Сергей Дьячков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


"Школьный бал" Сергея Дьячкова.

(февраль 2021 г.)

1

Сергей Дьячков.

В 1969 году Сергей Дьячков в поисках работы обратился к своему однокашнику по музыкальному училищу им. Гнесиных Павлу Слободкину, который в то время возглавлял, недавно созданный, ВИА "Веселые ребята". Новый коллектив остро нуждался в репертуаре и Дьячков показал Слободкину сразу много своих мелодий, а так же готовых песен. Музыка понравилась и Павел Яковлевич пригласил Сергея Константиновича работать вместе над новым репертуаром. При этом ничего из готовых песен Дьячкова Слободкину не приглянулось. Его не устраивали тексты песен.
Павел Слободкин.
1969.

Для написания новых Слободкин пригласил музыкального редактор радио Онегина Гаджикасимова, который сам писал тексты песен и сам же потом "проталкивал" эти песни в эфир. Забегая вперед скажу, что в итоге на музыку С.Дьячкова им было написано полтора десятка песен.

Первой песней Дьячкова в репертуаре "Веселых ребят" стала, записанная в ноябре 1969 года, "Алешкина любовь" (сл. О.Гаджикасимова). Песня вошла в первую пластинку ансамбля и стала их первым национальным хитом в следующем году.
Полагая, что успешный старт дает основания претендовать на что-то большее, Дьячков (который в это время нигде не работал) просит Слобдкина взять его в коллектив на работу. Однако Павел Яковлевич не проявил никакого желания это сделать. Причина этому понятно, Дьчков (как и Слободкин) был пианистом и мог претендовать в коллективе Слободкина только на его место на сцене. А Павел Яковлевич уступать это место не собирался. В итоге он устроил Дьячкова в ВИА "Девчата", который в этот момент, как раз готовил свою первую концертную программу и сам сидел без денег на репетиционном периоде.

Слободкин усиленно ковал новый репертуар для своего коллектива. В 1971 году у него дошли руки до очередной мелодии Сергея Дьячкова. Почти наверняка, слова к ней написал бы Гаджикасимов. Однако, в конце 1970 года в газете "Советская культура" прошла серия статей известных авторов, которые выступили единым фронтом против самодеятельных авторов песен. И, конкретно, против Гаджикасимова. Результатом этого стало серьезное снижение его возможностей в плане их продвижении в эфир.
Слободкин сделал попытку выйти на другого музыкального редактора радио Романа Майорова, который тоже писал песни. Правда, он был композитором. Результатом их сотрудничества стала только одна песня "Что со мной ты сделала" (Р.Майоров - М.Пляцковский).
Дальше этого ничего не пошло. Во-первых: после газетной дискуссии серьезно ограничили возможности всех музыкальных редакторов ГосТелеРадио, а во-вторых, нужен был текстовик, поскольку у Павла Яковлевича уже накопилось достаточно музыкального материала от Олега Иванова, Сергея Дьячкова, и куча иностранных песен, требовавших русских текстов.

И тогда Слободкин обратился к известной и легендарной личности- Павлу Леонидову. Он был на тот момент очень влиятельным концертным администраторов, который к тому же успел написать большое количество текстов к популярным песнями.


Именно его и привлек Слободкин для написания слов на музыку С.Дьячкова. Сам же Слободкин и задал тему- песня о школе.
Первые несколько вариантов ему не понравились. В итоге Леонидову пришлось восемь раз переделывать песню, которая в итоге получила название "Школьный вальс". Песня, минуя всякий худсовет, была записана на радио в 1971 году с индексом В (для временного хранения). "Веселые ребята" записали её с соло-вокалом Л.Бергера.

И тут в мае 1971 года у колектива и его руководителя возникли серьезные проблемы в Москонцерте. Слободкину стало и не до пластинок и не до новых песен. Жизнь внутри ансамбля замерла.
Это помешало Павлу Яковлевичу выпустить вторую пластинку, которая по своему потенциалу могла превзойти первую. Причем все песни для неё уже были записаны. С большой долей вероятности она должна была бы выглядеть так:
-"Баллада о погибшем отце" (Марьянович-Милявский);
-"Взявшись за руки вдвоем" (возможны другие варианты) (Долган-Гаджикасимов);
-"Портрет работы Пабло Пикассо" (Слободкин-Гаджикасимов);
-"Люди встречаются" (Гаваши-Жуков);
Все без исключения -СУПЕРХИТЫ. Забегая вперед скажу, что в итоге на "Мелодии" вышла только последняя.

Пока Слободкин решал свои проблемы, Дьячков, испытывая серьезные финансовые проблемы, попытался самостоятельно поработать с разными авторами и исполнителями. В частности он предложил Бергеру наложить вокал на свою старую инструментальную фонограмму к песне "Слова" (О.Гаджикасимов). Запись сделали на радио с помощью все того же Гаджикасимова, и она даже иногда попадала в эфир, но славы и особых денег не принесла.
У Дьячкова не было нужных связей в мире эстрады, и он не мог в силу своего характера заниматься их продвижением в эфир, а потому работать с ним было не выгодно. Вся надежда у него оставалась только на Слободкина.

К концу 1971 года Павел Яковлевич, наконец-то, уладил все свои дела в Москонцерте и даже отправился с коллективом в свою первую зарубежную поездке в Чехословакию. Из этой поездке он привез записи нескольких песен для будущей пластинке. Мне представляется, что она могла бы выглядеть так:
-"Что со мной ты сделала" (Майоров-Пляцковский);
-"Нет тебя прекрасней" (Антонов-Безладнова, Беляков);
-"Школьный вальс" (Дьячков-Леонидов);
-"Записка" (Дьячков-Гаджикасимов);
Опять - все СУПЕРХИТЫ. Забегая вперед скажу, что в итоге на "Мелодии" не вышла ни одна.

