Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.

Мы и они.

май 2024 г.

1

Однажды мне попалась статья на тему сравнение западной рок-музыки с советской. Эта тема давно меня привлекает, и мне захотелось сравнить свои выводы с мнением других авторов. Что я и хочу сделать в рамках данного материала.

Статья, которая привлекла моё внимание называется "Почему западная рок-музыка прошлых лет так отличается от русской?"
Правильней было бы написать не от русской, а от советской, потому что с нашей стороны сравниваются именно советские группы "Диалог" и "Мануфактура".
Я опускаю всю повествовательную часть статьи и сразу перехожу к выводам, которые автор обобщенно формулирует так:

В целом понятно, что все советские неофициальные музыканты, к которым относилась «Мануфактура» и отчасти относился «Диалог», имели совсем другие возможности во всех планах, в отличие от их западных коллег.

Таким образом, причины слабой реализации советских музыкантов в сравнении с их западными коллегами, по мнению автора были объективными (то есть, не зависели от самих музыкантов) и касались исключительно условий их существования в стране под названием СССР. А дальше автор детализирует это утверждение, разбив его на 7 пунктов.

Цитата:
-В первую очередь, как мне кажется, это возможность заниматься любимым делом, зарабатывая им на жизнь. Наши музыканты были вынуждены чаще всего подрабатывать где-то, с музыки кормились единицы. На западе рок-музыка с самого начала встроилась в огромную коммерческую машину.

В СССР вся исполнительская музыка подразделялась на самодеятельную и профессиональную.
Те, для кого музыка не была способом зарабатывания денег (скорее это было хобби), относились к самодеятельности. Однако существовало и большое количество профессиональных эстрадных музыкантов, которые, как раз, и кормились через занятие любимым делом. Это, тем не менее, не дало им возможности стать вровень с западными кумирами. Более того многие самодеятельные "рокеры" в дальнейшем перешли на профессиональную эстраду, но там тоже не преуспели.
Утверждение про изначальное встраивание западной рок-музыки в коммерческую машину, как причина лучшей реализации творческого потенциала западных музыкантов, это всего лишь пустая декларация.
В неё, как бы, закладывается тезис, что это позволяло тамошним музыкантам легче добиваться популярности. Однако это совершенно не так. Если взять самых известных западных музыкантов, то за спиной каждого из них, будет несколько безвестных групп, в которых они прозябали прежде, чем поймали свою птицу счастья.
Была такая группа в Ливерпуле The Quarrymen из которой вышли трое из четырех битлов. Однако не смотря на огромную коммерческую машину в Англии группа ничем не прославилась.
Когда в Советском Союзе появились первые самодеятельные бит-группы они сразу встроились в неофициальную коммерческую деятельность и начали зарабатывать деньги на своих концертах. Очень быстро, следом за самодеятельными ансамбля появились и первые профессиональные составы -ВИА, которые вполне легально стали зарабатывать баснословные деньги на своих выступлениях.
Условие, при котором доходное занятие любимым делом позволяет более полно реализовать себя в профессии, конечно существует. Однако условие это в равной степени действовало и в СССР и на Западе.

То есть, тезис №1 для меня сомнителен.

Цитата:
-Второе − доступ к качественным инструментам. Все, что добывалось, было безумно дорогим и редким.

Это утверждение верно лишь отчасти. Просто, как факт, что в СССР проблема с качественными западными инструментами, действительно существовала. Их было сложно купить в магазине и стоили они баснословно дорого.
Однако это была проблемой для "голоштанных" самодеятельных музыкантов. И решалась она ими двумя путями: самопальным изготовлением или покупкой в магазине отечественных инструментов. Советская промышленность выпускала их в недостаточном количестве и качеством хуже иностранного, но тем не менее выпускала.
Кроме того в магазинах продавались электрогитары немецкого, чешского и болгарского производства, но их стоимость тоже была высокой. Со временем, через различные предприятия, под эгидой которых и существовала вся эта разношерстная самодеятельность, эту проблему удавалось решить. Так что и у них инструменты были вполне достойные их уровня.

