Сергей Дьячков.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Сергей Дьячков-первый хитмейкер Союза эпохи ВИА.

(ноябрь-декабрь 2005 г.)

1

Сергей Дьячков (2005 г).
2005

Родился я в 1945 году, а в 5,5 лет заболел корью и лежал дома. Мой дядя принес домой аккордеон и через 2 дня я начал на нем играть, а через неделю уже играл на нем в совершенстве.
Тогда была мода, что все должны быть пианистами и моя мама решила что я должен быть пианистом. Она отвела меня в музыкальную школу им.Гнесиных. Там меня прослушали и взяли. Это было в 1951 году, а в 1958 я закончил эту школу.
Чтобы продолжать музыкальное образование после этой школы надо было кончать музыкальное училище и только после него можно было поступать в консерваторию.
Существовал еще один путь, минуя училище. Для этого надо было попасть в Центральную Музыкальную Школу (ЦМШ). Оттуда был прямой путь в консерваторию. Но чтобы поступить в ЦМШ надо было иметь или очень большой блат или очень большие деньги. Ни того ни другое у моей мамы не было, поэтому в 1962 году я поступил в музыкальное училище и закончил его в 1966.
До поступления в училище я год частным образом занимался игрой на рояле. У меня был педагог Рафаил Юрьевич Чернов-ученик Гольденвейзера.
В училище наш курс был совершенно гениальный по талантливости. Володя Бакк, которого почему-то сейчас почти не знают, а он, на мой взгляд, был лучший пианист мира. После него играть было уже смешно.
Там же на дирижерско-хоровом факультете учился и Леня Бергер.Я считаю его самым гениальным музыкантом из всех кого я знал в жизни. Меня никогда не удовлетворяло как кто-то поет, всегда были какие-то замечания. И в конце концов, как получилось-так и получилось. А когда пел Бергер-он просто подавлял. Мне казалось что он поет лучше, чем я придумал.
Слободкин учился на том же курсе что и мы, только он был на год старше. В то время был такой ленинградский ансамбль "Поющие гитары". И вот Слободкина вызывали в Москонцерт, дали аппаратуру "Регент- 60" и поручили создать подобный ансамбль. Так появились "Веселые ребята".

-Но ведь в Москонцерте уже существовал такой ансамбль "Голубые гитары"?

Речь шла о советской альтернативе "Битлз", а "Голубые гитары" никак не могли таковой считаться. Это был, по сути, джазово-эстрадный коллектив с соответствующим партийно-советским репертуаром. Гранов имел жуткие связи в верхах, поэтому он и первым создал в Москонцерте ВИА и потом больше всех ездил за границу. Когда Пузырев у него работал, то Гранов ему дал зарплату больше, чем он получал в "Веселых ребятах".


Примечание автора (2015).
На самом деле это не так. "Голубые гитары" были созданы после "Веселых ребят", но об этом я узнал позже
.
Сергей Дьячков
Сергей Дьячков

-Что было после училища?

В 1967 году я начал работать пианистом в МОМА. Выступал в к/театрах перед сеансом. Потом в Москонцерте пианистом у певицы Ружаны Сикоры. Потом перешел в эстрадный ансамбль "Тон", работавший от Росконцерта.
Вместе с этим ансамблем я перешел на работу в Московский Мюзик-холл, руководителем которого был А.Конников, а главным дирижером композитор В.Рубашевский. Потом мне пришлось уйти из ансамбля и в поисках работы я обратился к П.Слободкину. Это было где-то в 69 году. Когда я показал свою музыку Слободкину,то ему понравилось, и он предложил мне работать с ним. База у "Веселых ребят" тогда была на пр-те Мира в клубе завода "Калибр". Мы стали делать репертуар, но в ансамбль он меня почему-то не брал. Я просил его дать мне какую-нибудь работу, чтобы я где-нибудь числился, и он устроил он меня в ансамбль "Девчата".

-Получалось, что вы делали репертуар для "Веселых ребят", а официально работали в "Девчатах"?

