Валерий Колпаков.
Совсем другая история.
(апрель 2012-январь 2024)
9
Глава 6.
Росконцерт (1972-1977).
Росконцерт представлял собой концертно-гастрольное объединение РСФСР, которое было второй по численности концертной организацией в СССР (после Москонцерта). До 1973 года все концертные организации могли сами планировать свои гастроли по России за счет прямых договоренностей между собой. Но вот 25 января 1973 года вышло ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР №36 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ КОНЦЕРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР", где Росконцерту уже поручалось организовывать и контролировать всю гастрольно-концертная деятельность на территории РСФСР.
Кроме того, Росконцерт получил ежегодные квоты (до 20 человек) на прописку в Москве необходимых ему людей и это стало самой большой приманкой для известных и популярных артистов со всех концов нашей необъятной страны.
Покинув в апреле 1972 года Донецкую филармонию, Валерий Ободзинский перешел в Росконцерт и снова стал солистом оркестра О.Лундстрема, но уже в качестве звезды на афише.
Из своего донецкого состава он взял с собой двоих музыкантов: пианиста Юрия Щеглова и гитариста Бориса Пивоварова. Они были зачислены в состав оркестра О.Лундстрема, в котором в тот момент работала и Алла Пугачева (Орбакене).
Гастроли в Москве в таком составе состоялись только в конце марта 1973 года. В этой программе
Ободзинский должен был исполнять пять песен. Однако по
рассказу А.Цыгальницкого вместо Ободзинского на этих концертах выступал Полад Бюль-бюль-оглы.
Газета "Вечерняя Москва" 14 марта 1973 года.
|
В 10 номере журнала "Советская эстрада и цирк" за 1973 была напечатана статья "Что хорошо - то хорошо" посвященная оркестру Олега Лундстрема.
В ней в частности упоминается и Валерий:
-И, наконец, В. Ободзинский - его имя на афишах выделено особо. Сразу скажу о существенном недостатке артиста (в большей или меньшей степени он касается и других артистов) - о плохой дикции: многих слов и даже целых фраз невозможно разобрать. А ведь еще в старину говорили, что дикция - вежливость артиста.
Но откуда у Ободзинского такой успех? Цветы, записки из зала, аплодисменты, вызовы, просьбы исполнить ту или другую песню. Думаю, что главная тому причина в разнообразии тем. Молодой артист поет о разных сторонах нашей жизни, о том, что волнует или, во всяком случае, интересует молодежь: тут и труд, и любовь, и учение, и надежды, и разочарования. Короче говоря, артист дает достаточно широкую панораму современной жизни. И обо всем этом Ободзинский, сам молодой человек, рассказывает (именно рассказывает), иногда чуть-чуть сентиментально, иногда иронически, но всегда увлеченно. Эта увлеченность и кажется особенно привлекательной.
Конечно, солист такого калибра был для оркестра необычайно выгоден, однако для самого Ободзинского это было существенным понижением статуса. Да и для Росконцерта подобное использование артиста было не эффективным. Большой оркестр был мало мобилен и, кроме того, имел низкий рейтинг популярности у молодежи, что сильно ограничивало его финансовые достижения в общей копилке Росконцерта.
Правда, высокий публичный статус оркестра позволял ему гастролировать только в больших городах и иметь при этом достойный гастрольный комфорт.
Однако, выигрывая в бытовых условиях музыканты оркестра сильно проигрывали в деньгах небольшим и шустрым ВИА, которые широкой лавиной заполняли филармонии страны.
Желая вернуть себе право на сольный концерт, и более существенный заработок Валерий Ободзинский предлагает руководству Росконцерта изменить свой статус солиста оркестра на солиста-гастролера.
Директор Росконцерта Юрий Львович Юровский- великолепный организатор и тонкий знаток советской эстрады хорошо понимал финансовую выгоду для своей организации от подобного шага. Однако он понимал и его последствия для знаменитого оркестра. Тогда он предложил компромиссный вариант: Ободзинский получает статус гастрольного солиста с собственным аккомпанирующим составом музыкантов, но при этом остается ещё и солистов оркестра Лундстрема.
Администратором Валерия Ободзинского в оркестре Лундстрема был Ефим Михайлович Зуперман. Именно на него была возложена обязанность подыскать музыкантов для сольных гастролей певца. Однако, была в этой задаче одна затрудняющая её тонкость. У Ободзинского в рамках Росконцерта было право только на сольное отделение, поэтому ему нужен был уже сложившийся и известный ансамбль тоже с правом на сольное отделение. Только таким образом, объединившись, они могли бы выступать с сольным концертом.
Ефим Зуперман и Валерий Ободзинский.
|
К счастью, в июне 1973 года в Минске проходил
Всесоюзный конкурс исполнителей советской песни, в котором приняли участие более 300 солистов и ВИА. Среди ансамблей победителями стали белорусские "Песняры". Третье месте (второе присуждено не было) разделили
"Москвичи" (Москонцерт), "Дос-Мукасан" из Алма-Аты и украинский ансамбль "Кобза".
Первое место на таком конкурсе давало сразу право на сольный концерт, поэтому "Песняры" отпадали. Хотя, было бы интересно посмотреть, во что бы вылилось такое сотрудничество. Впрочем, "Песняры" не проходили и ещё по одной причине, но об этом ниже.
Из трех оставшихся лауреатов, которые получали право на сольное отделение, только "Москвичи" были москвичами, то есть, постоянно работали в московской концертной организации. И для их совместной работы с Ободзинским не требовалось решать проблему с московской пропиской для музыкантов. У всех остальных эта проблема вставала в полный рост и была практически нерешаемой в таком количестве.
После обьявления итогов конкурса Ефим Михайлович Зуперман обратился к "Москвичам" с предложением работать с Валерием Ободзинским, со всеми вытекающими из этого "ништяками". Большинство музыкантов согласились и сразу после конкурса уволились из Москонцерта и перешли в Росконцерт. Название "Москвичи" осталось за Москонцертом, а новому ВИА придумали название "Верные друзья". И хотя новый музыкальный коллектив уже не был лауреатом Всесоюзного конкурса, но все его участники индивидуально такое звание имели, и потому ВИА "Верные друзья" получил и право на сольное отделение в рамках Росконцерта, чего и добивался Зуперман. По уже сложившейся традиции, в новый коллектив Ободзинский привел Юрия Щеглова (он стал его первым руководителем) и Бориса Пивоварова. Новый музыкальный альянс получил право на сольный концерт в двух отделениях и еще в 1973 году начал успешно гастролировать.
В конце 1973 года я сам будучи школьником попал на один из таких концертов в подмосковном поселке Протвино.