Солнца луч» пела много. А «Чарли-короля» и дуэт с Долиной я никогда не пела.

-Когда произошло Ваше первое появление на ТВ?

В апреле 1978 года фильм был уже снят. Меня вместе с Яаком Йоалой, Александром Сергеевичем Зацепиным и Леонидом Петровичем Дербеневым пригласили в передачу «Москвичка». Анонсировался фильм «31 июня». Передачу вела Ольга Зюзина. Я спела «Ищу тебя», Яак спел свою песню. А когда показали передачу по ТВ, то мою песню вырезали. Я уже в тот момент была в Ужгороде, даже не в Ужгороде, а на репетиционной базе в ста километрах от города. Она называлась Межгорье. Где-то нашла телевизор с большим трудом. Стала смотреть и… моей песни нет. Правда, показали, что я что-то говорю. Конечно, очень расстроилась. И тогда я уже заподозрила, что пришлась не «ко двору». Так в дальнейшем и случилось. Такая моя участь – телевизор не для меня.

-Когда были записаны песни к фильму «Узнай меня»?

Татьяна Анциферова и Александр Зацепин.

В 1979 году. Я записала песни «Узнай меня» и «Поверь, поверь» с группой «Аракс».
Кстати, мы с Зацепиным создавали синтезатор Вокодер. Я записывала звукоряд, например, на букву «а». Секунд сорок. Потом с закрытым ртом, потом на букву «и». И так практически все гласные. В течение сорока секунд надо было держать ровно звук. Низкую партитуру записывал мой муж. Потом Зацепин записывал туда скрипки, еще какие-то инструменты. И потом этими звуками можно было играть.
В фильме «Узнай меня» песню «Молодость» поет Сергей Беликов, а подпевки записаны этим Вокодером. Подпевки «а-а-а» - это мой голос. И еще в песне, которую поет Толя Алешин - «Ты придешь», тоже используется вокодер.


-В этом же 1979 году у Вас вышла маленькая пластинка с тремя песнями:две песни Ривчуна и одна Преснякова «Наверное – не судьба»?

Володя Белоусов был с ним знаком. Его песни прошли худсовет на «Мелодии» и он предложил записать. Понимаете, в моей жизни было редко так, чтобы я записывала те песни, о которых мечтала. Обычно записывала то, что предлагали и то, что прошло худсовет. Скажешь – нет, вообще ничего не запишешь. Выбора в общем-то не было.


Продолжение