Как джазмены Родину подрывали.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков.


Как джазмены Родину подрывали.

июль 2015

... джазовые музыканты очень сильно
испортили советскую популярную музыку.
И выражение "совок"
(хотя сам термин появился значительно позже)
применительно к советской музыке,
которое употребляли ВИАшники и рокеры-
результат работы джазменов на эстраде.
Главный вред исходил, конечно, от ансамбля "Мелодия".

Автор.


Автор.
(Фото С.Соловьева).
После расформирования оркестра Людиковского часть его музыкантов-джазменов во главе с Гараняном пристроилась на "Мелодии". Они стали штатным студийным ансамблем на записи пластинок. И это очень сильно испортило продукцию фирмы с одноименным названием.
Почему это произошло, легко обьяснить. Джаз, возродившийся в СССР после фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году приобрел широкую популярность в узких кругах интеллигенции больших городов. Джазовые составы стали заполнять танцплощадки, вытесняя оттуда духовые и прочие оркестры. К середине 60-х это движение стало превалировать в среде "передовой" молодежи. Но всеобщей популярности не было, ибо джаз был в основном инструментальной музыкой. А душа народа требовала песен.
А в это время "их Запад" уже готовил новую "свинью" "нашему западу"- наступала эпоха Битлз. Эта эпоха проникла в СССР так же, как когда-то джаз, через западные радиоголоса. Народившиеся от этого "святого духа" советские бит-группы кинулись заполнять Дома культуры, где к тому времени прижились джазовые коллективы.
Популярность нового явления была столь стремительной и повсеместной (чего джазмены так никогда и не достигли), что "его продукты" стали вытеснять старожилов с танцплощадок и из всех других музыкальных мероприятий. Так зарождался конфликт. Большинство джазменов так до сих пор и не любят ВИА.

Из моей беседы с Виктором Дорохиным:

-Когда я пришел в ансамбль,то наделал массу ошибок, которые грамотный музыкант не должен делать. У меня в тот момент были большие и неоправданные амбиции. Я считал, что если человек не играет джазовую музыку, то он уже и не музыкант.

-Тогда, мне кажется, у многих джазовых музыкантов такое мнение было.

Да. Ну, кто такие были для нас Битлз, когда есть Майлз Девис? Кто такой Ринго Стар, когда были Билли Кобам или Бади Ричи? Если с таких позиций рассматривать Ринго Стара, то это вообще был не барабанщик. А Битлз просто оказались вовремя в нужный час в нужном месте.


В те времена подобные высказывания джазменов можно было понять: какая-то самодеятельная шантрапа (авантюрист, ловкий обманщик и пройдоха) с примитивной музыкой на три аккорда вытесняет с насиженных мест великих музыкальных гуру "тогдашности". Надо признать, что для подобных упреков были основания.

Из моей беседы с Олегом Кичигиным (бас-гитарист ансамбля В.Ободзинского):

-Я могу сказать о себе. Первых битлов я слышать не мог. Это была колхозная самодеятельность. Дешевая и корявая до невозможности...
Это был детский лепет на лужайке. Еще их пение можно было как-то втиснуть в профессиональную область. А вот то, что они играли -это руки-ноги оторвать. К этому времени уже был Рэй Чарльз, Элла Фитжеральд, Дженис Джаплин и Джимми Хендрикс...
И вот это был уровень по сравнению с битлами. Потом они уже как-то подтянулись... Только потом у них как-то наладилась инструментальная часть и вокал. Да они пели сразу ансамблем, но и это было не ново. Был такой ансамбль "Фо фрешман", "Сестры Бэрри" были...
И битлы не были революционерами в музыки. Просто с них началось это движение. А до них были битники, которые так же ездили в Индию и курили какую-то траву. Битлы это был, на мой взгляд, очень серьезный пиар-проект. Куда вложили большие деньги и началось движение мирового масштаба. И появился новый культурный слой. Они конечно подняли крутую волну, но все это было и до них.


Однако, эта первоначальная простота привлекла в ряды "битлов" огромное число энтузиастов, и это придало жанру мощный эмоциональный толчок в разитии. Так было "там" и так же было у нас. Это явление стало "народным", а джаз остался "элитным".
Огромная популярность ВИА в СССР тут же сделала этот жанр финансово выгодным, чего джазу никогда так и не удалось. Кроме всего прочего, содержать ВИА было выгоднее и с точки зрения финансов, поскольку они были более малочисленными по составу.
В первой половине 70-х ВИА окончательно вытеснили из актуальной музыкальной жизни страны джаз.

История любого явления состоит из цепи случайных событий. Если бы оркестр Людвиковского не расформировали (или сделали это позже), то, возможно, прыткая группа музыкантов этого оркестра во главе с Гараняном не свила себе гнездо в самом сердце того ареала, который станет генератором успешного развития ВИА, а именно, фирмы грамзаписи "Мелодия". И как когда-то партизаны на оккупированных территориях, джазмены будут всячески подрывать нашу зарождающуюся поп-музыку изнутри.