А что же профессиональные музыканты, как у них было с этим?
Посмотрите на фото советских ВИА и увидите, что большинство из них имели фирменные инструменты западного производства.
Профессиональные музыканты, помимо того, что получали инструменты через свои концертные организации могли себе позволить самостоятельно купить с рук фирменные инструменты, стоимость которых доходила до нескольких тысяч рублей. При том, что средняя зарплата была около 100 рублей.
Продажей инструментов с рук (тогда это называлось фарцовка) занимались и сами музыканты. И не только советские. Многие гастролеры из социалистических стран после окончания своих гастролей в СССР распродавали все инструменты здесь, чтобы дома купить новые. Там это было значительно проще.

Однако не надо думать, что на Западе у начинающих музыкантов все было легко и просто.
Они так же, как и наши не избежали изготовления "самопалов", и им тоже приходилось играть не пойми на чем.
Да и стиль скиффл, предшественник рока и имевший широкую популярность в той же Англии, вовсе опровергает тезис про хорошие инструменты, как основе популярности исполнителя.

Книга Филипа Нормана "Мик Джаггер:
-Социальные барьеры сломал скиффл, недолговечная, сугубо британская мания, которая тем не менее соперничала с рок-н-роллом и даже грозила его затмить.
Скиффлу британского розлива предстояло сыграть роль куда значимее, нежели предвещал его двухлетний, а то и короче, коммерческий успех. Оригинальный американский скиффл играли бедные музыканты, которые зачастую были не в состоянии позволить себе традиционные инструменты и потому использовали кухонные принадлежности — стиральные доски, ложки, крышки от мусорных корзин, — дополняя их гребнями, казу, а изредка гитарой. Успех «скиффл-группы» Лонни Донегана вдохновил слушателей на создание многочисленных подобий, и по всей Великобритании молодежь гремела и грохотала всевозможными кухонными примочками...


Тезис №2 для меня так же сомнителен. И в качестве подтверждения своих слов хотел бы привести аналогичный пример из советской истории, но связанный с хоккеем.
Канадский хоккей начал своё массовое движение в СССР с 1948 года. Советская промышленность никакую экипировку для него не производила. В 1952 году Федерация хоккея СССР вступила в Международную лигу хоккея (ЛИХГ), а в 1954 году сборная СССР впервые приняла участие в первенстве мира, которое проводилось в столице Швеции Стокгольме. Так вот вся защитная экипировка у наших игроков была "самопальной". И это не помешала им стать Чемпионами Мира.
Кто хочет- ищет способы, кто не хочет-ищет причины.
1954

Цитата:
-Третье − возможность качественно записать свою музыку. Кто-то прорывался в государственные студии, но большинство материала оставалось в плохом качестве или вообще не записывалось. Так, например, от первых советских бит- и рок-групп вообще не осталось никаких записей. Плюс не было такого понятия, как продюсирование, я уже не говорю о саундпродюсировании.

Тоже весьма сомнительное утверждение. Многие андерграундные музыканты уже в наше время переписали свои прошлые творения и при желании их можно послушать уже в хорошей записи и на хороших инструментах.
И что?
Многие ли из них поют теперь за столом или в ресторанах? А может быть, они оставляют конкуренцию виашным хитам на разных радиостанциях?
Нет!
Куда ж, тогда делись все эти "утраченные шедевры"?

Цитата:
-Четвертое − проблема с концертным опытом. Опять же это было связано с деньгами и нелегальным или полулегальным статусом групп.

Даже первые полулегальные бит-группы имели определенный концертный опыт. Потом, когда они пригрелись под крылом самодеятельности, такой опыт стал еще более обширным.

Из моего общения с Глебом Маем:

-Чем "Скоморохи" закончились для Вас?

В 1972 году из армии пришел Буйнов. Игорь Саульский отказался играть, ему надо было поступать в училище. Появился Шахназаров. Фокин ушел в "Цветы". Появился Боря Богрычев - бывший муж певицы Галины Ненашевой. Замечательный парень, барабанщик хороший. И вот мы этим составом поехали на гастроли по Донецкой и Куйбышевской области.

-Какие гастроли? Ведь вы же были - самодеятельностью?

