Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

Совершенно не "советский" человек.

(сентябрь 2013)

5

Александр Миньков, Татьяна Анциферова,Георгий Власенко, Владимир Белоусов,Игорь Мялик,Алексей Кравченко.

-Когда Вы лично познакомились со Стасом Наминым?

На записи «Песни-80», где мы с Лещенко пели «Прощание с Олимпиадой», а группа Стаса Намина «Богатырскую силу». Тогда же я познакомилась и с Тыннисом Мяги, с Николаем Гнатюком, с Эдитой Пьехой…

-Когда Владимир Белоусов стал работать в группе Стаса Намина, Вы работали с ними?

Да, и довольно часто. В 82 году в середине концерта я пела три песни «Лето без тебя как зима», «Рассвет-закат» и песню Стаса Намина «Но ты не знаешь».

-И на гастроли выезжали?

Да.

-Какое впечатление производила тогда одна из самых передовых и популярных групп СССР?

Я считала, что это нормально, что мой муж работает в группе, которая собирает Дворцы Спорта. Много записывается. Хотя, я видела не только плюсы, но и минусы.

-Стас Намин не очень любил гастроли?

Если Стас не ездил куда-то, то ехал Володя. Он же был музыкальным руководителем. Были моменты, когда в концерте Александр Лосев объявлял: - Руководитель ансамбля Стас Намин. И показывал на Володю (смеется)…

-А какое впечатление производил Александр Лосев?

В него были влюблены все девушки Советского Союза. Я помнила его голос еще с первых пластинок, с 73 года. Хороший, компанейский парень. В коллективе все тогда были замечательные. И отношения между ребятами были очень хорошие.
Конечно, Стас Намин – руководитель строгий. И когда он появлялся на репетициях, то доставалось всем. Или кнута, или пряника. Но работа шла, популярность была огромной.
Вы знаете, я недавно получила послание от гитариста металлической группы из Николаева. Он пишет, что если мне нужно где-то записать гитару, то он готов совершенно бесплатно это сделать. Оказывается, в Алуште мы со Стасом Наминым спасли его от милиции. Его, еще совсем мальчишку, хотели забрать в милицию, а мы со Стасом его буквально выдернули и сказали, что это наш. Я, конечно же, не помню этой истории, но вот такое было…

-Сенчина уже была с Наминым?

Нет, Людмила появилась где-то в 83 году.

Стас Намин, Александр Лосев, Владимир Белоусов, Александр Миньков и Анатолий Абрамов.

-Скажите, Владимир Белоусов вел всю музыкальную часть группы Стаса Намина?

Да. Хотя, Стас Намин мог с ним и не соглашаться по каким-то моментам. Володя считал, что нужно двигаться в сторону усложнения, в сторону гармонизации произведения. Что нельзя делать из музыки примитив. Володю всегда раздражала примитивность русского рока. Он говорил, что рок это неплохо, но джаз-рок гораздо интересней. Там для музыканта гораздо больше возможностей, больше гармонии, больше ритма, шире палитра…

-Что можете вспомнить о музыкантах группы Стаса Намина? Ведь одновременно работало два бас-гитариста, два барабанщика…

Два бас-гитариста и даже три барабанщика было.

-Крюков, Васильков, Абрамов и Чунусов сменяли друг друга?

Нет, одновременно на сцене было три барабанщика. Я точно помню, что на московских и сочинских концертах на сцене стояло три барабанных установки. Это все Володины разработки.
Кстати, так же было и в ноябре 1982 года, когда умер Брежнев. Тогда отменили все концертные мероприятия и только концерты группы Стаса Намина в Лужниках непонятно почему не отменили. И вся Москва пошла к нам.

-Владимир Иванович работал на сцене?

Конечно. Он играл на RhodesPiano, а второй клавишник Георгий Власенко играл на синтезаторе.

Юрий Горьков,Владимир Белоусов, Александр Миньков, Александр Лосев и Владимир Васильков.

-В каком году Белоусов ушел от Намина?

В 1986 году у нас родился сын. Владимир Петрович Пресняков предложил Володе поработать в «Современнике» Анатолия Кролла, где в 60-е Володя уже работал. А поскольку «Современник» почти не выезжал на гастроли, то нас это вполне устроило. Владимир Иванович стал работать вторым дирижером.

Владимир Белоусов и Татьяна Анциферова.

-Вы уже не выступали?

Я тогда не очень хорошо себя чувствовала. В 1987 году Александр Сергеевич Зацепин написал музыку к фильму «Приключения Арслана» (студия «Узбекфильм») и я спела несколько песен за девочку Айгуль. А чуть позже я записала его песню «Чем она лучше» к фильму «Артистка из Грибова». Записи все-таки, тогда были. Кстати, с 1985 года я выступала от Грозненской филармонии с группой «Аэробус». Когда Юрий Антонов отдыхал, а музыкантов надо было занять, то я ездила с ними на гастроли.

