Валерий Колпаков.
Комсомольск-на-Амуре:
ноябрь 1984- декабрь 1986.
6
4. Генерал-лейтенант Чуйко Леонид Иванович.
В августе 1985 я стал начальником всего участка "Парус". При этом и строительство Гаража всё равно оставалось непосредственно за мной. Так же, если кто-то из офицеров уезжал в отпуск (45 суток) или заболевал, то их обьекты тоже оставались за мной.
На "Парусе" у нас была построена и временная котельная. Первоначально именно от неё мы делали теплотрассу для отопления Гаража.
Потом начали возводить и основную котельную будущего завода. По-моему начинал её Сергей Жарков, которого тоже перевели на "Парус". Когда собрали каркас здания, встал вопрос, как возводить трубу. Специалистов, которые могут возводит такие сооружения (труба из кирпича высотой 60 м)- единицы. Никому из нас никогда до этого не приходилось не то что строить, но даже видеть, как это делается.
Дымовая труба котельной.
|
И вот для этой работы из Хабаровска Главк прислал нам специалиста. Это был пожилой человек (около 50 лет), каменщик по профессии, специализировавшийся на возведении дымовых труб. Ему дали в помощь двух солдат. И вот эти три человека возводили эту трубу.
Каменщик выкладывал трубу находясь внутри неё. По мере её роста он, внутри переставлял свой настил всё выше и выше. У него был маленький ручной кран, типа гуся, с помощью которого снизу ему подавали раствор и кирпич.
Первое время вокруг этой стройки собирались почти всё офицеры "Паруса", всем было интересно на это смотреть. Потом привыкли.
Сегодняшнее фото.
На переднем плане в центре разобранная в 90-х котельная. Рядом груда битого кирпича- всё, что осталось от этой трубы.
|
В какой-то момент Манохин сказал мне, что к нам на "Парус" с инспекционной поездкой прибывает начальник Главспецдальстроя Герой Социалистического труда генерал-лейтенант Чуйко Леонид Иванович. О нем говорили, что крут на расправу за малейшее прегрешении. Что офицеров снимает с должности на раз и отправляет служить в самые глухие углы Дальнего Востока. Кадровые офицеры его старались избегать при любой возможности.
Хабаровск 09.05.1985.
Начальник Хабаровского Высшего военно-строительного училища генерал-майор Лебедев Л.К., начальник Главспецдальстроя генерал-лейтенант Чуйко Л.И., командир 129-й учебной мотострелковой дивизии генерал-майор Умеров М.Т., председатель Центрального райисполкома Марченко В.П. и начальник ПО 129-й УМСД подполковник Сытник В.С..
|
Я спросил Манохина:
-Чем приезд Чуйко нам поможет в работе? Может улучшится снабжение материалами и механизмами?
Он ответил:
-Ничем не поможет. Если бы он привез с собой эшелон цемента или чего-то еще такого же... А так с ним приедет свора его приближенных, которые будут записывать каждое его слово и выискивать недостатки.
В итоге так и оказалось. Но сначала мы всем управлением готовили какие-то большие чертежи и графики к его приезду. В верхнем углу каждого такого листа был обязательный штамп "Утверждаю. Начальник ГСДС генерал-лейтенант Чуйко Л. И.".
Наконец, он приехал. Это было в конце лета 1985 года. Стояла жара за 30 градусов. Для приема гостей мы соорудили навес, где должно было пройти совещание по обьектам завода "Парус". Чуйко приехал со своей свитой, в которой было человек 20 офицеров, рангом не ниже подполковника. Его уже встречали руководители УС-103 и дирекция строящегося завода. От СУ-257 были Манохин, начальник ПТО майор Зайцев и я.
Процедура была следующей. Сначала совещание между руководством. Потом от каждого строящегося обьекта приходил офицер-прораб и докладывал о состоянии дел на своем обьекте, озвучивал пожелания и просьбы.
Надо отметить, что в этот период Ашихан Калибеков находился в отпуске и мне пришлось отчитываться и за Гараж и за КНС.
Тут мне необходимо сделать небольшое пояснение.
КНС (канализационно-насосная станция) представляла из себя железо-бетонное кольцо диаметром 16 м (?). Технология строительства её была следующая. Сначала на ровной поверхности делается опалубка бетонного кольца нужного диаметра, высотой 1 метр. Внутрь опалубки устанавливается арматурный каркас и всё это заливается бетоном. Когда бетон наберет необходимую прочность, грунт из внутренней части кольца начинают вынимать до тех пор, пока кольцо под собственным весом не осядет. Дальше опять ставят опалубку, наращивают кольцо и опять осаживают его. И так до тех пор пока дно кольца не ляжет на проектную отметку. Это называется- методом опускного колодца.
