Юрий Валов.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


Как ветер северный дунул на запад...

(сентябрь 2021 г.)

3

-К тому времени вы много писали песен на русском языке. Когда пришло понимание, что надо писать на русском?

Практически сразу, как научился играть на гитаре. Конечно, все происходило медленно, но песни появлялись и занимали место в репертуаре, если они были достойные.

-Какой репертуар лучше воспринимали зрители?

Песни на русском они воспринимали очень тепло, но многие хотели «завода». А для «завода» нужны были песни на английском, причем хорошо известные.

-Известно, что вы участвовали в записи пластинки «Веселых ребят» с песнями «Алешкина любовь», «Старенький автомобиль»…. Как вы туда попали?

Руководителя «Веселых» я знал раньше. Он мне иногда звонил, если искал кого-то из музыкантов, консультировался. А кроме того, в его коллективе работали ребята из группы «Орфей», с которыми мы дружили. Это Леня Бергер и Валя Витебский. Они и позвали меня на запись. Предполагая, что я чем-то помогу в плане гитары.
Запись происходила в кирхе, где тогда была «Мелодия». Запомнилась очень интересная акустика. Из музыкантов, мне запомнился Юра Петерсон. Очень толковый музыкант, тонко чувствующий стиль.

-Вы записывались на пластинку «Веселых ребят» с двенадцатиструнной гитарой. Откуда она возникла?

Самодельная, но очень хорошо сделанная. У нас было два приятеля – Сэм и Кролик. Они работали на номерном заводе и могли сделать все что угодно. Выносили они ящики за бутылку водки. Эту гитару они сделали. А саму идею двенадцатиструнки я позаимствовал у Битлз. Услышал и загорелся идеей. Первую такую гитару я сам сделал из обыкновенной семирублевой гитары.
Вообще, с аппаратурой нам очень помогал студент мехмата Виктор Кеда. Очень продвинутый человек. Мы все деньги старались вкладывать в аппаратуру. У нас был десятиканальный пульт, был двухканальный усилитель на 1000 Вт. Года полтора мы эту аппаратуру доводили до ума. Потом мы ее продали Градскому.

-Вернемся к записи с «Веселыми ребятами»?

Вступление к песне «Алешкина любовь» придумал я. Хотя, ребята меня позвали меня, конечно же, ради записи песен Beatles. После записи ко мне подошел композитор Сергей Дьячков и сказал, что получилась совсем другая песня. Но ему этот вариант понравился.

-В других композициях вы тоже записывались?

Только в битловских. То есть в трех песнях из четырех, записанных на пластинке. «Облади-облада» - там особо играть нечего, а «Старенький автомобиль» было очень интересно записывать.

-Основную гитару записывал Беспалов?

Да, к сожаленью. Он неплохой гитарист, но джазист. Этот стиль ему был непонятен. Мы же с ним тоже учились в одной школе.

-Слободкин вас не приглашал в «Веселые ребята»?

А я к тому времени уже работал в «Голубых гитарах». Я тогда учился на пятом курсе юрфака МГУ и учебы как таковой не было - на этом курсе была только практика. Так вот я договаривался и ехал на гастроли.

-А как состоялось приглашение в «Голубые гитары»?

Меня нашел администратор Колобов и предложил нам всем троим приехать на Грузинский вал, где у них была база. Мы приехали сыграли, Гранов послушал и предложил всем перейти в «Голубые гитары».

-Как вы совместно решили по поводу приглашения в «Голубые гитары»?

Мы понимали, что можем заработать приличные деньги. Думали, что поработаем годик, скопим капиталец, и организуем что-то свое. И будем играть то, что нравится нам самим.
Проработав год, мы поняли, что сами вряд ли что придумаем. Да, работа тяжелая – по два, а то и четыре концерта в день, но работа высокооплачиваемая.

-Но вы не все сразу присоединились к ансамблю?

Первым начал работать я, потом Дюжиков, потом Дегтярев. У них были проблемы с учебой. Пришлось брать академические отпуска. Это происходило в течение трех месяцев.

-Вы сразу обговорили с Грановым, что будете выступать в концерте отдельным блоком?

По сути «Голубые гитары» это был не ВИА, а программа варьете. Я говорил на эту тему с Грановым, и он со мной согласился. Почти у всех артистов были свои блоки, причем в разных жанрах. Кто-то пел обычную эстраду, кто-то народные песни, мы - биг-бит....
Сергей Дюжиков, Виктор Дегтярев и Юрий Валов в составе ВИА "Голубые гитары".

-Помните дату начала работы с ними?

В сентябре 1970 года я поехал в первую поездку с «Голубыми гитарами».

-Раньше после окончания Высшего учебного заведения необходимо было отработать три года по распределению. А как у вас с этим было?

Меня распределили на Петровку, 38. В отдел по особо опасным преступлениям. Но Гранов все устроил. Через неделю я поехал на Петровку и забрал свои документы. И отнес в Москонцерт.

-А как смотрели на то, что вы были с бородой?

Гранова усы и борода не волновали. Главное, чтобы волосы не были длинными. То есть разрешаемая длина была по воротник. На всяких просмотрах приходилось заматывать волосы и прятать под воротник.