Да. Это было все за счет фондов комсомола. Это я говорю к тому, что тогда при желании все можно было сделать. И нам никто никогда не указывал, что нам играть и как нам играть. И мы при этом собирали огромные площадки. Например, в Куйбышеве мы выступали в парке на огромной открытой площадке. В Макеевке или в Горловке мы выступали на шахте в тамошнем клубе.


Желающие иметь более широкий концертный опыт шли на профессиональную эстраду.
Так что и это тезис сомнителен.

Цитата:
-Пятое − новинки западной музыки добывались с трудом. Не было возможности вариться в общем котле с западным миром. Общий тренд − запаздывание в стиле лет на 10 примерно.

В больших городах, где и зарождался и существовал советский рок, возможностей для приобретения новинок западной музыки было множество. За границей работало (или выезжало туда периодически) огромное количество советских людей. Привезти для них пластинки не составляло труда.

Из моего общения с Валентином Витебским:

У нас была знакомая девчонка Нона Годова. Она работала в "Эйр Индия", знала английский хорошо, и мы стали как-то вместе тусоваться. Она из заграницы могла получать любой, заказанный ею, диск, как работник "Эйр Индия". И вот мы, с выходом каждого диска "Битлз", собирались у нее дома и слушали эти песни.

Александр Клевицкий:

-У меня было множество записей практически всех популярных на тот момент западных исполнителей. Разумеется, мы много музыки переписывали друг у друга, кое-что покупалось и обменивалось. Конечно же, на «костях» были записи, что писалось в студии звукозаписи на улице Горького. К 70-71 гг. у меня была одна из самых больших фонотек. У меня появился Deep Purple, их диск In rock, и многие другие.

Именно по этой причине, что наши музыканты варились в общем котле с западным миром, они создавали музыку вторичную, копируя кумиров.
В то время, как на Западе всё было ровно наоборот.

Из книги "Black Sabbath:история группы" (Джоэл Макайвер):

-Гизер вспоминает тот этап жизни группы с уверенностью, что тогда для успеха музыкантам нужно было просто звучать не как все. Как он поясняет, «тогда для получения признания надо было звучать абсолютно иначе, чем кто-либо еще. Так случается и сейчас, но тогда это было более рискованно. [Например,] мы никогда не звучали, как „The Beatles", но, если ты делал что-то похожее на „The Beatles", приходилось быстро с этим завязывать, потому что вокруг была куча подобных групп. То, что делают остальные, было у всех на виду, и каждый в то время меньше всего хотел скатиться к подражанию.

Цитата:
-Шестое − некоторая косность мышления, меньше свободы и творчества. Куда-то сюда же я бы записал, что рок, рок-н-ролл в чистом виде это все-таки не наша традиция, и реализовывать этот жанр музыки русским людям было тяжелее, чем американцам или британцам.

Про свободу творчества - это всё пустое. А вот про чужие, не близкие нам традиции, тут можно согласиться. Хотя и только отчасти. Мы много чего перенимали на Западе, а дальше доводили все это до мирового признания. Опять же сошлюсь на хоккей.

Глеб Май:

-Мы приехали в "Артек", а там была куча разных делегаций и из Штатов и из Англии... И когда они увидели и услышали, как там мы играли, то они просто обалдели от того, что здесь советские не просто это знают, а знают даже лучше чем они.
За мной ходил один мальчик- ирландец, и показывал мне пластинки –«сорокапятки» с записями Джимми Хендрикса. Я сначала не знал, как ему это изобразить. Потом как-то в пионерской комнате на рояле сыграл ему "Monic depretion" и еще и спел. Мальчик просто обалдел от всего этого. Он был убеждён, что русские ничего этого знать не могут по определению.
Мы росли не по дням, а по часам. И мы тогда практически ни в чем не уступали своим сверстникам на Западе. Нас разъединяло только незнание языка...
То, что для нас это была не родная культура. Во многих европейских странах культура рок - н -ролла была родной, а для нас она таковой не была. И мы тогда даже не думали тогда о каком-то своем творчестве, мы просто хотели играть и повторять то, что играли они.


Цитата:
-Седьмое − это не проблема, это, скорее, данность − культурная традиция. Россия словоцентрична. Поэтому там, где в западном роке смысл раскрывали с помощью изощренной музыки, у нас было достаточно трех аккордов, но если слово при этом на высоте, то этого публике хватает. Сюда же влияние авторской песни на рок.

