Cерей Беликов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков
Сергей Соловьев
Георгий Симонян.

"Сентиментальные прогулки" с Сергеем Беликовым.

(ноябрь 2011- апрель 2012)

Прогулка первая- "МЫ".

1

Сергей Соловьев,Сергей Беликов, Валерий Колпаков и Георгий Симонян
(9-11-2011)
Я родился 25 октября 1954 года в городе Красногорске. Мы жили в поселке ЦЕММАШ, который находился рядом со станцией Павшино. Там находился завод цементного машиностроения. В этом поселке прошло все мое детство, там я пошел как в общеобразовательную, так и в музыкальную школы. Причем в музыкальную меня приняли на год раньше положенного. Чем-то я им приглянулся. Родители мои были простыми советским тружениками, связанные с автотранспортом. Отец работал шофером на большегрузном МАЗе, мама - диспетчером на другом автопредприятии. Отношения к музыке они не имели, хотя отец выказывал некоторые увлечения музыкой 50-х годов. Он покупал много пластинок ... Трошин, молодой Кобзон и так далее . Эта музыка звучала в нашем доме и благодаря ей я стал заядлым меломаном. Наверное, в этот момент у меня стали формироваться музыкальные наклонности. Тогда я и начал петь те самые песни с пластинок. И к началу школы я уже имел практику выступления, как солист хора нашего поселка. Потом уже в музыкальной школе я в хоре не пел. Как-то так получилось. А вот когда проводились какие-то мероприятия в поселке, то из местных детей формировалась некая творческая бригада и меня, как самого голосистого, назначали солистом.

-По какому классу учились в музыкальной школе?

По классу баяна. Я и училище закончил по классу баяна и пошел в институт Культуры на класс оркестрового дирижирования.

-Почему именно баяна?

А я из простой семьи. А баян - любимый инструмент советского народа. Фортепиано, скрипка или, например, виолончель- это удел был столичных интеллигентных людей. А я родился в рабочем поселке в рабочей семье.
После окончания музыкальной школы и восьми классов общеобразовательной я поступил в музыкальное училище имени Октябрьской Революции. Тогда оно располагалось на Ордынке.

-На каком факультете учились?

На факультете народных инструментов. Это было в 1970 году.

-В это время на Вас как-то оказывало влияние музыка Битлз и им подобных?

Это началось уже когда я поступил в училище. Мы с ребятами там начали слушать западную музыку, переписывать ее друг у друга.

-Какие были предпочтения в музыке?

Из отечественных - это первые ВИА: "Поющие гитары", "Веселые ребята"… Из западных мне первыми попались не Битлз. Насколько я сейчас вспоминаю, это были "Холлис", "Зомбис"… Они сейчас менее известны, но у них было достаточно известных и популярных песен. А вот к Битлз я пришел уже позже. Большая несправедливость думать, что тогда были только они. Они были как носители этой эстетики. Это был мэйнстрим. Так играли и пели, кто жестче, кто мягче, десятки групп той эпохи. Но так случилось, что все это в итоге сфокусировалось на Битлз. Во времена Битлз были коллективы интересней, или, по меньшей мере, не хуже Битлз. Но судьба так распорядилась, что сложилось явление с именем БИТЛОМАНИЯ. И они стали олицетворением той эпохи.
В училище на первом курсе я часто бывал на танцах, где играли старшекурсники. Это был настоящий ансамбль. И я впервые ощутил особое желание начать музицировать. До этого я просто все впитывал в себя. Сейчас я с какой-то теплотой вспоминаю ту эпоху. Это же надо понять- инструментов у нас не было никаких. Но были журналы типа "Радиолюбитель", где рассказывалось как надо мотать звукосниматели, как самому сделать электрогитару.
И по этим журналам мы выпиливали и клеили себе гитары. Кое-как приспосабливали звукосниматели. Это была магия- электрогитара.
При этом я начинал не как гитарист. Я был ближе к клавишным. И мне ближе было вливаться в коллективы в качестве клавишника или барабанщика.
К тому времени у меня появились друзья среди однокурсников, у которых родители ездили за границу. Они оттуда привозили диски и даже инструменты. У одного моего приятеля, который жил в Измайлово была электрогитара. А среди пластинок различных западных ансамблей, которые мы у него слушали, на меня неизгладимое впечатление произвели Би Джиз.
Ансамбль с сокурсниками мы собрали и стали играть на танцевальных вечерах.

-Какой был репертуар?

"Поющие гитары", "Червоны гитары", что-то английское… Советско-польско-английский репертуар. Как-то так.Так пару лет мы и играли.
ВИА "МЫ" (Красногорск)

А в 72-ом году в Красногорске на танцверанде я увидел ансамбль, который назывался "Мы". Они были приписаны к Дворцу культуры "Зоркий". Я решил предложить этим ребятам (хотя это были уже далеко не ребята, а молодые мужчины) свои услуги в качестве клавишника, поскольку они играли только на гитарах. Пришел на репетицию, кое-что показал, кое-что выстроил им по вокалу и … стал музыкальным руководителем коллектива. Мое еще незаконченное музыкальное образование очень пригодилось.
Ансамбль "Мы" играл на танцверанде, чередуясь с еще одним ансамблем, который просуществовал очень долго. Распался "Мы", а они работали еще лет десять. Я уже стал известным на всю страну, а они все еще продолжали играть в Красногорске.

