Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Владимир Михайловский.
журнал «Ассоциация PRO»,

Супергруппы Страны Советов- прорвыв в никуда.

17.11.2011.

Тема данного сочинения вытекает из тезиса, предложенного Валерием Колпаковым: «В начале 80-х общий идеологический пресс на советской эстраде сильно ослаб». С этим я совершенно согласен. Вспомните хотя бы пластинки «Мелодии» и записи, попадавшие на телевидение в 1981 году. Это был почти официальный советский рок. Но почему же потом вся эта эйфория застопорилась?
Во-первых, первым сигналом стала Олимпиада в Москве. У самостоятельных групп замаячила надежда выступить перед иностранцами на английском языке. Так в свое время пытался сделать «Карнавал», в котором были тогда Кузьмин и Барыкин. Но дальше записи песни «Внезапный тупик» на английском языке дело не пошло (смотрите экспортное издание «Мелодии» С90 17921-2, 1982). Но логично ли сегодня рассуждать о том, почему «Карнавал» не стал работать за рубежом? И почему мы начали именно с него?
Хорошо известно, что «Карнавал» сложился из костяка первоклассных музыкантов: Барыкин, Кузьмин, Болдырев и Казанцев имели довольно большой опыт работы в ВИА, поэтому у них имелся довольно неплохой багаж своих идей. Но куда могла двигать жанр ВИА группа, которая применяла исключительно стиль «регги» в своих произведениях?
К слову сказать, Барыкин к середине 80-х отошел от регги в сторону более серьезного рока, но на большее, чем «Спасательный круг» его просто не хватило. Далее уже пошел «Букет», непонятно почему называемый СМИ лучшей песней Барыкина.
Ну да ладно. Куда же мог двигаться с середины 80-х жанр ВИА? Если подумать, он мог трансформироваться в арт-рок или же в электронный рок (см. «Банановые острова» Чернавского). Кстати, здесь любопытная деталь: с Чернавским записывались «Веселые ребята», которых никто и во сне не мог представить в роли ансамбля, играющего забойные рифы на «Стратокастере» (см. Игорь Гатауллин) и гармонично выдерживающего ритм (см. тандем Рыжова и Китаева). Но ведь эти люди смогли. Значит, внутри каждого ВИА был такой потенциал, который мог позволить сольно записать не одну рок-оперу, если бы были условия и аппаратура.
Отсюда видно, что потенциал каждого коллектива, складывающегося из бывших участников ВИА, был столь же огромен. Но куда самостоятельно могли пойти новые коллективы? Каждый был максимально приближен к тому стилю, который проповедовал руководитель того или иного коллектива. С тем, что Барыкин и Кузьмин позднее в своих группах проталкивали публике синтез регги и рока, согласны, пожалуй, все. А вот группа «Москва» под влиянием таких людей как Алексей Белов и Николай Носков, дала диску Тухманова «НЛО» довольно тяжелое звучание. Появившийся позднее «Парк Горького» с басистом Миньковым (см. А.Маршал) больше похож на коммерческий рок. Попросту где-то проскальзывала мысль, что тогда в начале 80-х пластинку «НЛО» просто не поняли. Слишком это было сложно записано. Но теперь все восхищены тем, что это был настоящий рок.
Возвращаясь к теме Олимпиады-80, сразу же приходит на ум байка из Интернета на тему, что «Веселые ребята» специально записывали свой «Музыкальный глобус» для иностранцев на английском языке и хотели дать большие гастроли на Западе. Якобы тогда Слободкину обещали хорошие деньги. Что бы там кто ни говорил, но «Глобус» по праву можно считать самой грамотной записью конца 70-х на «Мелодии». Сегодня это творение слушается очень свежо.
Да, а почему мы говорим о ВИА? У нас же тема – самостоятельные супергруппы. Дело в том, что ВИА – это идеальная платформа для формирования профессиональных коллективов. Просто так вышло, что «Веселые ребята» стали рекордсменами по числу бывших участников, которые активно развивали поп-музыку в России и далее.
Очень интересна история «Аракса», который несмотря на фантастический арсенал классных кадров, в своих собственных песнях практически провалился. Да, песни Ю.Антонова музыканты аранжировали просто прекрасно, но личные произведения «Аракса» были похожи на рок-н-ролл, сочиненный маленьким ребенком. Да, все признают, что «Аракс» - хорошая инструментальная группа, но что касается исполнения собственных песен – тут несложно найти другие группы, где песни участников смотрелись куда интереснее («Зодчие», «Автограф», «Круиз»).
Постепенно завершая разговор, который можно вести до бесконечности, снова вернемся к стилям. Чистого рок-ВИА в нашей стране не было, но при условиях официальности записи практически любой ансамбль мог записать что угодно. Но тут внедряется стиль диско, который активно пробила к нам группа «Здравствуй песня». Скорее всего, толчком стали гастроли «Бони-М» 1978 года в Останкино. Ну и наверняка пластинки «Спейс» повлияли. Так вот, ни один ВИА ни за что не согласился играть диско, так как это было ниже всякого уровня. ВИА у нас хотели играть рок. Поэтому в синтезе с диско мы получили то, что имеем на сегодняшний день. «Форум» Салтыкова очень умело все это сочетал, «Электроклуб» же показал примитивность диско как такового, но тогда это записывалось с умом. Сегодня такая дешевая музыка записывается без ума с желанием только заработать деньги. А ТВ и радио лишь способствует распространению такой психологии.
Я часто слышу «виновата советская система», якобы в том, что у нас такая музыка. Она вообще ни при чем, как говорил Глеб Май. Виноваты мы сами, такая простая русская нация, неважно при каком госустройстве мы живем. И именно в том, что не ставим сегодня те самые любимые ВИА в пример для ведения музыкальной деятельности, как в записи дисков, так и в их рапространении. Да, можно не любить таких людей, как Маликов и Слободкин. Но благодаря им и тем, кто с ними работал (супер аранжировщики и певцы) в СССР было по-настоящему фирменное звучание. Есть чему поучиться именно у ВИА тем, кто сегодня делает шоу-бизнес.
А результат деятельности супергрупп 80-х… Знаете, он хоть и скромный в масштабах, но очень значимый по насыщенности и качеству. Поставьте на вертушку советский винил и все сами услышите.
Сайт управляется системой uCoz