Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян


Получаю удовольствие от классической музыки.

(март 2017)
1

Сергей Цирес.

-Сергей, вы же москвич?

Да, я родился в Москве. Моя мама окончила Московскую консерваторию и преподавала игру на фортепиано в музыкальной школе №1 имени Прокофьева. И я с ранних лет был обречен учиться музыке. Меня определили в музыкальную школу при консерватории в Мерзляковском переулке, но через какое-то время выяснилось, что у меня маленькая рука, я не могу брать большие интервалы, так что стало очевидным, что стать пианистом шансов у меня нет. Меня перевели на теоретическое отделение, которое я впоследствии и окончил.
Честно говоря, меня эта музыка совершенно не волновала, если не считать аплодисментов после выступления (смеется). Больше того, раздражала, поскольку мешала гулять и играть с ребятами на улице. Мы тогда жили в самом центре, в районе Кузнецкого моста. На Петровке, в саду “Дружба», я и услышал Битлз. И пошли гитары во дворах, песни и все такое. Там я познакомился и с другими музыкальными командами: "Кинкс", "Манкиз"…
А чуть позже, когда мы переехали жить на Арбат, то моими увлечениями стали "Дип Перпл", "Лед Зеппелин"... Также мне очень нравилась группа "Венчерс".
Какое-то время я учился в одном классе с Юрой Фокиным, известным в будущем ударником, одним из лучших в этом деле. Мы с ним подружились на почве любви к музыке Битлз.
Мама заметила мое увлечение гитарой и предложила мне позаниматься у знакомого преподавателя. А потом я поступил в музыкальную школу, где преподавала мама, но по классу гитары. Занимался я у замечательного преподавателя по классической гитары Николая Мусина.

-Вы занимались на семиструнной гитаре?

Да, но мой преподаватель на волне популярности шестиструнной гитары, освоил ее, и стал обучать своих учеников, в том числе и меня.
За два года в школе я прошел все ступени обучения по классической гитаре и поступил в музыкальное училище Гнесиных. Но со второго курса меня забрали в армию. У меня была возможность получить отсрочку от армии, или пойти служить в музыкальную часть, но я решил идти своим путем, ничего не откладывая. Меня определили служить на Байконур. Но через несколько месяцев я заболел воспалением легких со всякими осложнениями, и меня комиссовали.
К июню я уже оказался в Москве. Надо сказать, что перед армией я поигрывал на гитаре в самодеятельных ансамблях. В частности, в «Хрустальных кактусах» и в «Лучших годах». В группе «Лучшие годы» мы играли с моим школьным другом Юрием Фокиным. Но тогда все это было периодически и не очень серьезно. Играли на танцах, на школьных вечерах, в институтах. А репетировали в подвалах, в красных уголках. Сначала на Пушкинской, потом на Петровке.
А после возвращения из армии со мной связался по телефону Ринат Зобнин, основной гитарист группы «Лучшие годы». Он предложил поехать на юг, в Лазаревское. Там находился международный лагерь «Буревестник». Отдохнуть, а заодно и поиграть на танцевальных вечерах и концертах. В тот год Юра Фокин и вокалист Сергей Грачев не ездили в этот лагерь. На барабаны взяли парня по имени Марк, а пели сам Ринат Зобнин и клавишник Азик Зейналов. Кстати, однокурсники по МХТИ им. Менделеева Все лето мы там играли, и после возвращения в Москву я восстановился в музыкальном училище.

-Что исполняла тогда группа «Лучшие годы»?

"Битлз", "Роллинг Стоунз", "Энималс", а также композиции сочиненные Зобниным. Зейналов здорово исполнял Джеймса Брауна. Это и неудивительно. Отец Зейналова работал духовиком в оркестре Большого театра и часто ездил заграницу, откуда привозил ему многочисленные пластинки. Азик шикарно снимал пение многих. Грачев исполнял песни из репертуара Тома Джонса и очень на него походил голосом.

-Можно немного о Грачеве?

Он из Дубны. Его отец там занимал довольно заметное положение. Пел Серега очень здорово. С удивлением узнал о том, кем он стал впоследствии. Никаких предпосылок к этому не было.

-Понятно. Что было дальше?

Видимо, в знак благодарности, Ринат Зобнин порекомендовал меня Юрию Маликову в «Самоцветы». Я приехал на их базу, которая была в клубе на улице 25-го Октября. Поиграл, в общем, понравился. Но Маликов сказал, что нужно сразу выезжать на гастроли. А я только восстановился в училище, и уехать не мог. Маликов предложил перевестись на заочное, но я не решился.
Ансамбль "Млада" на репетиции.
За барабанами Александр Данилович, с гитарой Сергей Цирес, с бас-гитарой Михаил Чувилкин.
В центре -Геннадий Белов.
Фото из газеты "Советская культура" 24.10.1972.

