Лейся песня

Вокально-Инструментальная Эра (1966-1988)
www.via-era.narod.ru






Валерий Колпаков


Лейся, песня.
Украденные гастроли.

(январь 2014, февраль 2018).

2

История ВИА "Лейся, песня" более-менее известна. Однако, есть в судьбе этого коллектива эдакие темные пятна. Можно сказать, черные дыры. Одну из таких черных дыр я попробую осветить, основываясь на известных мне фактах и некоторых предположениях.
Речь пойдет о событиях 1984-89 годов, когда коллектив долго не имел возможности гастролировать и даже был (якобы) расформирован.
В январе 2014 года я написал на эту тему материал, названный мной "Лейся, песня". Украденные гастроли".
С тех пор мои знания по этой теме значительно расширились, и вот в феврале 2018 года я решил дополнить ими ту статью.


Но прежде чем начать разбирать эти события, следует понять общую ситуацию в жанре ВИА в предшествующий период. Я уже касался раньше этой темы в материале о группе "Аракс" и потому просто возьму оттуда небольшой фрагмент:
"Фестиваль "Тбилиси-80" провел рубеж, который разделил ВИА эру на "до" и "после". Жанр ВИА стал стремительно деградировать. Их количество к тому времени сильно выросло и это автоматически стало сказываться на качестве.
Возник кадровый дефицит хороших музыкантов. Прежде всего прекратилась мощная подпитка из лучших представителей самодеятельности. Они получили возможность собственной реализации через нарождавшиеся рок-группы. В ВИА перестали появляться новые идеи. Они занялись откровенной халтурой и их исполнительский уровень сильно упал. Все это не прошло незамеченным для зрителя. В МК СССР и союзных республик пошли вереницы писем со всей страны с жалобами на "гастролеров"... Количество таких писем во все инстанции возрастало. Отмахнуться от проблемы дальнейшего существования жанра ВИА становилось невозможно. Концертные организации, чтобы отвести удар от себя перешли к крайним мерам по отношению к проштрафимся коллективам- их стали расформировывать. Однако, коснулось это только малоизвестных и малопопулярных ансамблей. В итоге можно смело утверждать, что на основании критических писем с мест не был расформирован ни один известный и популярный ВИА."
Из этого, конечно же, не следует, что популярные (кассовые) коллективы были от этого застрахованы. Их тоже иногда постигала эта печальная участь, но, исключительно, в тех случаях, когда они оказывались не в ладах с законом. Хотя и это случалось не всегда. К примеру, в 1982 году в этот переплет попали "Аракс" и "Здравствуй, песня". В итоге первый был расформирован, а второй нет.

А теперь вернемся, собственно, к ВИА "Лейся, песня".

Чтобы правильно понять причины тех событий, нам следует рассмотреть предшествующий им период. А именно с того момента, когда руководителем ансамбля стал Виталий Кретюк (Кретов). Произошло это в 1981 году, когда ВИА "Лейся, песня" покинул его предыдущий руководитель Михаил Шуфутинский. До этого Виталий Кретюк был наряду с Владимиром Пресняковым аранжировщиком ВИА "Самоцветы".
Виталий Кретюк (Кретов).

Виталий пришел в "Лейся, песня" по рекомендации композитора Вячеслава Добрынина, который был в тот момент основным поставщиком песен ансамбля и его неофициальным руководителем. Кстати, точно так же в 1976 году в ансамбль попал и Михаил Шуфутинский. Приход Кретюка был негативно воспринят большинством музыкантов старого состава, которые хотели выбрать руководителя (Владислава Андрианова) из своей среды. Подобная ситуация породила конфликт, который вылился в уход большинства музыкантов.
Состав ВИА "Лейся, песня" перед расколом.
Впереди: Виталий Кретюк, Владимир Ефименко, Борис Платонов, Марина Школьник, Владислав Андрианов.
За ними: Максим Капитановский и Юрий Захаров.
Третий ряд: Валентин Мастиков, Анатолий Мешаев, Виктор Горбунов, Владимир Калмыков.

Руководство Тульской филармонии (где с 1978 года они работали) в лице Иосифа Александровича Михайловского оперативно вмешалась в конфликт, и чтобы не срывать гастрольный план была приглашена группа музыкантов из ансамбля "Шестеро молодых", который в тот момент тоже был на грани раскола.
И. А. Михайловский.