В.Д. Рыжиков-главный редактор эстрадного отдела фирмы "Мелодия" на финальной передаче "Песня-71".

Когда виашники говорят о фирме "Мелодия", то всегда с благодарностью вспоминают главного редактора Владимира Дмитриевича Рыжикова. Все это так, но именно он и пригрел джазменов на "Мелодии", и именно он помогал им в этой подрывной деятельности, поручив им создание новых фонограмм для большей части продукции фирмы.

Гаранян:
-Ансамбли, в которых я работал и которыми руководил, на профессиональном жаргоне называются «черными», то есть для черной работы. Это значит, что они обязаны были играть все: сегодня — джаз, завтра — эстрада, потом приходит Шнитке и говорит: «Давай запишем первую симфонию». Мы все это делали...


Очевидно, что такая всеядность не могла способствовать созданию современных, в данном случае речь об эстраде, фонограмм. А ведь они не просто записывали фонограммы, но и, что более страшно, делали аранжировки для жанра, который не знали и не любили.

Из моей беседы с Олегом Кичигиным (бас-гитарист ансамбля В.Ободзинского):

-А что из себя представлял ансамбль "Мелодия"?

Это были сливки инструментальные того времени.

-Они были все джазмены?

Да, конечно.

-Я слышал такое мнение, что вот эта джазовость "Мелодии", которая присутствовала во всех их записях эстрадной музыки придала нашей именно популярной музыке эдакую вторичность и стромоднрость. Поскольку современную популярную музыку они не знали.

Эстрадную музыку они знали, это были очень сильные музыканты. Но они знали добитловскую популярную музыку. Их отношение к битлам было прохладным...
...у меня в номере всегда была музыка. В основном джаз. Меня в тот момент и Ободзинский особенно не интересовал. Работа у него для меня была, как халтура. Он обещал хату сделать и это было главным. Кроме джаза меня ничего не интересовало.


Вот и для ансамбля "Мелодия" производство эстрадных фонограмм было такой же халтурой: не нравится, но делать надо-работа такая. Результатом такой работы стала музыка позже получившая термин "совковая" (примитивная, старомодная и не запоминающаяся). И по другому быть не могло. Хорошо еще, что их влияние на ВИА было очень сильно ограничено наличием собственных арнажировщиков и собственных музыкантов. Хотя и там они все-таки тоже оттоптались.

Оглядываясь назад, порассуждаю, что нужно было бы сделать?
Для начала приведу пример из того же времени в аналогичной ситуации, но с другим решением и другим результатом.
На заре туманной юности ВИА эры ансамбль "Веселые ребята" состоял из музыкантов эстрадно - джазовой ориентации и возглавлял его джазмен Павел Слободкин.
Под воздействием ветров перемен и окружающей среды Павел Яковлевич в один прекрасный момент понял, что надо "резать мясо" (так в спортивном мире говорят о ситуации, когда в команде надо избавляться от людей, не способных к дальнейшему развитию) и стал резко избавляться от старой гвардии, набирая взамен молодых музыкантов, не обремененных джазовыми увлечениями и добитловской музыкой. В результате появился блестящий коллектив, занимающий в истории ВИА эры одно из ведущих мест.
Не помню, кто это сказал (шутю):
-Кадры решают все!

На "Мелодии" Рыжиков тоже любил джаз. Даже, когда в конце 70-х у него возникли какие-то претензии к ансамблю "Мелодия", он звал в Москву на запись один периферийный состав (тоже джазовый), "чтобы ансамбли знали каков должен был быть профессиональный уровень коллективов".
Однако, работая в основном на эстраду, он оставался в плену джазовых иллюзий, неоправданно считая, что классные музыканты могут играть все. Играть могут, но вот результат...
На самом деле для записи эстрады на "Мелодии" нужны были совершенно другие музыканты. И они, как раз, были. Считаю, что, если бы этим на ВСГ занимался Алексей Пузырев с соответствующими музыкантами, то результат деятельности "Мелодии" был бы во много раз выше.

Из моей беседы с Сергеем Беликовым:
-...Пузырев ... Он бы мог стать отличным студийным продюсером. Человеком, который мог обьяснить, как и что надо сыграть, чтобы создать качественный продукт.

У студийного коллектива огромные возможности в плане экспериментов. И это позволяло бы ему постоянно совершенствоваться, расти и, в конце концов, создать свой стиль и школу, то, чего ансамбль "Мелодия" для эстрады так и не создал. Поскольку не хотел и не мог.
При этом тот же ансамбль, пользуясь служебным положением (а чем же еще?), ухитрился записать 16 "гигантов", а самый известный в СССР ВИА "Песняры" записал только 13.
Хотя, их популярность сравнивать невозможно по причине того, что ансамбль "мулявинских ребят" в сравнении с "гараняновцами" просто космос.