-Кто тогда работал в «Аэробусе»?

Женя Маргулис, Алик Микоян, Игорь Кларк, Вадик Голутвин

-И сколько Владимир Иванович проработал в «Современнике»?

До тех пор пока Росконцерт не развалился. До 1992 года. К этому времени и Анатолий Кролл ушел, и название сменилось, а Володя стал первым дирижером. Много работали с иностранцами. Например, с 1989 года «Современник» работал с Вилли Токаревым. Они вместе отыграли 300 концертов.

-Чем потом занимался Владимир Белоусов?

Старался сохранить коллектив и пытался выбить единицу эстрадного оркестра. Ходил к Хасбулатову и практически договорился. Потом случился очередной путч и все сорвалось. Затем были приемы у Лужкова, Жириновского, Зюганова, но так ничего и не получилось. Какое-то время Володя работал на ТВ в программе «Угадай мелодию». Он к работе привлек тех же музыкантов бывшего «Современника». Они вообще не теряли друг друга из виду, надеясь на создание оркестра. Но, к сожаленью, к концу 90-х эта идея умерла.

-А как Вы попали на пластинку Якушенко с песней «Портрет»?

Это было осенью 1981 года. Белоусов уже был в Москве. Он познакомился с композитором Якушенко и делал для него аранжировки песен. Якушенко пригласил нас к себе домой. Мы съездили к нему, он показал нам эту песню, сказал, что стихи Валеры Сауткина. Помню, что они долго с Володей спорили, как должно выглядеть гармоническое построение песни. В общем, в споре родилась истина.

-У Якушенко тоже была студия дома?

Нет, студии не было. Записывали мы на «Мелодии». Как нам потом рассказал Игорь Васильевич, «Мелодия» послала именно эту песню на конкурс звукозаписывающих студий. На «Братиславской лире» в рамках конкурса аудио продукции эта песня стала лауреатом.

-Очень красивая, необычная песня. Жаль, что она не была раскручена…

Да, пожалуй. Но я ее никогда в своих концертах не пела.
Июнь 1982 парк Грького.

Вы знаете, ко мне недавно обратился поклонник и сообщил, что нашлась песня в моем исполнении «Позапрошлое лето». Я не помню такой песни. Послушала, даже не сразу узнала свой голос. Потом все-таки поняла, что это пою я. Очень часто бывало так. У какого-то композитора было время на студии. Меня приглашали. Я приезжала на студию, быстро выучивала текст, знакомилась с музыкой. И записывала несколько дублей. Больше я про эту песню могла и ничего не знать. И здесь, видимо, тот же случай. Кто композитор песни «Позапрошлое лето», почему он ко мне больше не обратился? Спустя некоторое время я узнала, что эта песня композитора Ирины Кириллиной из Киева.
Кстати, в 82 году мы работали и с Игорем Николаевым. Он писал музыку к спектаклю театра «Современник» - «Команда». И попросил меня записать пару песен. Одну с ним дуэтом, другую я одна пела

-А что за коллектив «Седьмой океан», с которым Вы записали песню Якушенко и Сауткина «Портрет»?

«Седьмой океан» - это сама музыка.
А вообще, это коллектив моего мужа. Володя так условно его назвал. Сборный коллектив, он привлекал к работе своих знакомых музыкантов. До перехода в Москонцерт Володя работал в московских ресторанах – в Хаммеровском центре и в «Интуристе». Можно сказать, что это тоже были коллективы под названием «Седьмой океан». Но постоянного состава не было.
Много записывались. Например, Владимир Мигуля часто привлекал к записи своих песен. Многие знали, что есть такой коллектив, который оперативно и качественно сработает на записи. Даже приехавший в Москву Газманов обращался к Володе спустя годы. Не помню почему, но у них не получилось поработать. Что любопытно, старый друг Володи Слава Диденко (тоже участник «Седьмого океана») до сих пор считает, что именно Стас Намин поспособствовал развалу этого коллектива.
Кстати, говоря, с «Седьмым океаном» я работала концерты во Дворце Спорта в Лужниках. А когда мне не с кем было работать, то я работала под фонограмму, но это был не полный минус, а с голосом, втопленным в фонограмму. Нужно было сверху накладывать очень точно свой голос. И появлялась какая-то глубина голоса. Но в тогда были другие времена и такое было не принято.
В 1982 году в летнем театре ЦПКиО конферансье Олег Милявский даже отказывался меня объявлять. Считал, это оболваниванием слушателя. В итоге он так меня объявлял, что народ начинал свистеть. Только потом успокаивался, понимая, что все звучит очень естественно. Представляете, какие были времена?
Кстати, тогда же организаторы прицепились и к моему внешнему виду. И джинсы их не устраивали, и кроссовки. И то, что я не блестящем. Пришлось позаимствовать у Валеры Гаины из «Круиза» (они тоже работали в том концерте) блестящую накидку с люрексом.
А с Сережей Дитятевым, тоже конферансье, было проще. Он все понимал и объявлял меня грамотно. И народ сразу был настроен положительно.