И продолжил обучение. В один из дней ко мне подошел студент нашего училища по классу бас-гитары Миша Чувилкин, и предложил попробоваться в аккомпанирующий состав вокального ансамбля «Млада» под руководством Миры Коробковой. Я приехал на базу коллектива в ДК «Высотник» в Раменках. Несмотря на то, что это была художественная самодеятельность, Мира сумела достать хорошую аппаратуру. Она была очень пробивной. Да и музыканты собрались очень хорошие: музыкальным руководителем был Сергей Дьячков, клавишником Саша Слизунов, барабанщиком Александр Данилович (тоже студент Гнесинского), солистом был Геннадий Белов, и плюс девочки-вокалистки.
Мы приняли участие в популярном тогда телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты». Стали лауреатами и нас известный администратор Рохлин пригласил в свою программу. Мы стали выезжать на выступления. Выступали в Челябинске во Дворце спорта. Запомнилось, что с нами в программе были ребята из «Цветов» и мы аккомпанировали одной певице (фамилии не помню) в комбосоставе: на басу играл Саша Лосев, на гитаре – я... Нам даже приплачивали за эти выступления. Рублей 70 я точно получил. Для студента это было большое подспорье. Тогда же познакомились с музыкантами из коллектива под управлением Анатолия Кролла. Очень сильные музыканты, настоящие профессионалы. Запомнились солисты – супруги Капустины. Здорово пели.
Также запомнились наши следующие выступления, в Литве, в Томске, в Волгограде.

-Девочек – вокалисток было трое?

Сначала – пятеро. Потом сократилось до трех. Одна из них – Ольга вышла замуж за Даниловича. На их свадьбе, которая была в здании Речного вокзала, мы гуляли и играли всем составом. Плюс еще две вокалистки Татьяна Воронцова и Нина Палицина.

-«Цветы» тоже репетировали в «Высотнике»?

Да, было такое. Тогда и познакомились Намин и Дьячков. И тогда же Мира Коробкова предложила себя и девочек на бэк-вокал на запись пластинок «Цветов».

-Ансамбль «Млада» исполнял песни Дьячкова?

Да, конечно. «Не зови меня красивою, я ведь вовсе не красивая, не зови голубоглазою, златовласой не зови…» - эту песню пели на конкурсе «Алло, мы ищем таланты». В ней Сергей Дьячков написал соло для гитары. И я на съемках играл это соло. Но поскольку вид у меня тогда был не «сценический» (слишком длинные волосы), то меня полностью не снимали. А в съемку вошли только мои пальцы, играющие соло. И каково было мое удивление, когда я на следующий день пришел в училище, то меня чуть ли не каждый спрашивал:
- Это ты ведь играл?
Они меня узнали по рукам!
Другие песни Дьячкова тоже играли, например, «Дом мой – Россия». Еще Дьячков очень много песен показывал на репетициях. Также Сергей дружил с Толей Днепровым. Толя очень часто бывал на наших репетициях, приносил песни, вяленых лещей, пиво…(смеется).
Еще вспоминается про Дьячкова то, что он всегда восхищался исполнением своего товарища по Мерзляковке Леонида Бергера. Очень его любил. Однажды Сергей пригласил меня к себе домой и поставил кассету с записью Бергера. Он исполнял «Возьми свои слова обратно». Я просто обалдел от такого исполнения. В хорошем смысле. Мне стал интересен этот певец. И я пошел в ресторан в Измайловском парке, чтобы послушать Лёню. Это было совсем незадолго до его отъезда. Была зима, и мы шли через сугробы к этому ресторану. Помню, что аккомпанировал Бергеру состав Виталия Клейнота. Впечатление осталось потрясающее.

-Все это время вы продолжали обучение в училище?

Да. Когда я уже почти заканчивал обучение, на четвертом курсе, к нам в училище заглянул Борис Волгин. В фойе он подошел прямо ко мне и сказал, что он руководитель ансамбля «Чаривни гитары», и им нужен гитарист. Было это перед самым Новым годом. Передо мной встала дилемма. Надо было заканчивать обучение, но с другой стороны очень хотелось работать. Короче говоря, я сдал сессию, и в каникулы поехал в Киев, устраиваться в «Чаривни гитары». Меня поселили в гостинице рядом с Крещатиком. А репетировали мы в кафе на Крещатике. И за то, что мы там репетировали, мы один вечер играли в этом кафе. После того, как мы сдали программу, мы поехали на гастроли по Украине.

-Вы поехали от Укрконцерта?

Первая запись в моей трудовой - Ворошиловградская филармония. Я был принят в «Чаривни гитары» 1 января 1974 года.

-Вас пригласили на чье-то место?

