Чермен Касаев

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


ГосТелеРадио СССР и Чермен Владимирович Касаев

ноябрь 2022

4

4. После Лапина.

Чермен Касаев:

Вопрос: Все-таки мне кажется, что тогда вкусовщины было гораздо меньше, чем сейчас.

-Безусловно, была и вкусовщина, но потом появилась и меркантильность. Сейчас об этом везде пишут. Я думаю, что началось это с уходом Лапина. Ему ведь поразительно хватало времени на всё!

Празднование 80-летия со дня рождения Коккинаки Владимира Константиновича (1984).
Коккинаки В.К. и Лапин Сергей Георгиевич с супругой.

Итак 16 декабря 1985 года С.Г.Лапин покинул пост Председателя ГосТелеРадио. Его сменил Александр Никифорович Аксёнов и проработал до 1989 года.
Что было дальше?
Стало ли ТВ лучше, свободнее, честнее?

Чтобы оценить перемены, ослабление цензуры и прочие вкусности либеральной демократии, разберем материал из газеты "Советская культура" от 11 апреля 1987 года "Менеджер с ЦТ".
Уже почти полтора года нет Лапина, уже пришел Горбачев и началась перестройка.

В чем суть материала?
Осенью 1985 года у Центрального ТВ, Эстонского ТВ и Таллинского Дворца спорта возникла идея проводить большие эстрадные концерты под названием "Звездопад". На основе этих концертов ТВ снимет телеверсии, которые будет потом демонстрировать на ТВ. Выгоды от подобного альянса были очевидны.
И вот в результате такого сотрудничества к моменту написания этой статьи было сняты три телешоу, попавшие потом на всесоюзный телеэкран : "Лабиринт", "Здравствуй, мир, здравствуй, друг!" и "Суета вокруг кота".
Дальша цитата из статьи:

И ВОТ ТЕПЕРЬ после полутора лет сотрудничества настало время спросить, состоялся ли развлекательный цикл из Таллина? Увидели ли мы на всесоюзном экране яркие зрелищные шоу: с драматургическими находками, неожиданными приятными встречами, многочисленными песенными премьерами, дебютом творческой молодежи и известных артистов в амплуа, прежде неизвестных широкой публике?

Ответим коротко, исходя из отзывов в прессе и зрительских писем, - программы эти зачислять в актив ТВ нельзя: качество их вызывало нелестные оценки. От себя добавим: создать такие "зрилища" можно было, и не выходя за пределы Останкино.

Так зачем же московская сьемочная группа (постоянное ядро которой составляли музыкальный редактор С.Карпов и директор В.Шуленин) ездила в город старого Тоомаса? К слову, только в минувшем году Сергей Карпов провел там почти два месяца.


Мало того, что все музыкальные номера подбирали и утверждали гости из Москвы, а музыкальный редактор Сергей Карпов по совместительству оказался и автором сценария. При этом первый сценарий обошелся в 1000 рублей, а последний втрое больше.

Цитата:

группа сценаристов из работников ТВ, обосновавшаяся при Таллинском дворце культуры и спорта: С.Карпов, М.Тальвик, Е.Чаплыгина не гнушались дружеского плагиата. Обратим внимание на родственность телепрограмм "Лабиринт" и "Суета вокруг кота", созданных с разницей в год... Телесуету-86 (автор сценария М.Тельвик, режиссер Л.Карпин, муз. редактор С.Карпов) отличал от Телесуеы-87 (автор сценария Е.Чаплыгина, режиссер Л.Карпин, муз. редактор С.Карпов) фактически только сиамский кот.

Кадр из тепрограммы "Новогодний лабиринт" (1986).

При этом надо понимать, что в таллинском Дворце спорта за полтора года прошла целая серия этих концертов, из которых были затем смонтированы три названных выше телепрограммы.

Цитата:

Со временем обнаружились и другие тревожные тенденции. В частности телепрограммы из Таллина превратилась как бы в порт постоянной приписки ряда исполнителей и коллективов...

О феномене поразительной стабильности участников телепредставлений, организуемых С.Карповым, стали всё громче говорить в артистических кругах.

Приватные застолья, фирменные шоколадные наборы, сувениры- на какие только ухищрения не шли исполнители, чтобы ублажить музыкального редактора. Стремление всячески угодить ему было порождено той обстановкой, которую он создавал, приглашая на пять-шесть концертов "Звездопада" десятки артистов, каждый из которых прекрасно знал, что эфирное время передачи ограничено. К тому же Карпов искусственно подогревал нездоровый ажиотаж, отстраняя от концертов то одного, то другого исполнителя, а иногда и просто обманывая их.


Телепрограмма "Суета вокруг кота" в итоге даже не была утверждена в музыкальной редакции ЦТ, но это не помешало ей выйти на экран. Музыкальный редактор обладал неограниченными правами в подборе исполнителей для неё.

Цитата:

В передаче, которая длилась около полутора часов, Ирина Понаровская, например, появилась четырежды, её муж певец В.Родд,- дважды. Нашлось место даже их симпатичному малышу. Другим же популярным участникам ноябрьских "Звездопадов": композитору И.Николаеву, поэту М.Таничу, певцам А.Асадуллину, М.Ляник, ансамблям "Земляне", "Круг"- места ... не нашлось вообще.

При этом надо понимать, что эти артисты в Таллине выступили, но в окончательный вариант телепрограммы для ЦТ не попали. Проще говоря, их "вырезали". В отличии от, например, тульского ансамбля "Маки", который попал во все телепрограммы из Таллина. Пострадавшие обратились за разъяснениями в Главную редакцию музыкальных программ ЦТ, но ответа не получили.

В статье приводятся слова первого зама председателя Гостелерадио Л.Кравченко, которые позволяют понять причины подобных явлений:

К сожалению, сейчас сложилась такая ситуация, что почти при каждом музыкальном редакторе "вертится" определенный круг людей. Конечно, у них могут быть творческие, товарищеские отношения, они могут быть просто друзьями. Но порой этого достаточно, чтобы музыкальный репертуар формировался по признаку дружеских, приятельских отношений. А это уже недопустимо. Здесь мы будем непримиримы".

Хотя Кравченко говорит, что "СЕЙЧАС сложилась такая ситуация", но в реальности, все это было и при С.Лапине. А началось еще и до него. Но, когда он пришел на ТВ, то уволил почти всех прежних главных редакторов и тем разрушил старую музыкальную тусовку. И дальше очень жестко пресекал "служебные возможности" своих работников, особенно музыкальных редакторов. И тем самым только увеличивал неприязненное отношение к себе среди подчиненных.

Пришедший на смену Лапину новый руководитель ничего подобного не сделал.
Статья в газете не осталась без последствий, что было вполне предсказуемо: Карпова уволили. Однако другие остались и ТВ семимильными шагами зашагало "к свободе".