-Просмотров было много?

Да постоянно. Сдача программы – обязательно, поездка за границу – обязательно ...

-Были претензии на просмотрах?

Все проблемы решал Гранов. Мы ничего не знали. Настолько он был влиятельный человек.
Однажды мы выступали в Сибири, точно не помню, то ли Новосибирск, то ли Красноярск. Концерт был в Доме офицеров. И Гранов нам сам предложил помощнее поиграть наши рок-н-роллы, чтобы раскачать публику. Ну мы и дали. Офицеры в проходах такие танцы выдавали. И тут выбежал на сцену директор этого ДК и потребовал прекратить шуметь, иначе он вырубит электричество. Гранов с ним пообщался. Концерт мы заканчивали немного потише. А через два месяца мы опять приехали выступать в этот Дом офицеров. И этого директора уже не было. Уволили. Думаю, без Гранова не обошлось (смеется).

-За границу ездили?

Да. Запомнилась поездка на два с половиной месяца в Ливан, Сирию и Иорданию. Столицу Ливана Бейрут я застал еще до разрушений. В 1972 году город был практически разрушен в результате гражданской войны.

-В 1972 году вы не участвовали в Ереванском фестивале в составе группы «Супер»?

В составе группы «Супер» я не участвовал, но со «Скифами» мы ездили раньше на аналогичное мероприятие. То ли в 69-ом, то ли в 70-ом году. Все это организовывал Рафик Мкртчан. Каждому музыканту он платил по 150 рублей за эти выступления. А сам зарабатывал на этом сумасшедшие деньги по тем временам. Народ просто ломился в залы.
Цейский ледник.
Дюжиков, Бергер, Дегтярев и Валов.

По рассказам Дюжикова в 1972 году Ереване было что-то невероятное, вплоть до выстрелов. Конная милиция разгоняла народ.

-В 1973 году Виктор Дегтярев уходит с бас-гитаристом Волгиным и еще некоторыми музыкантами и создается коллектив «Чаривни гитары». Как вы к этому отнеслись?

Никак. К тому времени мы уже поняли, что вряд ли сможем что-то свое придумать. Не знали мы все ходы-выходы тогда, и просто плыли по течению.

-Дюжиков за это время никуда не уходил из "Голубых гитар"?

Вроде, нет. Но они с Витей работали в ресторане «Спутник», когда мы уезжали на два с половиной месяца на Ближний Восток. Причем, Гранов им даже визы сделал, но они не поехали, так как надо было сдавать какие-то экзамены. Конечно, они потом очень жалели.

-Дюжиков пел сольно в «Голубых»?

Пел пару песен. Девушки в зале просто стонали. Но названий песен не вспомню.

-Помните исполнение песни Николаем Агутиным стоя на голове?

Конечно. Первый вариант слов песни про йога написал я. Но Гранов решил, что надо его доработать и отдал какому-то поэту. В итоге осталась половина моих слов.

-Известно, что вы записали вокал в одной из самых известных песен «Голубых гитар» - «Ветер северный». Эту песню сразу вам дали петь?

Да, Гранов сразу отдал мне эту песню Френкеля. Я ее пел в концертах. А потом мы ее записали на пластинку.

-«Голубые гитары» исполняли на концертах вашу песню «Давай забудем». Она была записана?

На пластинках она не выходила. Был период, когда «Мелодия» выпускала записи на катушках (кассетах). Эта песня в студийной записи вышла на одной из таких катушек.

-Хочу спросить еще про одну известную песню «О чем плачут гитары». Вы ее записывали?

Основной голос – Стас Борисов. Мы с Дюжиковым на подпевках. Дюжиков там красивое соло сыграл.

-Кто вспоминается из музыкантов «Голубых гитар»?

Все музыканты были старше нас лет на десять. Поэтому мы втроем держались немного обособленно. Но выпивали все вместе (смеется). Они были стилягами, а мы хиппарями.
Запомнились солисты Вячеслав Кузин, Рафаэль Аюпов (у него очень красивый был голос), Паша Бабаков. Паша был ближе всех к нам по возрасту. Помню, что его мечтой было попасть работать в Большой театр. Но он туда по росту не проходил. Все басы в Большом огромного роста, а Паша был ниже среднего.
О том поколении, о нас я написал песню «Поколение компромисса»:

«Нас белым мелом по черным доскам
Тащила учения курва,
А нам так хотелось черным углем
по белым скалам Дувра.

Мы в серых пальто, под серым небом
В руках плакат без надежды,
А нам так хотелось в лето любви
и побольше дурацкой одежды.

А заявления на свое рождение я не подавал
Из небытия, из мглы забвения я вдруг стал
И я с претензией к природе,
Говорю,  - не честно вроде б

Зародыш не должен выбирать
Где и как ему потом страдать

А мне природа отвечает
Так просто в жизни не бывает
Колоду надо тасовать
Перед тем как по рукам раздать

Вот мы здесь…
Поколение компромисса
Под бюстом Карла Маркса пели Битлз

Что искали – растеряли,
Как хотели - так не спели,
Но зато все вместе были
И уж точно все допили.

