Сархан Курбанбеков (Сархан Сархан)

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян

«Азербайджанский Ален Делон».

(февраль 2019 г.)
2

ВИА "Фантазия":
cлева-направо стоят: Виктор Акопов – худ. рук., Юрий Китаев – ударные, Вера Савельева и Людмила Ларина – вокал, Андрей Егоров – гитара, Юрий Шутовский – скрипка, клавишные;
сидят: Анатолий Визиров – вокал, Григорий Славин – клавишные, Сергей Рыжов – бас-гитара.


-И как дальше складывалась ваша судьба?

Меня пригласили работать в Московскую областную филармонию, в ансамбль «Фантазия».
Ансамбль «Фантазия» был организован при Московской областной филармонии Всеславом Лавровым. Характерным для этого коллектива было то, что в нем всегда была очень хорошая вокальная группа. Я был на концерте ансамбля еще при Лаврове и был поражен вокалом. Очень здорово пели. Но упор был на фольклор. Помимо этого была еще и танцевальная группа.
Потом руководитель филармонии Холодный поставил инспектором, а точнее администратором в коллектив, Виктора Акопова. А через некоторое время Акопов сменил на посту руководителя Лаврова. У Лаврова не сложились отношения с Холодным.
Виктор Ованесович Акопов мой земляк, бакинец. Он был намного старше всех - 1938 года рождения. Джазмен, ударник, играл в бакинском госоркестре Магомаева, потом в Грузии, в ансамбле «Диэло». С этим «Диэло» он объездил полмира. Еще во время моего обучения в Гнесинке, Акопов мне говорил, что после окончания я сразу должен пойти работать к ним в «Фантазию». Так и получилось.
Акопов практически не вмешивался в музыкальную часть, этим занимался пианист Игорь Дорохов. Но при этом Акопов был очень хорошим администратором и организатором, все организационные вопросы хорошо решал. При Акопове фольклор стал постепенно отходить на второй план, больше стало эстрады.

-В областной филармонии было два основных коллектива – «Фантазия» и «Цветы». Тогда, наверное, уже группа Стаса Намина?

Первые мои гастроли с «Фантазией» были в Куйбышеве. Разумеется, основным гастролером были «Цветы» (кажется, что тогда они еще были «Цветами»). В первом отделении работали мы, а во втором – «Цветы». У них работали Саша Лосев, Юра Фокин, Сергей Дюжиков и целая струнная группа из четырех девушек. Даже на той дохлой аппаратуре все звучало у них очень здорово. Я специально выходил в зал после нашего выступления, чтобы послушать и посмотреть на них. Кстати, организовывал все тогда очень известный человек – Марк Бендерский. У него была своя «схема» делать деньги на Дворцах Спорта (смеется). Позже он делал нам Дворцы спорта с другими исполнителями. Первое отделение – «Фантазия», второе – Пугачева, или Ротару.

-В чем заключалась эта «схема»?

Допустим, проводится концерт в двух отделениях. Все билеты проданы, которые стоили три рубля. В отчетах же писали, что зал был заполнен, скажем, на 40 процентов, и соответственно столько же продано билетов. Но от проданных билетов оставались корешки с номерами, в виде такой книжки. И куда делись эти непроданные билеты? Они сжигались. Составлялся Акт сжигания. Но при этом должна присутствовать комиссия, расписаться. В эту комиссию должны были входить представители местного Управления культуры и т.д. Соответственно это могло происходить только там, где у Бендерского все было схвачено. А у него было все схвачено во многих местах. Норильск, Северный Кавказ, Одесса… Он очень хорошие деньги таким образом зарабатывал сам и платил гастролерам. Если с ним едешь, то всё на высшем уровне. Хорошие автобусы, всегда подаются вовремя. Отличные номера в гостиницах. Но он был на крючке. Его сначала один раз посадили, потом – второй. Во время второго заключения Марк Наумович скончался.

-Очень мощные были люди! Смольный, Кондаков Бендерский….