Да. Там была Наташа Егорова, имевшая очень большой административный талант. Она могла все пробить. Тогда мне казалось, что она может сделать даже политическую картеру и стать таким человеком, допустим, как сейчас Элла Панфилова. Потом она вышла замуж за Эдика Назарова, который работал у Слободкина и распевал солистов его ансамбля на репетициях и перед концертами.
В создании ансамбля "Веселые ребята" основная заслуга принадлежит Слободкину. Хотя он человек сложный, но если бы не он, не было бы ничего. Он человек настроения, если он чего-то захочет, то может свернуть горы.
Он взял Бергера и,что самое, главное появился Леша Пузырев. Это совершенно уникальный человек. Он может придти за всех спеть, за всех сыграть. Один!Никого не надо! Это такого высочайшего профессионализма человек, второго такого я не встречал.
С Пузыревым я познакомился через Володю Сахарова. Когда я жил в Теплом Стане,там было озеро. Денег тогда было у меня было много, а купить на них было нечего, и я купил катер. Мы там на нем катались и устраивали пикники, рыбу ловили,отдыхали.
И вот на один такой пикник Сахаров пригласил Пузырева. Сахаров мне и раньше говорил, что если надо делать оркестровки, то надо звать Пузырева, если спеть что-то, то опять же он нужен. Сахаров уверял меня, что второго такого дуэта, как он и Пузырев, найти невозможно.
Пузырев вообще может подстроиться под кого угодно. Он даже Монсерат Кабалье подпоет и это будет нормально. Он может быть в совершенном "отрубе", но все равно там не будет фальшивых нот. Это вообще какой-то механизм! Если берет гитару, то это опять будет профессионально. Он все делает профессионально, а это очень трудно. Для меня лучше аранжировщика нет. У него такая фантазия, что другому и в голову не придет.
Я к нему как-то пришел, показал песню "Дом мой-Россия", объяснил что хочу и через пять часов все было готово. Под это можно уже было петь, как под минус.

-Как создавался репертуар ансамбля в то время?

Самое главное, что сделал Слободкин, он привел на репетиции Онегина Гаджикасимова. Это живая легенда. Он тогда был редактором в Комитете по радиовещанию.
Это была очень реакционная организация. Туда можно было попасть только по пропускам, но если о тебе выходила ругательная статья в газете, то пропуск тебе уже не выписали. Потом когда к власти пришел Лапин он всех их разогнал. Погорел и Гаджикасимов, а заодно погорел и я. Вместе с ним запретили и меня. Вышла жутко разгромная статья в "Советской культуре" Л.Ошанина о том что коверкается русский язык. После этого можно уже больше никуда не соваться. Это было в 1971 году.
Лев Ошанин
Лев Ошанин

Я знаком с Ошаниным. У меня с ним написано несколько песен. Он по идее человек очень добрый и поэт талантливейший. Его бесило, что некоторые люди таким образом делают деньги. Хотя и за саму поэзию ему тоже было обидно. Но если бы он видел какая сейчас поэзия,он бы умер вторично. В статье еще упоминались многие поэты.
Досталось там многим и особенно Гаджикасмимову. Полетели все. Размагничивали пленки по приказу Лапина. Лапин до этого был послом в Китае. Ему очень нравилась оперетта и поэтому при нем этот жанр процветал. А после празднования 100-летия Ленина закончилась вообще вся жизнь на эстраде.

-А эта статья была инициирована самим Ошаниным или кем-то еще?

Я думаю, что это была инициатива самого Ошанина. Он искренне переживал за состояние поэзии, но при этом был человеком весьма ревнивым к чужим успехам. Он говорил, что это есть "искусственное повышение авторских гонораров".
Сам он был очень талантливым поэтом, который, правда не мог писать стихи на готовую музыку.

-"Веселые ребята" в полном составе потом писали письмо в защиту Гаджикасимова.

Это не могло помочь. Ошанин имел жуткий вес. Им написано было очень много официальных партийных и советских песен, поэтому уровень Ошанина -это был уровень ЦК.

-А откуда Слободкин знал Гаджикасмимова?

-Этого я не знаю, но он знал многих. У него были огромные связи с поэтами, композиторами. Когда я что-то ему приносил и это ему нравилось, он сам находил поэта, который бы написал стихи на эту музыку. Так получилось с песней "Школьный бал". Она раскручивалась без пластинок. Автор слов был Павел Леонидов. Когда он решил уехать в Америку, то эту песню запретили. Так мне опять не повезло. Поэт уехал, а композитор остался. Чем я был виноват, что меня запрещали? Статья вышла о Гаджикасимове, что он коверкает русский язык, а в гроб уложили заодно и меня.

-А как создавался "Школьный бал"?

Слободкина решил, что "Школьный бал"-это будет шлягер. При его участие и по его инициативе она была создана, но вдруг он почему-то остыл. Может, повлияла статья Ошанина, может еще что-то. Начались какие-то непонятные трудности.