Каждый сам из нас усам,
Но вместе клево было нам.

-В 1973 году ансамбль «Голубые гитары» участвовал в конкурсе «Братиславская лира». Что особенно вспоминается об этом?

Пиво у них было обалденное (смеется). А на концертах исполняли что-то народное, да и нас с Дюжиковым выпускали на несколько хитов, чтобы показать, что мы тоже не лыком шиты. Но все было довольно умеренно.
ВИА "Голубые гитары" на "Братиславской лире-73":
Юрий Валов, Павел Бабаков, Николай Агутин, Сергей Дюжиков, Юрий Гранов, Альфред Быков и Вячеслав Кузин.

-Негатива в отношении вас не было?

Мы были такие волосатые, что они и не понимали, что мы из страны Советов. Единственный раз мы пообщались с местными, когда пошли пить пиво с Колей Агутиным. У нас с собой был лещ. Шикарный, большой. Местные заинтересовались. Мы дали им попробовать, но они так и не поняли удовольствия от пива с рыбой (смеется).

-В 1974 году в Югославии вышел диск ВИА «Голубые гитары». Когда вы его записывали?

В Югославии мы были два раза – в 73-ем и в 74-ом, месяца по два. Но никаких записей там точно не было. Скорее всего, это просто сборник наших песен.

Афиша ВИА "Голубые гитары.
На фото Юрий Валов, Николай Сахаров, Борис Волгин и Сергей Дюжиков.

-На этой афише у троих одни костюмы, а у четвертого другой. Кто вам их сделал?

Это все нам сшил Слава Зайцев. Тогда у него еще не было своего Дома моделей, он работал в Доме моделей на Кузнецком мосту. Он часто приходил к нам на репетиции, смотрел, прикидывал. И сделал нам три варианта костюмов. Один в русском стиле, другой - просто рубашки и брюки и третий - костюмный. Причем, тот вариант, что в русском стиле, был в разных цветах - в желтом, синем, сером...

-Какое было максимальное количество концертов в день было в «Голубых гитарах»?

Однажды мы дали пять концертов. Четыре концерта в выходной день было вообще нормой. В будни – три. Спасало, что у нас было практически два состава. Давать столько концертов, например, четверкой – нереально.

-Много зарабатывали тогда в «Голубых гитарах»?

Прилично. Когда я подавал документы на пенсию, то принес в Пенсионный фонд выписку из Москонцерта. У теток глаза на лоб полезли от тех цифр (смеется). Мы подоходный налог платили больше, чем была средняя зарплата по стране.

-Вы уехали в конце 1975 года. Когда ушли из ансамбля?

За год до этого, в конце 1974 года. Я оформил творческий отпуск, чтобы за тунеядство не привлекли. Деньги были, жить было на что. Особо ничем не занимался до отъезда. -Когда вы подали заявление на выезд?

В мае 1975 года. А в октябре я получил разрешение, и мне надо было выехать в течение трех недель.
Про эту ситуацию я тоже сочинил песню:

«Разрешение на выезд получил я октябре
Дождь на визе кляксой подписался
Ветер западный надеждой запах
Так в обнимку с ним и улетел сорвался

Чемодан в углу пузатый, пару сумок я собрал
Все готово, завтра улетаю
А бабуля в кухне пироги печет
Дождь в окно стучит, а я сижу мечтаю

Но те последние деньки я не забуду никогда
И те проводы в слезах, как на поминках
Те в последний раз друзья, та в последний раз семья
Водка, закусь, разговоры, вечеринка

Я за правдою не ехал, я неправдой изгнан был
Надоели роли, фразы, маски
Захотелось самому собой побыть
В полный голос говорить и без опаски.»

-С Грановым вы общались на тему отъезда?

Игорь Яковлевич мне сказал, что я могу работать сколько угодно, хоть до самого отъезда. Но я же понимал, что у коллектива могут возникнуть сложности, тем более, что они постоянно ездили за границу. Поэтому и уволился раньше. Гранов меня поблагодарил за то, что я не бросил тень на ансамбль «Голубые гитары». Он ко мне относился хорошо.

-Не было ли вопросов при отъезде по поводу того, что вы все-таки окончили юридический факультет?

Нет, никаких вопросов не было.
Но мы документы на выезд подавали вместе с моим товарищем, с которым учились на одном курсе. Так вот его не выпустили, и разрешения на выезд он ждал 15 лет. Уехал только в 1990 году. Уже перестройка давным-давно шла. Думаю, что это рекорд по получению разрешения на выезд.

-Почему его не выпускали?

У него отец был генерал-лейтенантом и входил в Генштаб Красной Армии во время войны. И когда его мать и сестра подали заявления на выезд, то их выпустили, а его и брата не выпускали долгих 15 лет. Таким образом, разделили семью. Трагедия заключалась еще в том, что его мать уже в США заболела онкологией. Американские врачи писали в ОВИР, чтобы дали разрешение сыновьям поехать попрощаться. Но так и не дали. Мать умерла, не увидев своих сыновей.


Окончание