Очень мощные. Глыбы! Но когда разрешили кооперацию и пошли эти кооперативные концерты, то филармоническая монополия просто рухнула. Любой торгующий колбасой мог организовать концерт. За них (великих администраторов) было очень обидно. Это были высочайшего уровня профессионалы в своем деле.

-Вернемся к «Фантазии». Кто работал тогда в коллективе?

Музыкальным руководителем был Игорь Дорохов. В вокальную группу входили Владимир Колчков и Алла Левченко. Колчков дружил с Игорем, можно сказать, был ветераном ансамбля.
Кроме них в вокальной группе работали Борис Мясников, молодой, немного наивный, очень хороший парень. Также пел и играл на клавишных Ломанов Алексей. Очень любил Билли Джоэла и Элтона Джона. Еще был певец с низким голосом Мамиконян. Скрипач по образованию, тбилисец, он был значительно старше. Лет сорок ему тогда было.
Юра Веселов играл на трубе и работал «степ». Первая его жена тоже работала в «Фантазии». Бывшая цирковая, участвовала в танцевальных номерах. Такая круглолицая, крепкая, фигуристая.
Потом Юра с ней развелся и женился на Светлане Меньшиковой. Света тоже работала в вокальной группе.
На гитаре некоторое время играл московский армянин, очень хороший гитарист. Такой устремленный (смеется). Очень здорово играл «фирму». Фамилию не могу вспомнить.
Был совсем молодой парень, скрипач Юра Шутовский. Жил он тогда, то ли в Кузьминках, то ли в Люблино. Он потом уехал, кажется, в Израиль.
Через некоторое время после моего прихода, Акопов пригласил в коллектив Юрия Чернавского. Они были знакомы по совместной работе в оркестре Магомаева. Получилось, что Акопов пригласил Чернавского в пику Дорохову. Игорь Дорохов был приверженцем традиционного эстрадного стиля и таких же аранжировок. А Чернавский был очень прогрессивным музыкантом. Юра Чернавский за собой привел ритм-группу. Это барабанщик Юра Китаев и бас-гитарист Попов. Спустя какое-то время Попова сменил Сергей Рыжов. Следом за ними в ансамбле появились солистка Ксения Георгиади и ее муж пианист и аранжировщик Павел Павлов.

-Павлов стал еще одним клавишником?

Да, вторым. Один играл на клавишных, другой на рояле.

-Георгиади называют «Кобзон в юбке». Она действительно была такая работоспособная?

Она не столько работоспособная, сколько очень пробивная и напористая. Она – молодец!
Надо сказать, что Георгиади очень хорошо проходила, на "ура" шла. У меня было все гораздо хуже, так как я пришел из ресторана с пафосом Том Джонса и Джани Моранди. А на советской эстраде это никому не было нужно. И этот пафос у меня очень быстро прошел. По сравнению с рестораном здесь все было другое, даже двигаться по сцене надо было по-другому. А у Ксении был опыт работы в коллективе Смольного, с Поладом Бюль-Бюль оглы. У нее здорово получались песни из репертуара Ротару.

-Бас-гитарист Попов пришел не из ВИА «Акварели»?

Нет, это друг Китаева. Они оба из Электростали, вместе ездили оттуда на репетиции. Небольшого роста, угрюмый.

-Одним из ветеранов ансамбля был гитарист Андрей Егоров?

У него была кличка – Дед. Понятное дело, - с бородой, в очках. Они дружили с Чернавским, с Китаевым. Кучковались вместе, «Агдам» любили выпить (смеется). Андрей писал стихи, песни. Но они были больше в бардовском стиле, в шансоне. Но на один из его текстов я потом написал песню.

-Как строился концерт ВИА «Фантазия»?

Песни три-четыре пела Ксения, три-четыре пел я, а остальное – ансамбль.

-В «Фантазии» еще работала Людмила Шабина?

Да, она позже пришла. Пела что-то из репертуара Бони М, танцевала, хорошо заводила зал. Девушка непростая, вела себя очень достойно. Просто так к ней не подойдешь.

-Еще была такая солистка – Вера Савельева?

Помню такую. Маленькая, голосистая. Хорошо пела. У нее сложились очень хорошие отношения с Рыжовым.