-Вы уже пели в составе "Мы"?

Да.

-Таким же голосом?

Голос у меня был такой же. Просто с годами шлифуется мастерство звукоизвлечение. Я пел, как мог. Откуда формируется артистическая манера? Ты- нравишься зрителям. Я еще себя не слышал. Услышал только потом в записях. На наши выступления продавалось 800 билетов, но приходило больше тысячи. Я знаю, что приезжали нас послушать музыканты уже известных ансамблей из Москвы. Стояли кучкой в сторонке. И было видно, что мы на них производим впечатление. А у местных мы просто были в авторитете.

-Что пели?

Шокинг блю, Битлз, Червоны гитары. Наши голоса и наши возможности удачно ложились на эту музыку. Когда появился Юрай Хип в нашей жизни, то и его играли. И еще запомнилось, что играли Айрон Баттерфляй. А почему запомнился? У нас был официальный сезон с 1 мая по 1 октября, когда мы играли на открытой танцплощадке в парке. И вот у Айрон Баттерфляй были большие органные куски. И вот в конце сезона уже было иногда очень холодно и у меня просто мерзли пальцы на клавишах и было очень тяжело играть все это. Все эти годы в ансамбле я играл на клавишах, и иногда на барабанах.
Когда ты музыкант и понимаешь инструмент, то было бы желание… Ты сможешь освоить любой инструмент на базовом уровне.

-Вы же еще занимались футболом?

Да. Я ездил в Тушино в СК "Красный Октябрь".

-Как совмещали футбол и музыку?

Когда я закончил школу и поступил в училище, то у меня были проблемы с успеваемостью. Но в училище я все-таки поступил и эта проблема схлынула. Когда я собирал первый коллектив в училище, у меня тоже ухудшилась успеваемость. А вот начиная с третьего курса училища все стало налаживаться. В итоге: я играл в группе, продолжал заниматься футболом и закончил училище с красным дипломом. Это вопрос какой-то внутренней организации. Это вполне возможно совмещать.

-Вы за кого болели?

За "Спартак". Но сейчас не болею, я выродился, как болельщик.

-Вы действительно дошли до дубля "Локомотива"?

Я был там одной ногой после выпуска из СК "Красный Октябрь".

-Играли нападающим?

Да.

-Вернемся к ансамблю "Мы". Сколько Вы там проработали?

Два года.

-А что было дальше?

Как я сказал, на наши выступления приезжали разные музыканты. И вот однажды появился человек, который предложил всему коллективу перейти на профессиональную сцену. Это был бывший бас-гитарист первого состава ВИА "Голубые гитары" Альфред Быков.
ВИА "Голубые гитары".
А. Быков в центре с бас-гитарой.

К тому времени он уже занимался администраторской деятельностью. Он предложил нас устроить в какую-то периферийную филармонию. Мы решили попробовать и начали готовить программу. Потом от него приезжали еще какие-то толстые дядечки чтобы посмотреть на нас. И кончилось это тем, что нас запихнули номером с одной песней в программу, посвященную празднику 1 Мая во Дворце Спорта в Лужниках. Это был 1974 год.

Речь идет вот об этих концертах.
Газета "Вечерняя Москва" 24 апреля 1974 г.

-Вас берут еще как любителей не оформленных в филармонии?

Да.

-Один концерт?

Нет, концерты шли целую неделю. Мы выступали в самом начале. В программе было много известных и звездных имен. Кобзон и прочие…

-Аппаратуру свою привозили?

Нет, там была приличная аппаратура. А инструменты, разумеется, свои. Помню, что барабанщик все сравнивал свою установку с установкой "Веселых ребят". И пришел к выводу, что у него пластик не хуже (смеется).
ВИА "МЫ" (Красногорск)

-Вас объявляли как ВИА "Мы"?

Нет, как вокально-инструментальный ансамбль под управлением Альфреда Быкова. Как-то так.
После этой программы я поступил в Институт Культуры. В сентябре нас отправляют на картошку. Там на картошке кто-то бросил клич, что надо бы организовать танцы, а то что-то скучно. Инструменты нашлись в местном ДК. Стали собирать музыкантов, подобрали какой-то общий репертуар. И вот так мы там стали играть в свободное время . Клавишных не было, я играл на басу.
И ко мне подходит один из продвинутых моих сокурсников и предлагает поехать в театр "Ленком". Попробовать прослушаться в ансамбль "Аракс" при театре, так как в ансамбле идет переформирование. Это был Александр Клевицкий (в будущем участник ВИА "Добры молодцы" и "Надежда", а ныне - руководитель и дирижер Большого концертного оркестра им. Ю. Силантьева).

-Он имел отношение к "Ленкому"?

Нет, просто тусовался и был в курсе.
Продолжение