Эта проблема явным образом вытекает из предыдущей и вполне могла бы быть с ней объединена, но поскольку автор выделил её в отдельную, то и поговорим и о ней.
То, что в СССР слово против музыки всегда побеждало не подлежит сомнению. Вызвано это было высоким общеобразовательным уровнем населения. Гораздо более высоким, чем таковой был на Западе. По этой причине у нас Слово имело глубокий философский смысл, а зачастую и не один.
На Западе смысл текстов не имел никакого значения. Читая их дословный перевод можно подумать, что большинство из них писали подростки -двоечники. Как бы не пытались позже (у нас в особенности) придать западной рок-музыке социальных характер, она прежде всего была явлением развлекательным, и служила больше для ног, чем для головы.

Если же оценивать в общем все эти семь пунктов, по которым мы уступали западным музыкантам, то тут следует сказать вот что.
Кроме двух последних первые пять причин никакого отношения к реальности не имеют, поскольку они все носят вспомогательный обслуживающий характер, и не являются первоосновой событий.
Для лучшего понимания приведу такой пример. В 60-70 годы в период своего расцвета, лучший футбол и лучшие футболисты мира были в Бразилии. Страна была бедной и босоногие мальчишки во дворах и на пляжах гоняли тряпичные мячи. Тем не менее это не мешало им выростать в мировых звезд.
Почему им это удавалось?
Ведь, у них не было футбольных секций, не было нормальных мячей и всей остальной экипировки, у них не было нормальных соревнований.
Наконец, они не видели, как играют в футбол в остальном мире. То есть, не варились в одном котле с остальным футбольным миром. И тем не менее, становились звездами.
Почему?
Потому что в основе любых человеческих достижений лежит сплав огромного труда помноженный на талант. Это первооснова. Если этого нет, то никакие суперинструменты, доступность студий звукозаписи или новинок мировой музыки не помогут стать креативным музыкантом, двигающим музыкальный жанр вперед.
Если человек не умеет играть на гитаре или делает это плохо, но какая именно гитара будет в его руках не важно. И наоборот. Причины изложенные автором в обсуждаемой статье относятся к второстепенным, позволяющим легче реализовать возникающие идеи. Но все это будет впустую, если идей нет.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что наши музыканты были или лентяи или не обладали необходимыми талантами. В отличии от их западных коллег. Однако это совершенно не так. Всё дело в различном социально-экономическом устройстве СССР и Запада.
И это устройство позволяло советскому человеку не заботится о своем завтрашнем дне в той мере, в какой за него приходилось ожесточенно драться человеку на Западе. Будущее советской музыкальной самодеятельности было обеспечена другими профессиями, которые позволяли их носителем не рассматривать музыку, как способ существования. И соответственно, не особенно напрягаться в этом направлении. В этом плане копирование западных мелодий было вполне комфортным способом их существования.

Из моего общения с Валентином Витебским:

-Среди самодеятельных групп довольно много ребят с музыкальным образованием. Но атмосфера "междусобойчика" не предполагает серьезной дисциплины в работе. Поэтому все творчество самодеятельных ансамблей носит характер, так сказать "торчка" от самих себя. Там нет слова "надо", есть слово "хочу".

В профессиональных советских ВИА такая дисциплина существовала и в самых успешных коллективах была довольно жесткой. Носителем её был художественный руководитель коллектива. Что диктовалось суровыми условиями гастрольного графика, срыв которого мог закончиться фатально и для руководителя и для всего коллектива.

Из моего общения с Валентином Витебским.
Вот, что он говорил про Павла Слободкина- руководителя ВИА "Веселые ребята":

-...он всегда держал коллектив в напряжении. Довольно часто параллельно одним музыкантам присутствовали и другие. И кто сейчас работает, а кто будет работать дальше, известно точно не было и это создавало напряжение в ансамбле. Если вдруг появлялся еще какой-то человек, то появлялся он с целью кого-то заменить. Это нервировало людей, но это, конечно, работало и на звучание. Ему личности не важны были, ему нужна была музыка. Чего он и добивался. Человеческие качества тут не имели значение. Важно было звучание. И он умел этого добиваться.

