Сергей Бушуев.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.


"Все было сказано тогда".

(август 2019 г.)

2

Гнесинцы, выпуск 1983 года, эстрадное отделение.
Справа налево: Сергей Бушуев, Андрей Астафьев, Евгений Габов, Любовь Зазулина, Елена Крашевская, Вадим Федяев, Инга Яник, Владимир Шамин, Александр Бурков, Александр Мясников, Михаил Михайлюк.

-Расскажите про Гнесинку. Сколько человек было на курсе? Как взаимодействовали с инструменталистами?

Тогда студентов было немного. У каждого преподавателя было не больше пяти студентов. С нами занимались Мира Львовна Коробкова, Александр Борисович Градский, Роксана Бабаян. Моим преподавателем была Маркович Татьяна Николаевна. Я у нее был первым учеником. Она только начинала работать в Гнесинке. Потом еще появился Хачатуров Владимир Христофорович, муж Татьяны Николаевны. Он был тогда солистом Московской Государственной филармонии и Москонцерта.
Я спросил у Кости Рощина какая сейчас ситуация с преподаванием. Он сказал, что у него сейчас шестьдесят студентов. Рощин преподает в Гнесинке больше 30-ти лет. А пришел он учиться на следующий год после меня.
При мне Коробкова выпускала, учившихся старше, - Васю Ротаря, Володю Куклина, Володю Коробку, Ирину Отиеву. А со мной на курсе учились Андрей Сапунов, Лена Крашевская, Инга Яник, Андрей Астафьев, Владимир Шамин, Люба Зазулина…

-Крашевская – жена клавишника Юрия Крашевского?

Да, но на четвертом курсе они развелись, и она стала женой Миши Шевцова. Он известен по работе в группе Константина Никольского «Зеркало мира».

-Вы учились четыре года?

Да, но после первого курса я перевелся на отделение инструменталистов. И выпускался уже на этом отделении. Кстати, здесь моим однокурсником был Саша Мясников, известный по программе «Два рояля».

-Какая у вас была стипендия?

38 рублей.

-Вы окончили Гнесинку в 1983 году?

Да.

-И куда вы пошли работать?

Кто-то из Гнесинки сказал мне, что в Росконцерт, в ансамбль «Лада» требуется вокалист. Дали номер телефона Эдуарда Кролика. Я ему позвонил, и он пригласил меня на прослушивание.
На прослушивании я спел из репертуара Стиви Уандера и какую-то отечественную песню. И меня приняли.

-Помните, какие еще ансамбли были тогда в Росконцерте?

«Коробейники», «Ровесники», «Лада», "Добры молодцы" и «Пламя».

-В каком составе работал вокально-инструментальный ансамбль «Лада»?

У нас была вокальная группа и инструментальная. В вокальную группу входили Ольга Журавлева, Андрей Митюхин и я. В инструментальную – гитарист Владимир Карамонов, клавишник Владимир Соловьев, саксофонист Владимир Сергеев, ударник Александр Федотов и бас-гитарист. Ну, и сам Эдуард Вениаминович Кролик, руководитель коллектива, гитарист и вокалист.

-Что составляло основу репертуара?

К нам на репетиции постоянно приходили маститые композиторы, члены Союза композиторов во главе с Аедоницким. Приходили молодые композиторы Ефимов, Добрынин… Они все были хорошо знакомы с Кроликом и, разумеется, мы в основном исполняли их песни. Несколько песен Кролик доверил исполнять мне. Я спел их в современной несоветской манере с западным налетом, что вызывало недоумение у членов Союза композиторов.
И плюс к этому исполняли пару песен Кролика. У него, кстати, были неплохие песни. Часто бывало, что сам Кролик выходил исполнять свои песни под гитару, чтобы ребята отдохнули. Я ему помогал на рояле.

-В «Ладе» работал довольно необычный персонаж – Вячеслав Брюквин. У него был ДЦП. Вы его не застали?

При мне он не работал, но часто бывал на репетициях. Помню, что однажды он принес свою песню «Речка Рось». Достаточно интересная песня по тем временам.

-Облик солистки Ольги Журавлевой напоминал облик одной из солисток АВВА?

Тогда я об этом не задумывался, а сейчас я понимаю, что это так и было. Действительно похожа.

-Что можете вспомнить еще об одном вокалисте – Андрее Митюхине?

С ним мы работали потом в Интуристе на Тверской, в программе варьете. Тогда же Андрей женился на певице со сценическим псевдонимом Принцесса. Потом они уехали в Баден-Баден. В последний раз мы с ним разговаривали лет пятнадцать назад.
Что касается вокалистов, то мы как-то работали гастроли с болгарской певицей Стояной Николовой.

-В жизни коллектива принимала участие жена Кролика Татьяна Учадзе?

Нет, я бы такого не сказал. Я знал, что она раньше работала в коллективе костюмером, кажется. Но какого-либо её участия не было.

-Отношения в коллективе и с самим Кроликом были нормальные?

Отношения в коллективе были хорошие, ровные. С Кроликом отношения были уважительные, обращались друг к другу на «вы». Бывали моменты во время репетиций… Он как-то что-то показывал нам, а я предложил ему написать всё в нотах и раздать музыкантам. Наступил на больную мозоль. Он ведь не знал нот, а я об этом и не ведал. Обида была серьезная.

-Считается, что в Росконцерте имел огромное влияние Вадим Мулерман?

Я вообще об этом ничего не знаю. И Мулермана никогда не видел.

-Считается, что расформирование ансамбля «Лада» в 1985 году произошло из-за неумения Кролика находить общий язык с руководством Росконцерта, с гастролерами?

Я не могу сказать насчет руководства, но с гастролерами бывали конфликты. В тоже время со своими музыкантами у Кролика были очень хорошие отношения.

-В то время по радио постоянно крутили два хита ВИА «Лада» - «Берег детства» и «Ты погоди» композитора Павла Аедоницкого. Ну и сама песня «Лада», правда более известная в исполнении других артистов. Исполняли эти песни на концертах?

«Ладу» точно не пели. Про две других не могу сказать, просто не помню. Но я их точно не пел.

-А вы что пели сольно?

«Верю, что ты придешь» Зацепина. Ещё исполнял какие-то песни членов Союза композиторов (смеется), но точно не вспомню.

-Это понятно. Вам говорили, что у вас похожи голоса с Анатолием Алешиным?

Говорили.

-Зарабатывали тогда хорошо?

10 рублей 50 копеек за выступление. Легко посчитать, умножив на количество концертов.

-Обстановка в коллективе была здоровой. А выпивать позволяли себе музыканты?

Нет, мы не пили. Я вообще в те времена старался не выпивать, так как это могло сказаться на голосе, на связках. Был, пожалуй, единственный случай, когда Стояна Николова угостила меня коньяком перед выступлением. Выпили с ней по 50 грамм. Не смог отказать.

-Как вы ушли из «Лады»?

Кролик пригласил на разговор. Объяснил ситуацию. Сказал, что после смерти Брежнева стало гораздо тяжелее работать. И по нормо-концертам и по многим другим факторам. Гастролей стало меньше, доходы упали. И если я уйду из коллектива, то он меня поймет. И я написал заявление.
Продолжение