Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.

Чужая колея.

(май 2014).
1
"Эй, вы задние, делай, как я!
Это значит, не надо за мной.
Колея эта только моя.
Выбирайтесь своей колеей".

Владимир Высоцкий.



1.Предистория.

Некоторое время назад я общался с одним известным Музыкантом ВИА. Разговор затронул интересную тему. Вот отрывки из нее:

Автор:
-Почему советские cупергруппы, которые могли стать локомотивом в развитии ВИА жанра, получив долгожданную свободу, не смогли реализовать свой потенциал?

Музыкант:
-Супергруппы вообще не живут долго. "Звёздное" эго каждого из участников сильно мешало творчеству и существованию группы вообще. Я думаю, что это основная причина. Вторая - это то, что подобные группы являлись своеобразным трамплином для дальнейшего взлёта какой-то одной "звезды". Поэтому эти группы долго и не существовали.

Автор:
-А почему вообще при наличии большей, чем раньше свободы, не состоялся какой-то прорыв в иное, более высокое качество в жанре ВИА? Ведь вы же все сами так стремились к творческой свободе?

Музыкант:
-Видимо мы смогли "прорваться" настолько, насколько сумели... Выше носа не прыгнешь ...
Хотя у нас были ( и есть ) музыканты высочайшего класса, которых без преувеличения можно назвать музыкантами мирового уровня. Но в целом, конечно, западные музыканты и группы были, и по сей день остаются нашими ориентирами. Так уж получилось, что они гораздо сильнее...
Хотя я допускаю и другие причины этого нашего "непрорыва"... .

Автор:
-Но почему же вы все время их копировали? Я понимаю, когда это все было использовано на начальной стадии в качестве обучения. Но потом-то на этой базе должно было развиться что-то СВОЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ. А его не получилось.
Возьмем, к примеру, хоккей. Его судьба в момент становления в СССР очень похожа на судьбу нашей виашной музыки.
Первоначально мы учились этому у канадцев. И, видимо, выучились хорошо, потому что потом в мире было две ведущих хоккейных школы: наша и канадская. Они были разными, хотя в основе лежала одна. А потом мы их превзошли и регулярно били. Жанр ВИА (его основа) так же был нами заимствован на Западе, но только он так и не добился сколько-нибудь значимого успеха в сравнении со своими учителями.


Так возникла невольная аналогия «Советский хоккей –советские ВИА». Тема показалась мне интересной, и я решил попытаться ее развить, чтобы понять, где возникла та точка невозврата, пройдя которую две параллельные дороги разошлись, чтобы получить разные результаты.
Не скрою, были и сомнения в правомерности сравнения столь разных видов человеческой деятельности: спорт и музыка. Если сравнивать их в лоб, результат, вряд ли, может быть признан достоверным, но если же, сравнивать подходы к делу и достижение понятных и заранее декларированных целей, то различия в видах деятельности никакой роли не играют.
По этому поводу еще один фрагмент из беседы с Музыкантом:

Музыкант:
-По поводу сравнения с хоккеем я всё же не согласен. Спорт, в частности хоккей и футбол, это было массовое, всенародное "заболевание". Это вообще другой "космос". Каждый день по ТВ смотрели. А ВИА-концерты как часто смотрели ? Я бы даже и не стал сравнивать спорт и музыку. Говоря о музыке мы сейчас имеем ввиду не классику, а только ВИА-направление. Давайте тогда будем сравнивать науку и музыку. Или медицину и музыку...

Автор:
-Я не сравниваю хоккей с музыкой, как виды деятельности. Я сравниваю профессиональные подходы к достижению каких-то целей и в этом случае не важно, что сравнивается.
Существует такая пословица:
"Кто хочет делать, ищет способы, кто не хочет- ищет причины".
Хоккей появился на ТВ регулярно тогда, когда он стал мирового класса. До этого, кто хотел его увидеть ходили на стадион. Увидеть ВИА без всяких проблем можно было на концертах во всех городах и весях СССР. И отсутствие их на ТВ никак не мешало развитию самого жанра. Это был просто самый легкий и быстрый пиар, а не насущная необходимость развития жанра.


На этой оптимистической ноте и начнем сравнивать.
Продолжение.