Состав стабилизировался и это позволило Кретюку отказаться от прежнего репертуара и поменять попсовый стиль группы, оставшийся от прежнего руководителя, на более рок-н-ролльный и даже блюзовый. Этому способствовал и новый дуэт гитаристов: Юрий Рыманов и Алексей Милославский.
Ушедшая ранее группа музыкантов старого состава попыталась работать самостоятельно, но это им не удалось, и через короткий период почти все они вернулись назад. Кроме Юрия Захарова.
Виталий Кретюк почти перестал работать на сцене, уступив свое место Дмитрию Закону, а сам, только в заключительной композиции программы "Замкнутый круг", садился за рояль.
"Лейся, песня"-1980.
Слева-направо: вверху: Рыманов, Мастиков, Ширяев, Капитановский, Расторгуев, Милославский;
внизу; Горбунов, Закон, Школьник, Мешаев, Калмыков.

В 4 сентября 1981 года ВИА "Лейся, песня" попала на страницы газеты "Советская культура", где его критиковали за многочисленный состав и отсутствие индивидуальности.

ВИА "Лейся, песня" работал в Тульской филармонии до 1982 года, а затем поддавшись на уговоры директора Кемеровской филармонии Ю. Л. Юровского, перебрался туда.

Юрий Львович Юровский в то время -один из самых известных и влиятельных организаторов советской культуры. С 1949 по 1971 год он был директором Омской филармонии, которая благодаря его усилиям стала одной из ведущих концертных организаций СССР. В его бытность там начали показывать большие театрализованные представления на стадионах, одни из первых в стране. Там он был замечен и в ноябре 1971 года его назначили директором главной концертной организации России "Росконцерт". В декабре 1977 году он пришел директором в Кемеровскую областную филармонию.
В тот момент ВИА "Лейся, песня", как раз, работал в этой филармонии и даже успел только что стать Лауреатом премии Ленинского Комсомола Кузбаса. Коллектив на тот момент, безусловно, входил в первую десятку самых кассовых ансамблей СССР и был главным эстрадным финансовым активом Кемеровской филармонии.
21 января 1978 года в кемеровской газете "Комсомолец Кузбасса" вышла критическая статья "Лауреаты на гастролях". В ней ВИА "Лейся, песня" был подвергнут резкой критики за неуважение к зрителям и развязное поведение во время гастролей в Междуреченске, где он, между прочим, давал по три концерта в день, что являлось серьезным нарушением гастрольной деятельности. В соответствии с приказом Министерства культуры СССР №48 от 1 февраля 1972 года, исполнителям разрешалось давать в день только один сольный концерт. Однако, в виде исключения ведущим (популярным и кассовым) артистам разрешалась по согласованию с концертной организацией, от которой они работали, давать два сольных концерта в день. Не больше.
Статья "обидела" коллектив, и он в полном составе перебрался В Тульскую филармонию под крыло Иосифа Александровича Михайловского.

Ю.Л. Юровский очень хотел вернуть "кассовый" коллектив назад в Кемерово. Его мечта исполнилась 25 января 1982 года. Вот как об этом рассказывал Дмитрий Закон:
-Вы наверное знаете, что тогда было два самых крутых директора филармоний: Тульской – Михайловский, а Кемеровской – Юровский. Когда я оказался в «Лейся, песня», ансамбль числился в Тульской филармонии...
В тоже время Юровский мечтал вернуть ансамбль в Кемеровскую филармонию. И я помог осуществить ему эту мечту. В какой-то момент Михайловский лег в больницу. А я под каким-то серьезным предлогом забрал трудовые книжки всех участников ансамбля из Тулы и отвез их в Кемерово. Афера, конечно же, но… Задним числом написали заявления об увольнении. Когда Михайловский вышел из больницы, то был жуткий скандал, можно сказать, скандалище. Конечно же, ему сообщили о моем участии в этом деле. И Михайловский до конца жизни со мной не разговаривал.

Однако, ансамбль всего три месяца работал под началом Ю.Л.Юровского. В мае 1982 года Юрий Львович ушел на повышение в Москву.
Продолжение