Сначала грунт изнутри выбирали солдаты вручную, потом туда опустили экскаватор на базе трактора "Беларусь" (другого не было). Он грузил грунт в металлические емкости, которые краном вынимали на поверхность. Неудобства этого экскаватора было в том, что он не был полноповоротным. Его ковш, мало того, что был небольшого объема (0,12 куб. м), так и имел очень узкий горизонтальный сектор захвата. Копнув 3-4 раза, ему приходилось переезжать по кругу дальше. Он больше перемещался в кольце, чем копал, поэтому там же в кольце продолжали работать военные строители.
Вот нашел фото в Сети для иллюстрации.
|
Возвращаюсь к встрече с Чуйко.
Когда пришла моя очередь ему докладывать, я подошел к нему строевым шагом и доложил:
-Лейтенант Колпаков, обьекты "Гараж" и КНС.
Выглядело этот так. Сам Чуйко сидел посреди помещения на стуле, все остальные присутствующие стояли. Непосредственно около него стояли несколько полковников с блокнотами в руках. Они записывали все распоряжения Чуйко.
Я отчитался по Гаражу и перешел к КНС. В конце доклада в качестве пожелания попросил предоставить мне полноповоротный экскаватор для более эффективной выемки грунта. Ответ Чуйко был буквально следующим:
-Вместо полноповоротного экскаватора я даю тебе, лейтенант, полноповоротного половника, который и обеспечит тебя всем необходимым. Закрепить за обьектом КНС главного механика УС-103 полковника ... (не помню фамилию).
Я уже собрался уходить, как вдруг Чуйко мне говорит:
-А почему ты, лейтенант, нарушаешь форму одежды? Почему не застегнута верхняя пуговица на рубашке?
-Виноват, товарищ генерал-лейтенант.
-Пять суток ареста.
Этому предшествовала такая история. В жару мы на "Парусе" ходили с расстегнутым воротом рубашки и со спущенным галстуком. Манохин к этому не придирался. Но к встрече с Чуйко нас специально предупредили, чтобы были одеты по форме, так как он к этому особенно придирчив. И вот когда подходила моя очередь докладывать, я вдруг обнаружил, что верхняя пуговица на моей рубашке оторвалась. Чтобы этого не было видно, я потуже затянул галстук на шее и под него заправил ворот рубашки. Но, видимо, когда я подходил к Чуйко, печатая шаг и козыряя, ворот вылез из-под галстука, и я получил пять суток ареста.
Когда Чуйко со свитой уехал с "Паруса" ко мне подошел главный механик УС-103, мы с ним обсудили варианты механизации процесса земляных работ на КНС, и он тоже уехал. Больше я его не видел.
Что касается ареста, то я даже не расстроился. К тому времени я уже так замотался на работе, что пять дней ареста воспринял, как пять выходных. Тут была еще одна тонкость. В Комсомольске-на-Амуре не было офицерской гауптвахты, и чтобы отсидеть эти пять суток мне надо было ехать в Хабаровск. На следующий день я радостный захожу к Манохину за направлением на гауптвахту в Хабаровск. Он на меня посмотрел и говорит:
-Гауптвахту отменяю. На работу, кругом, шагом марш.
И я пошел на работу.
Что касается тех чертежей и графиков, которые мы усердно готовили к его приезду, то он их, конечно, подписал, но после его отьезда их убрали с глаз долой и больше о них не вспоминали.
Сегодня, оглядываясь назад, могу сказать, что толку от этого выездного заседания не было никакого. Тут Манохин оказался прав. В нашей работе ничего не поменялось. Свои трудности и недочеты мы видели сами лучше кого бы то ни было. И сам начальник ГСДС обладая большой властью и административным ресурсом помочь нам, обьективно говоря, ничем не мог, потому что в рамках его ведомства шло настолько масштабное строительство, что имевшихся ресурсов на всё не хватало. Дать кому-то больше можно было только отобрав что-то у других.
На эту тему я даже сочинил "Песню о механизмах" на мотив "Паромщика" (И.Николаев):
Как тяжело живется нам
С началом лета.
С нас план трясут и день и ночь,
А плана нету.
И нас ругают без конца
И ставят клизьмы.
Не понимая, что нужны
Нам механизмы.
Струиться время без конца
В какой-то роще
Стою на "Парусе" один я, как паромщик.
Нас с "Комацу" соединить
Паром не в силах
Нам никогда не возвратить
Того, что было.
Разлук так много на земле,
Но, как ни странно,
Страшна разлука не с женой,
А с автокраном.
Упала ранняя звезда
Задев экватор,
Замолк навеки на ОРУ*
Мой экскаватор.
На ГПП творится блуд и ананизмы
А виноваты здесь одни лишь механизмы.
ОРУ -отдельное распределительное устройство. Объект входивший в состав ГПП (главной понижающей подстанции).