Здесь можно послушать песню "Школьный бал"(С.Дьячков-П.Леонидов) в исполнении ВИА "Веселые ребята"-солист Л. Бергер.

Валентин Дьяконов

В этот момент образовался ансамбль "Самоцветы" и Маликов говорит мне:
-Дай эту песню мне.У меня есть новый мальчик, послушай его.
Я пришел послушал мне понравилось.Это был Валя Дьяконов.Он пел свою песню "Ивушка". У него был голос... Вот когда-то Тургеньев писал про такие голоса. Это колокольчик. Они сделали эту песню.И когда он ее исполнил на первом же концерте начался такой обвал, что мало никому не показалось. Валя самый первый исполнитель этой песни. "Самоцветы" записали ее на пластинку. Сначала она называлась "Школьный вальс", но кто-то на худсовете придрался, что по музыке это не вальс и пришлось изменить название. А когда уехал Леонидов, то ее из пластинки выдернули.

Здесь можно послушать песню "Школьный бал"(С.Дьячков-П.Леонидов) в исполнении ВИА "Самоцветы"-солист В. Дьяконов.

Хотя саму песню сделал Слободкин. Он заставлял Леонидова переделывать слова раз восемь. Получилось что Слободкин эту песню сделал, а раскрутили ее "Самоцветы". Потом Бергер ее спел в "Веселых ребятах", но было уже поздно, поскольку у этой песни уже не было эфиров. У меня не было эфиров ни на радио не на ТВ. Туда вообще невозможно было попасть. Только Тухманов, из молодых, смог туда прорваться. Я попробовал, но это была такая мерзость, что я понял- у меня это не получиться.

-Как создавалась песня "Алешкина любовь"?

ОНЕГИН ЮСИФ ОГЛЫ ГАДЖИКАСИМОВ

Она была сделана по заказу Слободкина. Он познакомил меня с Гаджикасимовым. Если бы не он, я бы его никогда не узнал. К нему тогда нельзя было подступиться. Это был совсем другой уровень.
Сначала я написал музыку.Есть поэты, которые могут менять текст, а есть такие, как М.И Ножкин-один раз написал и потом уже никаких изменений. Мне приходилось уговаривать Гаджикасмимова внести изменения в текст, а потом когда мы закончили он мне сказал:
-Ты не представляешь,что получилось. Это так грохнет!
А я этого тогда не понимал. Я делал ее не для каких-то хитов, а просто хотел написать красивую музыку. Мы много раз там все меняли и музыку и стихи.
Бывает так, если с первого раза не получается текст песни, то все, ее бросают и начинает работать над новой. А Гаджикасмимов мог сделать много вариантов, до тех пор пока не получиться. Еще таким человеком был Л.П.Дербенев. Мне даже кажется, что у Дербенева техника была как у Пушкина. Такая быстрота мышления, что он находил в конце концов нужный вариант. Это была фантастика. Я вообще считаю, что поэзия- это выше, чем музыка. Потому что в начале было слово и тут нечего мудрить.
Аранжировку делал, кажется, Валов. На записи был еще и Добрынин.


Здесь можно послушать песню "Алешкина любовь"(С.Дьячков-О.Гаджикасимов) в исполнении ВИА "Веселые ребята"-солист Л. Бергер.Запись 1969 г.
А здесь можно послушать эту же песню "Алешкина любовь"(С.Дьячков-О.Гаджикасимов) в исполнении Л. Бергера.Запись 2005 г.

-А как вообще удалось записать "Веселым ребятам" свою первую пластинку с битловскими вещами. Гаджикасимов помог?

Да, он вообще все и сделал.Слободкин в нем не ошибся. Гаджикасимов не просто великолепный поэт. Он очень музыкант хороший, поэтому у него все музыкально. И он все это пробил.

-A что дальше было с Гаджикасимовым?

После того, как Лапин разогнал их комитет, ему пришлось туго. У Ободзинского половина репертуара была на стихи Гаджикасимова. Так вот автора слов на его концертах не объявляли. В итоге он ушел православным священником в Оптину пустынь. Я туда ездил к нему. Дошел до самого батюшки.
-Да, говорят был такой, но ушел.
-А куда ушел?
-А у нас здесь не милиция. Мы не записываем кто куда уходит.
Мне рассказывали, что он приходил в РАО. Приходил уже в рясе. Он дослужился до какого-то чина в церковной иерархии. А сейчас никто не знает, где он и что с ним.


Окончание