Лапин, наверняка, сделал много ошибок, но большинство из тех, которые ему приписывают являются выдуманными.
Принято считать, что он убрал прямой эфир с ТВ, чтобы никто не мог сказать лишнего. На самом деле, не это было главным. Да и что такого "лишнего" мог
сказать в прямом эфире приглашенный?
Призвать к свержению Брежнева или воззвать к свободе политзаключенных?
Ерунда, ничего этого не могло быть.
Прямой эфир намного сложнее в трансляции и поэтому телевизионщики его не любили. Гораздо проще трансляция записанной заранее передачи, поэтому когда
появились новые технические средства записи прямой эфир стал менее востребован.
Вспоминает Игорь Кириллов (ведущий "Голубых огоньков"):
-Мы любили новогодние "Огоньки", в которых идеология присутствовала меньше всего. Но здесь возникали другие сложности. Некоторые приглашенные начинали провожать старый год слишком рано. Когда их сажали за столики и давали свет, хмельное состояние участников было слишком заметно. Поэтому прямой эфир существовал недолго. "Огоньки" стали снимать киноспособом на Мосфильме, а потом в студии на Шаболовке.
Кроме того, мало кому удавалось не впасть в ступор при изложении своих мыслей перед телекамерой или микрофоном.
Вот Егоров рассказывает:
-Однажды у нас случился конфуз с известным и влиятельным тогда академиком М. Б. Митиным. Мы записали его лекцию о марксизме на
видеопленку, но когда я посмотрел запись, то понял: «Надо переписывать!». Услужливые сотрудники донесли академику, что главный
редактор забраковал его выступление. Марк Борисович возмутился: «Я эту лекцию читаю больше десяти лет, и никто не находил в ней ошибки!»
Мы пригласили академика в редакцию, еще раз вместе посмотрели запись, и... после просмотра Митин вскочил и бросил: «Больше ноги моей на
телевидении не будет!».
Действительно, больше на телевидении мы его не видели. А в чем же все-таки было дело? А в том, что, когда академик говорил о, казалось, великих
истинах, глаза его бегали, вся его поза выдавала неуверенность. Создавалось впечатление, что он говорит одно, а думает другое... Стало очевидно:
магия высокого ученого звания не должна заслонять вопроса, может ли конкретный человек, приглашенный на роль ведущего, быть
действительно ведущим, органично вписываться в специфику телевидения, уметь доверительно общаться с миллионами телезрителей, сидящими по ту
сторону экрана. (Видимо, это понял и академик.)
Такое умение приходит не сразу, а опыта общения телеведущих со зрителями тогда еще было мало. Десятилетия потребовались для того, чтобы в стране
сформировался отряд популярных, творчески одаренных телевизионных публицистов.
Более того, даже в прямом эфире использование фонограмм было довольно распространенным явлением задолго до прихода Лапина. В газете "Советская культура" еще в 1969 году развернулась оживленная дискуссия на эту тему.
Принято считать, что Лапин лично просматривал все телепрограммы на предмет нахождения в них крамолы. Авторы подобных рассказов почему-то даже не
удосуживаются оценить их с точки зрения здравого смысла. Тогда были четыре ТВ-программы. Одна из них (третья) - учебная. В среднем в неделю (в 1970
году) было 150 часов вещания. А всего в неделе было 7*24=168 часов.
Мог ли Лапин просматривать все телепередачи?
А ведь в составе ГТР было и Творческое объединение «Экран», которое снимало больше сотни фильмов в год и их он тоже должен был просматривать.
Письмо Лапина главному редактору музыкального радиовещания Черкасову.
В книге "Непдведенные итоги" Эльдар Рязанов рассказывает такой случай:
-Нам дали разрешение — печатать копию на одну пленку. После этого оставалась последняя инстанция — просмотр фильма Мамедовым, первым грозным замом
Лапина. Сам министр, как правило, не смотрел развлекательные передачи и фильмы. Он держал руку на пульсе высокой политики — трансляции
правительственных мероприятий...
В начале декабря мы ... прибыли в просмотровый зал Гостелерадио. Вскоре в зал вошел Мамедов... После того как картина кончилась, Мамедов буркнул
что-то невнятное, причем не в переносном смысле, а в прямом, — что мы предпочли трактовать как одобрение. При этом присутствовал Хессин и сразу же,
как опытный царедворец, поволок меня одного к Лапину — сообщить о том, что фильм готов и принят. Меня, усталого, опустошенного, ввели в кабинет
министра, и я должен был там что-то изображать. Хессин в беседе ввернул шефу, что картина «О бедном гусаре...» закончена.
— Мамедов смотрел? — поинтересовался Лапин. Я утвердительно кивнул.
— Мамедов смотрел? — еще раз спросил Лапин у Хессина, и я понял, что он мнению Мамедова придавал большое значение.
Лапин лично смотрел разные телепередачи. В том числе и развлекательные. Но только те, которые имели большой общественный резонанс или большую
популярность. К ним относились финальные выпуски "Песни года" и "Голубые огоньки". И даже эти программы он просматривал выборочно, по своему
усмотрению. За то, что в них происходило отвечали главные редактора, которым Лапин вполне доверял. Кроме того, все его замы курировали различные
направления телевизионной жизни. Лапин вмешивался в телевизионную кухню в основном тогда, когда там возникали споры, конфликты, писались жалобы или
его просили об этом "сверху".
Михаил Шабров в книге "Доктор Шлягер" приводит такой эпизоод:
Немногословен он был и когда посмотрел в 1980 году музыкальный телефильм «От сердца к сердцу». Для Лапина в этом фильме все было необычно.