А как же было с этим на Западе? Ведь там в ансамблях не было такого руководителя, и они существовали в коллективных рамках. Как же они добивались успеха? Кто заставлял их "пахать, как на галерах"?
Ответ будет простым- НУЖДА!
Она заставляла толпы западных музыкантов изо всех сил работать над собой, чтобы выбиться из низов общества и обеспечить себе достойное существование в рамках капиталистической системы.
И не надо обольщаться, удавалось это не многим.

Из книги "Black Sabbath:история группы" (Джоэл Макайвер):

-Какими бы ни были проблемы того времени, среда, окружавшая «Black Sabbath», была просто ужасна. Как позже объяснял Оззи, его желание вступить в группу во многом было продиктовано боязнью альтернативы - страхом, что придется сорок пять лет работать на фабрике, а затем умереть в разрухе и нищете, подобно всем, кого он знал. В таком аспекте стремление стать музыкантом было не капризом, а насущной необходимостью.

А теперь пришла пора дать свой ответ на вопрос, почему западная рок-музыка прошлых лет так отличается от советской?
Потому что большинство советской рок-музыки прошлых лет было исключительно подражательном. Она копировала Запад и считала это своим главным достоинством. Она не развивалась сама, а ждала новых откровений из-за бугра. По этой причине всегда опаздывала и всегда догоняла.

На этой печальной ноте, казалось бы следовало остановиться и закончить. Однако, это лишь одна сторона взаимоотношений западной рок-музыки и советской эстрады. Но существует и другая и она более оптимистична.
Западная рок-культура породила в Советском Союзе такое знаковое и феноменальное явление, как ВИА. Это явление стало потом нашим национальным достоянием.

Сергей Колесников:

-В тех, где работал, я старался петь на английском. Мы играли в основном танцевальную музыку : Битлов, Роллингов, Криденс, Ребетс, Бэй сити роллерс, Бэд Кампании, Шокинг Блю, Статус Кво, Гранд Фанк, Холлис, Слейд, Манкис, Червонных гитар, Трубадуров, кучу других и в том числе демократов. Ну и что-то из совка, но совсем немного.
Потихоньку, с большим опозданием, пришло понимание в России следует петь на русском языке. Очень мало шансов стать признанным и популярным артистом, если ты поешь на английском, а в СССР это вообще было невозможно. А вот Макаревич, Никольский, Романов, Сапунов, Б.Г. да и многие потом оказались правы, что пели на русском.


ВИА жанр наложил отпечаток на жизнь всего нашего молодого поколения 60-80 годов и породил множество уникальных событий в истории СССР и всей мировой музыкальной культуры.
К ним относится:
- массовость;
-рекордное кол-во концертов в единицу времени;
- многомиллионные тиражи грампластинок и кассет;
-сотни и тысячи хитов, не утерявших своей популярности до сих пор.
И это явление несло огромный эмоциональный и что особенно важно-положительный заряд, действие которого, полностью не прекратилось и в дальнейшем. И даже пережило несколько серьезных всплесков.
В итоге можно смело утверждать, что вклад в советскую эстраду профессиональных ВИА был несоизмеримо более высокий, чем их собратьев из самодеятельности.

Заканчивая, хочу привезти один давний пост из Гостевой. Он, как раз, касается обсуждаемой темы. Автор написал его в ответ на высказывание Сергея Жарикова (лидера рок-группы ДК):

Krab 08.01.2006 | 13:13
Сергей ! **** это все - не было никогда советского рока,было ерничество на кухне с матом под псевдо Дип-Парпл или Смоки. Не родила земля русская ни одной серьезной группы за 40 лет попыток, ваше утверждение что на ваших стихах воспитан цвет русской культуры - блеф , вообще культура по московским понятиям , может быть. А ВИА-музыка при всей убогости единственный национальный жанр в мировой эстраде,такого нет нигде. Я с год назад ходил на Синюю Птицу с Дроздовым, так всеми охаянный "Клен" народ вместе с ансамблем пел четыре раза подряд и люди получали при этом видимое удовольствие.
Скажите, а может такое быть с песнями ДК?