Новый 1972 год принес ансамблю "Веселые ребята" новые проблемы. В начале года группу покинули трое из четырех вокалистов: Бергер, Фазылов и Юлий Слободкин. Расписанный на год вперед гастрольный график трещал по швам. Срыв его грозил ансамблю расформированием, со всеми вытекающими из этого случая последствиями, для Слободкина лично. Ему опять стало не до пластинок- надо было искать новых музыкантов.
Учитывая сжатые сроки до начала гастрольного сезона, он дает в газету "Вечерняя Москва" объявление, что ВИА "Веселые ребята" набирает музыкантов. Беспрецедентная мера, никогда раньше не применявшаяся в Москонцерте.

С уходом Бергера Павел Яковлевич тормознул уже готовые для выпуска на пластинке песни «Нет тебя прекрасней" и «Школьный бал». Бергер готовился к эмиграции из страны, о чем прямо сказал Слободкину и тот побоялся использовать их в дальнейшем.
А с уходом Фазылова та же участь постигла и все песни С.Дьячкова в его исполнении. Кроме того эти песни выпали и из концертного репертуара ансамбля, что опять же отразилось на уровне жизни Сергея Дьячкова.

В 1972 году Юрий Маликов готовил дебютную пластинку своего нового ВИА "Самоцветы", но ему не хватало репертуара. Зная, что песни Дьчкова составляли значительную часть концертного репертуара "Веселых ребят", Маликов пригласил Сергея Константиновича к себе на репетицию, где показал своего нового солиста Валентина Дьяконова и попросил подобрать для него какую-нибудь песню для новой пластинки.
Юрий Маликов.

Хорошо понимая, что с уходом Бергера, песня "Школьный вальс" не будет иметь будущего в "Весёлых ребятах", Дьячков предложил эту песню "Самоцветам". Песня была отрепетирована и ансамбль поехал с ней на гастроли. Первое же исполнение её на публике вызвало шквал аплодисментов и так продолжалось все гастроли. Стало понятно, что это -суперхит и её надо быстро записывать на пластинку.
В конце 1972 года Дьячков и Леонидов представили песню на худсовете "Мелодии". Там к ней было высказано только одна претензия- почему она называется "Школьный вальс", если по мелодии вальсом она не является? Присутствующий тут же Леонидов, быстро изменил название на "Школьный бал" и в припеве в одном месте заменил слово "вальс" на слово "бал", что всех устроило. Так песня получила путевку в жизнь и право на запись.

В январе 1973 года вышла первая сольная пластинка ВИА "Самоцветы", где, как и предполагалась, песня "Школьный бал" стала главным хитом.
В течении 1973 года эта песня вышла на четырех пластинках, в том числе и на первом гиганте ВИА "Самоцветы".

Оборотная сторона первой пластинки ВИА "Самоцветы".

Без сомнения, это была одна из самых популярных песен 1973 года. Но тут случилось непредвиденное- Павел Леонидов подал документы на выезд из страны. А поскольку пластинки с этой песней пользовались бешеной популярностью и торговля постоянно требовала новых тиражей, то было решено убрать эту песню, заменив другой на ту же тему "Не повторяется такое никогда" (С.Туликов-М.Пляцковский).
К слову сказать, и эта песня стала в исполнении ВИА "Самоцветы" суперхитом, в какой-то мере, сгладив сожаление от "потери" "Школьного бала". Впрочем, тираж всех пластинок с "балом" был столь огромен, что каждый, кто хотел иметь её в своей коллекции, мог это сделать, поскольку пластинку эту из магазинов никто и никогда не изымал (как бы, потом об этом не рассказывали взахлеб). Старые тиражи были распроданы, а все новые пошли уже без неё.

При этом саму песню никто не запрещал к публичному исполнению, хотя П.Леонидов покинул страну в январе 1974 года.
Павел Леонидов.

Я кончил школу в 1974 году и на моем школьном балу эта песня была главным хитом в исполнении нашего школьного ВИА.
Более того, и "Самоцветы" продолжали исполнять эту песню в своих концертах.

Геннадий Жарков:

-На первой пластинке «Самоцветов» была записана песня «Школьный бал». Автор слов Павел Леонидов. Позже эта песня не вошла на большую пластинку из-за отъезда Леонидова. Вы ее исполняли на концертах?

На концертах мы ее продолжали исполнять. Песня имела большой успех. Но в связи с ней я вспоминаю, как ее исполнял Саша Барыкин. На гастролях в Сочи мы пересеклись с «Веселыми ребятами», и Саша зашел к нам в гости. Ему очень нравилась эта песня. Он ее так спел под гитару, что я сразу понял, что его исполнение гораздо интереснее Дьяконовского.



Для самого Сергея эта история закончилась плохо. Узнав, что Дьячков лично передал эту песню Маликову, Слободкин обиделся, и, не смотря на приятельские отношения с Сергеем, и то, что он был практически его «придворным» композитором, убрал все его песни из репертуара ансамбля, а его самого вычеркнул из числа своих знакомых, перестав с ним общаться.
Но, может быть, это было для Дьячкова и к лучшему. Поскольку, при другом раскладе он, вероятно, так бы и не встретился со Стасом Наминым.
А в нашей истории никогда бы не появлся ВИА "Цветы".
"Цветы":
Лосев, Дьячков, Намин, Фокин.