-В 1986 году выходит Ваш большой диск?

Он записывался, начиная с 1982 года.

Обложка диска.

-Хочу Вас спросить про песню «Междугородний разговор». Вы ее записали с Владимиром Мозенковым?

С Володей Мозенковым мы знакомы еще по Харькову. Прекрасный тембр голоса, очень редкий. Володя работал в ресторане и в телевизор или на радио ему попасть было невозможно. Просто не пускали.
Знаю, что к нему очень плохо относился Кобзон. Кобзон и ко мне плохо относился. Не дал мне поступить в институт Гнесиных. В 1984 году в Гнесинке открыли эстрадный факультет. И я решила поступать на заочное отделение. Мы поступали большой компанией – Андрей Макаревич, Ким Брейтбург, Ирина Отиева, я… Кобзон взял только Отиеву. Он считал, что я западно настроенный исполнитель и меня научить ничему нельзя.
И на следующий год меня не взяли. А потом, когда уже не было Кобзона, а были Градский и Лещенко, меня туда уже приглашали учиться. Но я сама не пошла….
Автор песни «Междугородний разговор» композитор Теодор Ефимов. Худсовет на «Мелодии» мы проходили так. Я, разумеется, пела за женщину, а Теодор пел за мужчину. Все это под рояль. И нам разрешили записать эту песню.
Ефимов предложил эту песню в передачу «Утренняя почта». Ее взяли, но с условием – заменить певца (Володю Мозенкова). Теодор что-то пытался сделать, но было бесполезно. Стена! Тогда я сама предложила Александра Серова. Саша Серов долго смущался, говорил, что не споет так , как Мозенков. Голос-то у Володи уникальный. Саша скромный был тогда, не очень уверенный в своих силах. Тем не менее, мы записали. Была очень хорошая съемка, но к сожаленью, в архивах ничего не осталось. Найти эту запись сейчас невозможно.

-На этом же диске пять песен Тухманова?

Когда я приходила на «Мелодию», то там всегда можно было встретить толпящихся исполнителей, композиторов. Именно там-то и встретил меня Тухманов и предложил несколько песен.
С Давидом Федоровичем мы были знакомы и раньше. В 1981 году я ездила к нему на дачу, где была студия. Помню, что там же на даче жил в полном составе ансамбль «Москва». А его жена – Татьяна Сашко, все время просила спеть «пофирменней». Я записывала песню «Бессонница» на стихи Вероники Тушновой. Но потом она появилась в исполнении Софии Ротару. Мой вариант не сохранился.
Так вот, Давид Федорович предложил мне эти пять песен, но оговорился, что многие эти песни слушали, но брать не стали. А я сказала, что возьму всё.

-Еще две песни были композитора Ефремова?

Да, Игорь Ефремов очень хороший кинокомпозитор. Недавно ( в 2010 году), к сожаленью, ушел из жизни, хотя был совсем не старым. Одна из песен, которую мы записали «Не забудь меня» была из фильма «Год активного солнца».

-Произвел ли на Вас и Владимира Ивановича впечатление культовый альбом Тухманова «По волне моей памяти»?

Нет. Наверное, мы были плохо воспитаны, но – нет. Послушали, конечно. Неплохо и всё. Из отечественных исполнителей на нас больше производило впечатление творчество Александра Градского. Музыка к фильму «Романс о влюбленных» - это потрясающе!
В 1977 году Градский ехал куда-то за границу и застрял в Ужгороде. Тогда мы и познакомились.

-Голос у Градского уникальный?

Не только голос. Его музыкальный вкус, видение, композиторский дар. Он зашел в филармонию, услышал, что мы репетируем и сразу с нами познакомился. Несколько суток не расставались, общались. Ночи напролет общались. И он, не выспавшийся, потом давал концерт в Доме офицеров. Выступал под гитару.

-Вы первой записали песню Владимира Преснякова «Рассвет-закат»?

Да, но в Новогоднем аттракционе меня заменили. Очень долго скрывалось, кто же поет женским голосом с Абдуловым. А я, как услышала, сразу поняла – Пугачева.


Окончание