Валерий Колпаков.
Списки Лапина
октябрь 2022 г.
3
В 2013 году появился телефильм "Список Лапина. Запрещенная эстрада". Из анотации к фильму:
Всемогущий глава Гостелерадио Сергей Лапин самолично приговаривал артистов к безвестности и, без преувеличения, ломал их судьбы. По сути, отстранение от эфира было "казнью" певца или певицы. Лапин изменил облик, характер, мелодику и всю атмосферу советской эстрады. Он выдавил из эфира практически всё лирическое, задушевное, человеческое. Что надо зрителю? Он знал лучше зрителя. В фильме рассказывается о том, как сложились судьбы артистов, попавших в "лапинскую машину".
Участники: Аида Ведищева, Вероника Круглова, Нина Бродская, Ирина Бржевская, Галина Ненашева, Лариса Мондрус, Стахан Рахимов, Алла Иошпе, Юрий Шерлинг и другие.
Этот фильм построенный на чудовищных вымыслах и фантазиях, людей никогда с Лапиным не встречавшимися. Фильм абсолютно неправдивый, сотканный из сплетен и мифов изложенных некоторыми из тех, кто не смог удержаться на гребне славы 60-х. Большинство из них покинули "угнетавшую" их страну и ринулись заграницу в поисках творческой свободы.
Там никто из них не добился и десятой доли успеха, который они имели в СССР. И теперь с экрана стремятся убедить нас в обратном, попутно пытаясь оправдать свой отъезд перед собой.
В фильме неоднократно упоминается "список Лапина", в которым были имена запрещенных (или не рекомендованных) к показу на ТВ артистов. Такого списка на ТВ никогда не существовало. Это всё фантазии.
-Их жизнь сложилась, так, как сложилась. В начале успешного пути они представляли свою дорогу иначе. И потому даже спустя десятилетия в душе еще свежи обиды. Понять их не сложно. Ведь если бы они и их песни остались бы с людьми, а не отправились в изгнание, возможно мы все жили бы немного иначе".
Это финальная цитата фильма. Как говаривал один советский разведчик:
-Лучше всего запоминается последнее.
Отсюда сделаю вывод: создатели фильма убеждены в том, что если бы эти люди (вполне определенной национальности) остались, то мы бы сейчас жили лучше.
Авторы фильма просто несостоятельные люди в подобной тематике и взялись явно не за свое дело.
Чтобы не быть голословным разберу эту цитату.
Как мы правильно поняли герои фильма обижены. До сих пор.
На кого вы думаете, если название фильма "Список Лапина. Запрещенная эстрада"?
Не угадали, на на Лапина. Или точнее не только на Лапина.
На страну с названием СССР. Которую Мондрус называет Режимом.
Авторы фильма очень переживают, что вот если бы "их" песни остались бы с людьми (в СССР), а не отправились в изгнание (Германия, США и пр., где людей по версии авторов не было), то...
Специально для этих авторов скажу (а вдруг прочитают), все эти песни остались с ЛЮДЬМИ. Они вышли на миллионах ГП "Мелодии" и все желающие могли их в любой момент послушать.
И кстати, а причем тут изгнание?
Все эти люди уехали совершенно добровольно.
Я уже неоднократно говорил, что всю музыкальную политику на ТВ определяли редактора. Вокруг каждого редакторы сложился свой круг "приближенных" артистов.
В 2006 году я общался с
Виктором Дорохиным, и на эту тему он высказался так:
-Это сейчас деньги за промоушен на ТВ берут определенные официальные структуры. А тогда это было, естественно, неофициально. Но это было всегда. Правда, в годы застоя это называлось: "чай, колбаса, цветной телевизор", то есть все дружили с определенными музыкальными режиссерами и редакторами. Потом все это переросло в ценные подарки и конверты. А позже стали официально брать деньги за рекламу клипа.
