Письма.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Владимир Михайловский.

ВИА: от несерьезного к серьезному.

(12 ноября 2010 г.)

Эту статью я получил по почте от автора.Он живет в Москве и с давних времен интересуется музыкой эпохи 70-80х. Сотрудничает с интернет-форумом Ностальгия.
Статья показалась мне тематически интересной, хотя с некоторыми ее постулатами я не согласен.Свою точку зрения я выскажу немного позже, как появиться время, а пока выкладываю ее на Ваше обсуждение.
Валерий Колпаков

Сегодня мы можем смеяться над тем, что происходило на волне «битломании». Легендарная ливерпульская четверка скоро отметит 50-летие своего первого официального альбома, а споры вокруг нее не утихают до сих пор. Большинство поклоняются «Битлз», как идолам музыки в целом, причем одновременно с этим поливают грязью множество ВИА, обвиняя тех в умышленном плагиате.

Речь идет, конечно, о некоторых музыкальных критиках, которые в связи со свободой слова СМИ 21-го века говорят, что хотят. А не забыли ли они, что их любимый подпольный рок-н-ролл 70-х возник не на пустом месте и совсем не из-за того, что кто-то по радио услышал «Битлз»? Он возник в первую очередь благодаря именно ВИА, которые, кроме официальных концертов умудрялись записываться подпольно. Речь не идет о скрытой концертной деятельности и выколачивании денег, а о весьма обширной записи идеологически несовместимых песен, которые люди знали благодаря умельцам из «Самиздата». Поэтому сегодня и стало модным кричать во весь голос, что ВИА являются плохо сформированным подобием западных рок-групп, которым приклеили ярлык патриотов советской песни. Не будем, на основании перлов одного известного критика, делать поспешные выводы, а постараемся детально разобраться во всех пунктах.

Сегодня в период интернет-технологий доступ к ресурсам медиа-информации в виде оцифрованных пластинок и магнитных лент дал шанс глубже воспринять для себя обстоятельства каждого отрезка времени, когда ВИА собственно начинались и развивались. Мне, например, стало интересным творчество уже полувекового в истории коллектива «The Shadows», песни которых напомнили мне те самые «Поющие гитары». Точнее, наоборот.
Что это, плагиат? Скорее нет, похожесть мелодий здесь объясняется стремлением создать то, что было бы необычно в рамках непризнания западной культуры. По сути, этих самых «The Shadows» в СССР не знали, за исключением, наверное, элиты в области музыкальной культуры. Так почему бы руководителям многих тогда ансамблей было не написать практически идентичные мелодии, а фирме грамзаписи не приписать авторство именно им? Сегодня это выглядит смешно и глупо, но тогда это была нормальная практика. В Интернете есть сайт с огромным перечнем западных хитов, которые были переложены на советские песни. Но вся загадка в том, что подобные переделки выглядели очень грамотно и профессионально.
Те же «Поющие гитары» с первым миньоном и «Веселые ребята» с «Музыкальным глобусом» являются удивительными произведениями в плане свободы мышления в области музыкальных аранжировок. Неудивительно, что эти пластинки до сих пор слушаются с упоением и многие задаются вопросом: «Неужели тогда могли так играть»? Конечно, могли, ведь акцент делался на творчество, а не на деньги.

Немного отталкиваясь от темы коммерции в период СССР, нельзя не вспомнить группу «Соколы» с уникальным гитаристом Дюжиковым. Их музыка была отдельной строкой. Случай с их менеджером Айзеншписом хорошо показывает, что ВИА были хорошей почвой для развертывания финансовой деятельности.
Я, кстати, недавно узнал, что Юрий Шмильевич загремел за решетку с первым обвинением вовсе не за открытые финансовые махинации, а за то, что на частной квартире прокручивал на видеодвойке порнофильмы и брал деньги за просмотр. Среди зрителей были люди весьма высокого ранга (члены КПСС, Политбюро). Им, видите ли, было можно это видеть, а народу нельзя.

Аналогично было и с музыкой: западный рок и биг-бит признавались идеологически вредными, но в то же время ансамбли во всю рассекали схожее по стилю на концертах в соцстранах. Я говорю об уже поздних временах, когда «Веселые ребята» на Кубе играли вещи из «Банановых островов». У нас же, на Родине, вынуждены были отыгрывать «отформатированные» советские песни. Ничего плохого в этом нет. Ведь с оттачиванием мастерства наши ВИА могли любую советскую по стилю песню выдать в формате мощно аранжированного хард-рока. Конечно, руководитель ВИА – это вам не Айзеншпис, но фирме «Мелодия» можно было пойти на уступки, а иногда и наоборот.

Редактор Рыжиков четко понимал, если возможно продать пластинку тиражом, хотя бы, в миллион экземпляров, большая часть улова пойдет в карманы чиновникам. Самой «Мелодии» и артистам достанутся копейки. Но даже им были рады. Наверное, «Мелодия» должна быть всем сердцем благодарна ВИА, которые смело аранжировали песни под западный манер, так как такое звучание было практически не знакомо слушателям.
Ситуация, конечно, утрирована, и многие сегодня не знают, каких трудов стоило пробить пластинку через худсовет, где сидели цепные псы идеологии. Некоторые, как Юрий Антонов, пробивали эту стену сплошными подарками. Кто-то уверял худсовет в том, что пластинка будет отлично продаваться. Сегодня каждый может сам записать диск и попасть на ТВ, если только даст определенным людям много денег, или, как говорится, проскочит по блату. Нынешняя обстановка в музыке катастрофична в рамках официальной эстрады, которой заправляют Крутой и Пугачева. Но есть таланты, которых не пускают на радио и ТВ, так как ими исполняется действительно качественная музыка. Ее, слава Богу, можно найти в интернете, да и то не всегда.

