Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

"Дорогой" товарищ, Смольный!

июнь 2024 г.

2

Версия 2. Смольный отказался делится доходами с чиновниками Тамбовской области, как это делали другие организаторы концертов.И за это поплатился.

Я уже упоминал об этой версии в 2018 году, поэтому скажу о ней коротко.

В книге "Борис Сичкин я из Одессы! Здрасьте!" (1996) приводятся подробности этой версии, которые можно обьяснить только тяжелым "перестроечным" бредом автора:
-Эдуард Смольный был администратором Тамбовской филармонии и художественным руководителем ансамбля «Молодость» при этой же филармонии. Он был одним из лучших администраторов в Союзе. С ним работали все ведущие артисты страны. Тамбовская прокуратура, не сомневаясь, что он миллионер, предложила, чтобы он вручил им пять тысяч рублей, чтобы они смогли дотянуть до зарплаты.
Смольный не считал себя миллионером и не чувствовал за собой никакой вины. Он отказал им в этой помощи и совершил тем самым роковую ошибку для себя и для всех остальных...
После отказа Смольного вручить органам прокуратуры взятку, они тут же сфабриковали уголовное дело против Смольного. А так как мы, артисты, с ним работали, то потянули заодно и нас.

Авторы фильма, впрочем, на этой версии не настаивают и ничем её не подкрепляют.
Что уже хорошо.

Версия 3. Чиновникам из Минкульта пришла в голову идея организовать образцово-показательный процесс на Э.Смольным, чтобы другим неповадно было.

Версию эту в фильме озвучил "историк спецслужб".

Чтобы понять её достоверность, надо уяснить следующее: само ведомство никогда не бывает заинтересовано в возбуждении уголовного дела против своих работников. Это всегда чревато серьезными последствиями для, прежде всего, руководства самого этого ведомства.Поскольку в результате этого правоохранительные органы начнут различные проверки всех аспектов деятельности ведомства и обязательно выявят многочисленные нарушения, ответ за которые придется держать руководству.

В нашем случае цепочка подчинения выглядит так: внизу Тамбовская филармония, над ней Росконцерт, над ним Минкульт РСФСР, над ним Минкульт СССР.
Соответственно, финансовую деятельность Тамбовской филармонии в ежедневном режиме контролируют собственная бухгалтерия. С некой периодичностью (предположим, раз в два года) ТФ проверяют финансовые ревизоры Росконцерта. Дальше, предположим, раз в три года ТФ проверяют из Минкульта РСФСР и только потом, предположим, раз в пять лет ТФ проверяет Минкульт СССР.

Таким образом, если бы Фурцева инициировать уголовное дело против ТФ, этим самым она подставила бы под удар себя, руководство Минкульта РСФСР, Росконцерта и самой ТФ.
Надо было бы это Фурцевой?
Нет, конечно, ведь наказать любого в этой цепочке она могла своей властью (от наложения материального взыскания до увольнения) не вынося, как говорят, сор из избы. И тем, избежать последствий для себя лично.
Точно так же любой в этой цепочке мог поступить в отношении своих подчиненных.

То есть, и эта версия, не выглядит достоверно.

В реальности же эты события развивались следующим образом.
Концертная деятельность на территории РСФСР в конце 60-х годов попала под пристальный взгляд Министерства внутренних дел РСФСР. Его региональные отделы по борьбе с хищением социалистической собственности (ОБХСС) обратили внимание на многочисленные финансовые злоупотребления в этой сфере. Несколько лет шло накопление фактов, после чего по наиболее вопиющим случаям стали возбуждать уголовные дела.
При таком развитии событий скрыть нарушения внутри Минкульта РСФСР было уже невозможно и ему пришлось реагировать в рамках своих компетенцией.
В январе 1973 года вышло ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР от 25 января 1973 г. N 36 "О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ КОНЦЕРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР". В котором в частности говорилось:
Медленно устраняются недостатки в хозяйственно-финансовой деятельности концертных организаций. Значительное число филармоний и самостоятельных художественных коллективов не выполняют производственно-финансовые планы, допускают сверхплановые убытки, а в Пензенской, Владимирской, Тамбовской, Ростовской, Ярославской областных, Красноярской краевой и Дагестанской республиканской филармониях допущены грубые нарушения финансовой дисциплины и злоупотребления.