Уходил Сахаров, я пришел на его место. Вместе с Сахаровым ушли еще несколько человек, и Волгин набрал новых. Какое-то время мы работали с ударником Витей Дегтяревым, потом его сменил Боря Ольшанский. Очень артистичный ударник с Украины, обладал большим опытом. Борис работал с Софией Ротару в Черновцах. От нас его позже забрали в армию.
Появились Дима Рыбак (бас-гитара), клавишник Сергей Евстратов, и чуть позже вернулся тоже клавишник Руслан Беликов.
Певицу Ирину Нижегородцеву мы привезли из своей первой поездки на Дальний Восток. Она пела в Хабаровске на танцах. Очень интересная, яркая певица. К нам приводил одну певицу Юрий Рыбчинский, но она была никакая, продержалась у нас меньше месяца. А Ира очень хорошо влилась в коллектив. После работы в «Чаривних» мы иногда виделись с Ириной. Последний раз я ее видел в 1989 году на концерте Мальмстина в Москве, в Лужниках.
Еще у нас был Вячеслав Рувинский, выпускник Киевской консерватории. Играл на кларнете, на саксофоне, на флейте, на фортепиано. Очень талантливый парень, но с необузданным характером.
Афиша.

-И почти на всех фото с пластинок присутствует Юрий Крючков?

Да, он был симпатичным парнем. Работал у нас то рабочим сцены, то звукорежиссером. Он тогда в Киеве женился на солистке мюзик-холла. Шикарная была девушка! Но прожили они недолго.

-Скажите, первые две пластинки «Чаривних гитар» записывались сразу?

Нет, пластинка с песнями Экимяна немного позже.

-Ведущим солистом был Леонард Арсланьян?

Да. Он много пел. Были еще солисты. Недолгое время у нас работал тенор из Киева Саша Лысенко. Он из оркестра звукозаписи пришел. Шикарный тенор. Он еще и в ресторанах подрабатывал. Играл на трубе и пел.
Николай Мозговой тоже недолго работал, месяца два. Очень мощный голос, да и сам очень фактурный.

-Он стал в дальнейшем известным украинским композитором?

Да. Я смотрел в Интернете его творческий вечер. Впечатляет. Но выглядел он тогда уже не очень, а через некоторое время я узнал, что он уже умер.
Еще у нас несколько месяцев работала джазовая певица Ира Елманова. Она из Москвы, работала в ресторанах. Как она исполняла песни Чеслава Немена! Это было что-то! Я играл соло в этих песнях и не понимал, где нахожусь. Так она пела. Но характер у Иры был на редкость колючий. Поэтому она у нас и не задержалась.

-На пластинке с украинскими песнями вокал записал Яков Кулишевский?

Да, он к нам пришел как конферансье. Но мог и петь. Яша выпускник киевского театрального училища. По распределению работал в Душанбе.

-Сейчас таких называют шоуменами?

Я бы так про Кулишевского не сказал. Шоумен – это наш ударник Боря Ольшангский. Его образ был сродни ударнику из «Ариэля» Борису Каплуну. И шутки, соло на барабанах – все проходило на "ура". А Яша конферировал, пел, на скрипке играл.

-Правда то, что на пластинках записывался не Ольшанский, а Десятов?

Валера Десятов по кличке «Дерибас». Получилось следующее. Борю Ольшанского призвали в армию и в Киеве нам выделили ударника для поездки на Камчатку и Дальний Восток. Приехав в Петропавловск-Камчатский мы поняли, что этот барабанщик нам не помощник. Играет вообще не то. Обратились к местным музыкантам. Нам подсказали, что есть парень, который работает в ресторанах. Пришел Валера, попробовали. Подходит. И мы с ним поехали по Дальнему Востоку. И он год точно с нами проработал.
"Чаривни гитары" на Сахалине в 1976 г.
Дмитрий Рыбак, Леонард Арсланьян, Яков Кулишевский, Валерий Десятов.

-Кем был в ансамбле Виктор Павленко?

Вокалист. Иногда садился за барабаны. Помню, что он исполнял песню из фильма «История любви». Тогда она была очень популярной. Лет 10 назад ы общались по Интернету. Он живет в Израиле и у него все хорошо.

-Известно, что после Ворошиловградской «Чаривни» работали в Элистинской и во Владимирской филармониях?

Волгин пытался нас устроить в Киевскую организацию, но не получилось. Сначала мы числились в Ворошиловградской, затем он взял наши трудовые и отвез во Владимир. Это было в сентябре 1974 года. Там мы числились какое-то время, и потом оформились в Элисту. В Калмыщкую филармонию мы оформились в декабре 1976 года.

-Вы записывали следующие пластинки «Чаривних»? Помните, такие песни – «Снег», «Васильковое платье», «Мне теперь все равно»?

Нет, я не записывал эти песни. Это было уже после моего ухода. В этих песнях играют дудки, а при мне дудок, кроме саксофона Валентина Ильенко, не было.

-Почему вы ушли из «Чаривних гитар»?

Накапливалось, накапливалось, и в какой-то момент захотелось чего-то нового. Да и удельный вес киевлян стал довольно большим. Тех, с кем я начинал, уже не было.
"Чаривни гитары" на Сахалине в 1976 г.
Сергей Цирес на торпедном катере.


Продолжение