Валерий Колпаков
Сергей Соловьев
Георгий Симонян.
"Сентиментальные прогулки" с Сергеем Беликовым.
(ноябрь 2011- апрель 2012)
Прогулка вторая- "АРАКС".
2
Музыкальная группа Ленкома:
Верхний ряд слева направо: С.Беликов, С.Рудницкий, П.Грушко (либретто), А.Рыбников (композитор), К.Кримец (дирижер), Ю.Шахназаров, А.Абрамов, Г.Трофимов.
Нижний ряд слева направо: А.Дмитриев (Слон, звукооператор), А.Дрознин (хореограф), М.Захаров (режиссер), А.Садо.
|
Я приехал в театр. Это было осенью 1974 года. Меня встретил Юра Шахназаров. Он был в театре на должности руководителя музыкального коллектива. В этот момент бас-гитарист и один из основателей "Аракса" Эдик Касабов уходил из ансамбля. Он получил университетское образование и дальнейшую свою судьбу не связывал с музыкой. Я пришел, как раз, на его место. Мы попробовали поиграть с Юрой, потом попеть. Все совпало и так на определенный момент родился вокальный дуэт Шахназаров-Беликов.
И только тогда я стал серьезно окунаться в "Битлз". Так как Шахназаров был фанатом "Битлз".
-Кто еще был в составе?
На барабанах играл Армен Чалдранян. Буквально тут же он покидает ансамбль и приходит Владимир Полонский. Чтобы не идти в ресторан он сидит там пару месяцев. Потом появился Саша Данилович. Вообще в "Араксе" в период 1974 года был просто проходной двор. Туда приходили люди пересидеть месячишко-другой и потом отправлялись по своим делам. Данилович тоже был короткое время. Но постепенно мы стали "окрепать" и проходной двор прекратился.
-А когда работал в "Араксе" Лерман?
Он работал до меня. Недолго. А пересеклись мы один раз. За "Араксом" висел должок - надо было записать песню Лермана и Баркаса "Лестница" к фильму "Афоня". Она шла фоном в фильме. Тогда Лерман в музыкантской тусовке был авторитетом.
В "Араксе" я сразу стал исполнять песню
"Трава-мурава". Эта песня хороша тем, что там присутствует вокализ. Надо не просто петь высоко, но и выдавать всякие мелизмы.
Из унисона мы расходились на двухголосье и трехголосье. И это у нас получалось. Все это мы делали.
-А чем занимались непосредственно в театре?
Работали в спектакле "Автоград ХХI". Это спектакль на производственную тему. "Аракс" появился в театре, потому что у Захарова появилась идея ставить спектакли, где музыка уже была не просто фоном. Ему нужен был креатив. Это же была эпоха парней с электрогитарами.
Сергей Беликов.
|
-Как спектакль строился в плане музыки?
Там были песни и было инструментальное сопровождение. Все это в присутствие музыкантов на сцене. Происходило действие в спектакле, а мы стояли в левом углу.
-Чья музыка в спектакле?
Геннадия Гладкова.
-Кто играл из актеров?
Главную роль играл Янковский. Также играл Збруев.
-Вы втроем играли весь спектакль?
Нет, к нам подключали приглашенного клавишника.
-Вы в институте учились очно?
Заочно. Меня оттуда выгоняли и потом благодаря директору Ленкома опять восстанавливали. Я и армию избежал тоже благодаря театру.
-А как относился к "Араксу" Марк Захаров?
Очень хорошо. Никогда на нас не давил. Он мог многого не знать в этой музыке, но он человек прогрессивный и понимал, что если вот об этих музыкантах все вокруг говорят, то мы интересны публике. И от них есть какая-то искра. Он это понимал на уровне интуиции. Рыбников тоже вносил свою лепту в это понимание. Например, Рыбников, как композитор с классическим образованием, видит свою музыку как-то так. А как она должна воплотиться в звучании 3-х гитар и ударных, этого он не видит. И вот мы даем ему идею. И дальше от этого уже отталкиваясь, ищем всех устраивающий вариант.
-А Захаров как-то влиял на кадровый состав "Аракса"?
Нет. Мы просто ставили его перед фактом, что нам нужен какой-то музыкант для того-то и того-то. И он, доверяя нам, всегда соглашался с нашими доводами. Не было случая чтобы он нам в этом отказал.
-Помимо работы в театре?
Помимо работы в театре, мы давали концерты и участвовали в различных студенческих мероприятиях и фестивалях. Был очень популярный ежегодный фестиваль в Долгопрудном. Там участвовали "Рубиновая атака", "Машина времени" , "Аракс" (мы тогда играли втроем) и прочие. Там мы не раз получали титул "Лучшей группы", а я звание "Лучшего вокалиста". На одном из таких мероприятий в Долгопрудный мы и увидели барабанщика Анатолия Абрамова, который работал в группе "Сентябрь". Спустя некоторое время он уходит из этой группы, и мы приглашаем его к нам. Убеждали его долго и он согласился. Это уже было в 1975 году. Его очень интересовали условия. Мы имели тогда зарплату, премии и плюс два раза в неделю давали концерты, где нам платили по 40 рублей. Выходило где-то по 200 рублей. Аргументами стали не только приемлемая зарплата, но и загранпоездки.
-А вы уже выезжали?
Сразу же, как только я пришел в театр, мы поехали то ли в Польшу, то ли в Чехословакию. Ленком регулярно выезжал.
-Какая ставка была у музыкантов "Аракса"?
В "Араксе" была хорошая ставка - 9 рублей. Это была не самая большая ставка, но для ансамбля не принадлежавшего никакой филармонии, это было очень достойно. Мы через театр там были тарифицированы. В Ленкоме было правило, что в этом театре не могут быть мало оплачиваемые артисты. Чуть позде, уже в конце 70-х, чтобы "Аракс" удерживать, нам делали камерные ставки, которые мало у кого были из ВИА.
Сергей Беликов и Анатолий Абрамов.
|
С приходом Абрамова коллектив стабилизировался. Тогда ведь какая была у него ситуация? До этого он где-то репетировал, играл на каких-то концертах, но ведь еще надо было где-то работать или учиться. А тут все в одном месте. Проснулся, зубы почистил и включайся в работу: репетируй, слушай. Потом в три часа репетиция в театре и вечером спектакль. И все. Иди домой. Все сразу и в одном месте.
А незадолго до появления Абрамова, я притащил из Красногоска в "Аракс" Сергея Рудницкого. Параллельно с ансамблем "Мы" на танцах, но в Нахабино, работал ансамбль, где гитаристом был Сергей Рудницкий. Серега на период 1975 года был прекрасным гитаристом. Они играли "Дип Перпл" и Сергей все эти блэкморовские тюрли-тюрли делал один в один. Но у него за плечами была музыкальная школа по классу фортепиано. Серега часто интересовался у меня, как мне работается в "Ленкоме". А когда в "Араксе" встал вопрос о приглашении клавишника, то я позвал Рудницкого. Для него не было проблемы переквалифицироваться.
- А почему не гитаристом?
А Шахназарова - куда? С появлением Рудницкого и Абрамова в 75-ом году наш состав стабилизировался. Стал побогаче инструментал. При этом Шахназаров, Беликов и Рудницкий пели. Стали играть сложные композиции. Стали играть "Кросби Стил Неш и Янг". А уж когда брали акустические гитары и пели на манер западных групп - это производило неизгладимое впечатление даже на успешных музыкантов.