Резюмируя все вышесказанное, могу сказать, что дело "Смольного-Сичкина" не было каким-то уникальным или выходящим из ряда вон. Оно стало результатом противоправной деятельности организованной группы творческих работников, борьба с которыми в СССР никогда не прекращалась. Но, к сожалению, высокое начальство на разных уровнях, борьбу эту не поощряло, и даже в отдельные моменты серьезно её ограничивало.
И это тоже в итоге сказалось на судьбе страны в 90-е.

В фильме присутствует и куча других вымышленных подробностей из тех времен. Например, минимальная концертная ставка была не 3, а 5 рублей. Ну, и так далее.

Однако есть в фильме и удививший меня эпизод, где очередной "эксперт" оправдывает сложившуюся практику нескольких ежедневных концертов, утверждая что подобное никак не сказывалось на качестве самих выступлений.
Удивило меня это потому, что в советское время газеты были просто завалены письмами возмущенных зрителей на подобную ситуацию.
К примеру, 1 февраля 1969 года газета "Советская культура" опубликовала негативные письма из Златоуста и Оренбурга от зрителей концертной программы "В ритме ХХ века", которую организовал другой известный концертный администратор В.В.Кандаков.
В них в частности сообщалось:
-О каком искусстве можно было говорить, если артисты... буквально бегали с автобуса на сцену, со сцены на автобус, потом снова на сцену... За день они дали пять концертов: три в драмтеатре и два во дворце культуры Нового Златоуста.
Артисты не успевали перевести себя в порядок, как следует переодеться, а потому выступали в измятых костюмах, зимней обуви. Приехав с большим опозданием в город, бригада сократила свои концерты до минимума: первое отделение длилось 35 минут, второе-30.
Ждать пришлось долго, концерт начался с опозданием больше, чем на час. Сидели в пальто. Администратор филармонии дал указания не раздевать публику, чтобы сэкономить время для следующего концерта.
Первое отделение было невыразительным: эстрадные песни охрипшими голосами. Во втором -цыганские песни...

Или вот рассказ Евгения Гордеева (ВИА "Пламя"):
-В итоге в концерте я исполнял в сумме пятнадцать песен. А если было три или четыре концерта в день, то в какой-то момент я переставал понимать, что пою, какой это концерт. И люди в зале казались абсолютно одинаковыми. Настоящая работа на износ.

Или вот Светлана Резанова в составе ВИА "Веселые ребята":
-Я-то, когда приехала в Москву, то думала, буду работать в Москве. А что я в итоге видела: Свердловск, Челябинск, Краснодар, другие города. Я Москву толком не видела. Мы работали по три-четыре концерта в день. Нам из столовой приносили еду. Мы ели прямо на сцене. Бывало так заматывались, что спрашивали друг друга:
-Мы какое отделение сейчас отыграли, первое или второе?
Куда нам выходить, на второе отделение концерта или уже на первое следующего.

Если кто-то думает, что подобная работа не сказывалась на качестве концертов, то он просто ничего не знает о том времени.

И последнее.
По версии авторов фильма Смольный после освобождения перебрался в Москву и в 1980 году стал одним из режиссеров массовых мероприятий Олимпиады -80.
Ничего это не было и в помине. Разработку сценария церемоний открытия и закрытия Олимпиады, всю режиссёрскую работу по их подготовке и проведению осуществила постановочная группа, которую возглавляли Иосиф Туманов и главный режиссёр спортивной части сценариев Борис Петров.
Смольный же возобновил свою работу в Москве уже после Олимпиады в 1983 году.