Когда Лапин пришел в ГТР, он поменял почти весь состав главных редакторов Центрального телевидения и ликвидировав Генеральную дирекцию телевидения как лишнее звено между творческими коллективами. Всего он убрал более 1,5 тыс. сотрудников. Это сразу разрушило сложившийся круг постоянных персонажей ТВ экранов. "Герои" этого фильма, как раз, в этот круг входили. Так для них настали "времена запретов". Новых редакторов надо было "заинтересовывать" собой вновь, а это процесс сложный и долгий, и очень конкурентный. "Нашим" героям он не удался. Их оттеснили другие, заняли их места и так же сплоченно препятствовали появлению там следующих молодых и подающих надежды.
В самом начале 1984 года в газете "Советская культура" выйдет заметка
"В час досуга", где будет обзор музыкальных программ ТВ в прошедшую новогоднюю неделю 1983 года. В конце её будет написано:
К сожалению, не все создатели развлекательных программ обременяют себя поисками новых имен. Минувшая теленеделя, где десяток "звезд" блуждая из передачи в передачу, ещё раз показала, что куда легче и удобнее раскладывать пасьянс из "числа наиболее известных исполнителей", находящихся, что называется, под рукой, чем открывать новые.
Возвращаясь к "героям" фильма, следует сказать:
-И слава Богу, что они уехали из страны, потому что в противном случае не произошла бы смена поколений, которая смела прежнюю эстрадную элиту и дала других более интересных исполнителей.
В частности и жанр ВИА появился на свет благодаря этой смене поколений, которая вызвала и появление новых музыкальных идей. Кстати, застой и умирание ВИА Эры на рубеже 80-х годов был вызван в том числе и тем, что его лидеры и основатели, носители "западной идеологии" вовремя не были вытеснены из него, и оставаясь внутри жанра разрушали его, не замечая, как изменилось время и зритель. В этом жанре процесс обновления эстрадных элит не произошел. А что бывает, когда такой процесс не происходит, хорошо видно на примере современного российского ТВ.
Вообще, довольно странно, что нытье по поводу "изгнания" из публичного пространства исходило только из рядов советской эстрадной интеллигенции. При этом оно (изгнание) всегда было, по их мнению, несправедливым. Хотя каждый из них прекрасно знает причины своего выпадению из "колесницы успеха". И эти причины далеки от тех, которые они излагают в кадре.
Представим себе, что подобные стенания мы бы сейчас слушали от бывших советских хоккеистов. Про которых снимали бы такие фильмы "Список Чернышева и Тарасова. Запрещенный хоккей", в котором хоккеисты 50-х не попавшие в состав сборной в 60-е жаловались на новых тренеров сборной. Набор претензий был бы таким: они не любили "Спартак" и евреев.
Как бы большинство из нас это восприняло?
Скептически.
Хотя сами лично Чернышев и Тарасов, наверняка, "Спартак" не любили, но это не мешало им приглашать в сборную лучших представителей этого клуба. При этом надо признать, что субъективные причины в формировании команды безусловно присутствовали. Но это всегда считалось нормальным, поскольку руководитель ВСЕГДА ЛИЧНО отвечает за результат.
А Чернышов и Тарасов давали этот результат.
При этом обиженные хоккеисты за рубеж не бежали в надежде найти там других тренеров и оттуда не рассказывали сказки, что в сборную их не взяли потому что на партсобраниях они не пели песни про партию, а в игре предпочитали канадский стиль.
Все это выглядело бы не реалистичным и показушным.
Таковым и стал фильм "Список Лапина".
Кстати, те же авторы в 2022 году родили очередную поделку такого же рода с символическим названием "Список Фурцевой. Черная метка". Причем некоторые герои из первого фильма перекочевали и во второй. Так например, Валерия Ободзинского "уничтожал" не только Лапин, но и Фурцева. Поскольку эту
историю я знаю довольно хорошо, то могу сказать, что и второй фильм построен на таких же фантазиях и полном незнании принципов функционирования система государственной власти СССР, как и первый.
Но это уже другая история.