Так какие же представители ВИА оказали большее влияние на становление рок-н-ролла?
Чистый рок ВИА играть официально не могли. Но ведь именно на их подпольных записях вырос тот самый рок и металл, сегодня расцениваемый как официальное сформировавшееся явление. Предпочитаю расставить приоритеты по принципу значимости:

1. «Песняры». Наверное, один из наиболее прогрессивных коллективов, соединивших традиции народной песни с хард-роком, помноженном на стандарты советской песни. Телевидение никогда не баловало их допуском на экраны с их собственными песнями, но это не мешало ансамблю развиваться. Так или иначе, все 20 лет существования на их концертах были переаншлаги. Комментарии излишни, как говориться.

2. «Веселые ребята». Уникальный ансамбль, в первую очередь за счет мастеров-аранжировщиков, которые из самого никудышного опуса советских композиторов могли сделать «конфетку». Любая песня ансамбля становилась народно известной и любимой, так как Алексей Пузырев придавал каждой песне мелодизм и отточенность. Даже при огромном желании Павла Слободкина сделать ВИА стандартом всего и вся, невозможно было избежать вкраплений западных изюминок. Ведь тогда попросту бы не продавались пластинки. Народ у нас, знаете ли, всегда клевал на новенькое. А «Веселые ребята» хорошо знали, как подать песню под соусом. Сегодня ансамблю Слободкина присвоена участь наиболее прогрессивного инструментального коллектива. Вокалисты как бы отодвинуты на второй план, поскольку ставка делалась Пузыревым исключительно на гитарные ноты, хотя он прекрасный вокалист и знает толк в многоголосии.

И еще: из стен ансамбля Слободкина вышло наибольшее число музыкантов, которые сделали свою сольную карьеру: А.Алешин, А.Буйнов, А.Барыкин, А.Глызин, А.Пугачева, Л.Барыкина, С.Резанова, В.Чайка, С.Перегуда и многие другие. Это говорит о том, что «Веселые» были великой школой мастеров музыки. Правда, сегодняшний бренд Слободкина уничтожил появление сольных проектов Игоря Гатауллина «ВР 13» и инициативы Алексея Пузырева (помните «Дискотеку 80-х»?). Зря, между прочим, хотя ясно, что деньги Слободкин хочет только себе, а остальных готов задавить в суде. Напрасно, ведь нынешнее детище Слободкина очень далеко от музыки.

3. «Ариэль». На мой взгляд, наиболее смелый коллектив, обошедший даже «Песняров» в технологии работы с народной песней. Если коллектив Льва Гурова изначально начинал с подражания «Битлз», то с приходом В.Ярушина и Р.Геппа ситуация изменилась: обращение к народной поэзии и смелые вкрапление классического рока «ЭЛП» дали немало вещей, которые по мощи превзошли даже «Песняров» и остальные ВИА. К сожалению, сейчас Ярушин в сольной работе явно не дотягивает до успехов Геппа и Гурова, которые в сольной работе под именем «Ариэль» смотрятся более предпочтительно.

4. «Синяя птица». Песни у этого ансамбля более простые и понятные, но баланс между многоголосием и мелодикой сделал их песни наиболее запоминающимися. Удивительно, но все вокруг хорошего мнения об этом коллективе. Наиболее известной была песня «Там где клен шумит».

5. «Самоцветы». Этот рекордсмен по количеству «совковых» песен все равно завоевал авторитет способностью много лет при неизменном репертуаре держаться на сцене. Весь фокус в организованности жизни самого ансамбля и умении себя представить руководящим личностям.

Немного отвлекаясь от темы, все же попытаемся ответить на вопрос, почему начало 21-го века дало России абсолютно тупиковую ситуацию на музыкальном телевидении. Казалось бы, еще в 1993 году обстановка была еще не столь безобидна: два телеканала каждый день прокручивали богатые красками видеоклипы, об артистах была свежая информация. Определенную демократию музыкальное телевидение получило в 2001 году, но спустя три года все закрыли чьи-то манипуляции. Ни живых концертов, ни хит-парадов, ни видеоклипов. А ведь все это когда-то было. Даже не верится.
И поэтому напрашивается вывод, что информационная политика в государстве стала мощнейшим оружием. Правда, на меня оно не действует. Мне не дано было петь и играть музыку от рождения, но мне было дано понимать её такой, какая она есть. Я не религиозный человек, но это от Бога. Каждому дается что-то свое, например, личные качества, которыми могут восхищаться другие. Способность общаться с другими наравне.
Я уже говорил в одном из своих исследований о том, что демократия – это предоставление одинаковых условий пользования информацией для всех без исключения. Спасибо тому человеку, который так говорил. Как видно, телевидение избрало абсолютно не демократический принцип существования, а капиталистический. Общество, в котором все стараются свести под основу денег, по определению не сможет долго существовать.
Единственный противовес – люди, для которых деньги не имеют в жизни принципиального значения. Благодаря таким людям подобные общества будут существовать. Не вечно, а пока одна из сторон не победит. Только это будет либо воскрешение, либо гибель. Поскольку русская нация всегда славилась творческим подходом к жизни, будем оптимистами.
Любите своих близких, будьте недалеки от искусства и все будет хорошо.