Необычен был Лев Лещенко, который в фильме сменил привычный для него строгий концертный костюм на клетчатую рубашку и джинсы, необычны были песни,
которые он исполнял, не торжественно-лиричные или гражданские, как «День Победы», например, а веселые озорные, да еще в стиле кантри, и, наконец, не
то что необычно, а просто ужасно, хуже придумать было просто нельзя — композитором этого фильма был Вячеслав Добрынин.
Лапин досмотрел фильм до конца, хотя мог этого и не делать.
— Что это за дискотечные афро-кубинские ритмы? — спросил он и, не дожидаясь ответа, — на одном дыхании выговорил:
— Нам такой Лещенко не нужен, его портят всякие Добрынины.
И это при том, что популярность Лещенко была как минимум наполовину обеспечена песнями Добрынина.
Фильм, на который и Добрынин, и Лещенко потратили уйму времени и творческой энергии, фильм, с которым они связывали творческие надежды, было
приказано размагнитить.
Про "размагнитить" это любимая тема советской творческой интеллигенции, которая очень слабо знала, как устроена жизнь вне их узкого ареала обитания.
Вот Шабров проработал на "Мелодии" почти 20 лет, но при этом он не привел в своей книге не единого случая, как там размагничивали записи. На ТВ он
не работал ни одного дня, но, как там это делали, он знает. Как знает- другой вопрос. Забегая вперед скажу, что фильм этот существует до сих пор и
его легко найти в Сети.
А теперь сравним рассказ Шаброва с рассказом об этом же событии его непосредственного участника Льва Лещенко. В своей книге "Апология памяти"
он пишет:
А в следующем, 1979 году в объединении «Экран» режиссер Владимир Македонский снимает телефильм «От сердца до сердца» в жанре киношоу с
оригинальной музыкой Вячеслава Добрынина. Картина посвящается предстоящей московской Олимпиаде-80. В главной роли занят я. Зрелище, на мой взгляд,
получилось очень современным — море музыки, балет, различные ансамбли… Словом, стопроцентное музыкальное шоу. Все, кто его видели, были в восторге. И
тут некто Шалашов, узнав, что Лев Лещенко чуть ли не подпольно делает на «Экране» телефильм, берет тексты наших песен и летит с ними к тому же Лапину:
— Вот, опять какая-то подпольщина, все тот же Добрынин, тот же Лещенко!.. Почему обошли нас — музыкальную редакцию ТВ? Уж очень подозрительно все это!
Лапин вновь вызывает меня на ковер:
— Лев, ну что это за песни такие? Чушь какая-то: «Видишь, я в глазах твоих тону»! Как это можно — утонуть в глазах? И вообще — бред, ерунда,
банальщина…
Что ему можно было возразить? Что эти стихи написал превосходный поэт Михаил Пляцковский?.. Словом, закрыли нам этот эпохальный проект. Так и
пролежал этот ролик на полке до 1990-х годов. А потом, когда я его вновь просмотрел, вижу — уже поздно. Кино надо показывать вовремя. То есть дали
мне опять по шапке, и все, так сказать, «за связь» с Добрыниным. Досталось от грозного Лапина и главному редактору «Экрана» за якобы допущенную им
растрату…
Как мы видим из этого рассказа, Лапин этот фильм не смотрел и, соответственно, весь диалог в версии Шаброва- фантазии автора.
По версии Лещенко конфликт спровоцировал Шалашов.
Шалашов Алексей- главный редактор, Марат Ларин- режиссер и Чермен Касаев-редактор.
Шалашов Алексей Васильевич- главный редактор главной редакции музыкальных программ ТВ. Он определял всю музыкальную политику телевидения совместно с другими редакторами- его подчиненными.
Со слов Лещенко Шалашова возмутило, что фильм снимался в обход главной редакции музыкальных программ ТВ. В общем это было справедливое возмущение. С одной стороны фильм снимался для ТВ и значит, должен был пройти через главную редакцию музыкальных программ, а с другой стороны у ТО "Экран" были свои редактора.
Когда ТО "Экран" снимало телефильм, то всю музыкальную часть формировали режиссер, композитор и редактор фильма на основе утвержденного сценария. А вот сам сценарий, проходил согласование с главной редакцией музыкальных программ ТВ. Тем более, если фильм был музыкальный.
В данном случае музыкальную редакцию, как-то обошли. Поскольку Шалашов пожаловался Лапину на Лещенко, то (рискну предположить), что это согласование обещал обеспечить Лев Валерьянович. И фильм начали снимать без этого. И, вероятно, по не утвержденному сценарию.
Но даже при этом Лапин высказывал претензии не к композитору Добрынину, а к авторам текстов песен. В итоге фильм на экраны не вышел. Я не верю, что причиной тому стали тексты песен. Эти песни (сами по себе), наверняка, уже были приняты худсоветом ТВ. Скорее всего, причиной закрытия фильма стало нарушение финансовой дисциплины, когда на не утвержденный должным образом сценарий были выделены деньги и начались сьемки. Только этим можно объяснить фразу "Досталось от грозного Лапина и главному редактору «Экрана» за якобы допущенную им растрату…
Да и сам по себе, на мой взгляд, фильм слабый. Особенно в режиссерском плане. Убогие декорации,артисты массовки одеты кто во что горазд, как шантрапа. Большая часть сьемок сделана явно во время репетиций.
Какое там "посвящение московской Олимпиаде-80"?
Смешно!
А о том, как "размагничивались" записи можно прочитать ТУТ.