-Что было дальше?

Противостояние Дорохова и Чернавского закончилось тем, что Дорохов ушел в ансамбль «Спектр», который аккомпанировал Льву Лещенко. И забрал с собой почти всю вокальную группу – Аллу Левченко, Свету Меньшикову, Люду Шабину и Володю Колчкова. Мы позже встречались с Володей, и он рассказал одну историю. Работая у Лещенко, он, как и многие тогда прифарцовывал. И вот однажды на гастролях познакомился с людьми, пригласил в номер, чтобы чего-нибудь продать, а те оказались из органов. И Володю арестовали. Лещенко его вытаскивал. Рассказывал он мне это смеясь, но тогда ему было явно не до смеха. Володя сейчас живет в Америке.
Мы часто ездили в туры с Лещенко, по отделению. Лева тогда активно искал себе коллектив, так как ансамбль «Мелодия», который ему аккомпанировал, был нарасхват. Вот он и стал потихоньку набирать народ.

-Вы продолжали работать в «Фантазии»?

Да, этапным периодом стал конкурс советской песни в Сочи в 1978 году. Только тогда ко мне стал приходить успех, я почувствовал, что могу нормально петь на русском. На этом конкурсе мы очень сдружились с коллективом из Тамбова «Молодые голоса». Им руководили братья Аничкины. Какая же у них была шикарная, фирменная аппаратура. Английская! Хорошие музыканты у них работали – гитарист Валерий Гаина, солист Александр Монин (кстати, Саша потом женился на моей первой жене)….
Участники конкурса Советской песни г.Сочи.
Нижний ряд слева направо: Сева Королюк (Молодые голоса), Андрей Егоров (Фантазия), Владимир Колчков (Фантазия), Александр Монин (Молодые голоса), Володя Пустынкин (Молодые голоса), костюмер Татьяна Пустынкина (Молодые голоса).
Средний ряд: солисты-участники. ?, ?,?,?,Виктор Руденко (ансамбль «Контраст», Пермь), Ксения Геаргиади (Фантазия), ?, Сархан Сархан (Фантазия).
Верхний ряд: ?, Павел Павлов пиано (Фантазия), Юрий Чернавский (Фантазия), ?, бас -гитарист Люcик Шапиро (Молодые голоса), Виктор Акопов (Фантазия), , ?, Юрий Китаев (Фантазия), Валерий Гаина (Молодые голоса).

После этого конкурса у нас были, организованные Бендерским, гастроли в Одессе. В программе должен был участвовать Александр Градский, но он не поехал. Кстати, Градский тоже периодически работал в областной филармонии. В основном, с Бендерским.

-Как солист работал?

Выходил с гитарой, один. Мы с ним иногда работали в программах. Очень хорошо проходил.

-И что было в Одессе?

Понимая, что я уже не найду своего композитора, я стал сам писать для себя песни. Искал стихи, писал музыку. Так вот, в Одессе я спел пару своих песен и на первых аплодисментах ушел со сцены. Меня из гримерки конферансье вернул на сцену. Успех был очень большой, зрители не давали начать петь другому артисту. И только тогда я почувствовал эту невидимую нить к своему зрителю.

-А как отнеслись в коллективе к тому, что вы исполняете свои песни?

Ко мне всегда относились, как к выходившему номером. Кстати, как и к Георгиади. Поэтому ничего не поменялось.

-С вами в «Фантазии» не работали ли вокалисты Анатолий Визиров, Светлана Дулина…?

Анатолий пришел на мое место после моего ухода. Дулину не помню. Еще после моего ухода в вокальной группе работала Юлия Акопова – дочь Виктора Акопова.

-…клавишник Александр Бобров?

Поскольку я дружил с Акоповым и после ухода бывал в гостях у «Фантазии», то знаю, что Бобров пришел музыкальным руководителем вместо Чернавского. Такой серьезный, педантичный музыкант. Правда, между ними недолго еще работал Григорий Славин.

-Вы что-то записывали с «Фантазией»?

Я записал песню «Откликнись». Она вышла на пластинке уже после моего ухода.


Продолжение