Юрий Романычев.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


"Успех - это творение... собственных рук".

(февраль 2014 г.)


3

-Теперь давайте поговорим конкретно о составе.

Эдуард Вениаминович Кролик - это слишком обширная тема для обсуждения. Хотя и реальная.
Никогда и ни от кого я не слышал мнения, что Кролик глуп, туп, ограничен и недальновиден. Он рулил умело. С неприязнью к Кролику в ансамбле я не сталкивался. Субординация, конечно, была. Да, с ним спорили, но ему никогда не хамили. Не припомню (и представить не могу), чтобы Кролик кого-либо оскорбил.
Кроме того, он не сидел на концертах в гримёрке с рюмкой чаю (как это часто бывает у худруков), а – сам стоял на сцене, пел и играл на гитаре. Он умело выстраивал вокальные партии. Он был блестящим рассказчиком, эрудированным и остроумным человеком.
Он не пил. И не был ханжой.
Я всегда обращался к нему по имени-отчеству, хотя никто меня к тому не обязывал.
Он ведь работал у Лундстрема – а в ту пору таких людей я видел мало.

Прекрасный барабанщик Юра Куранов проживал в Воскресенске, Моск. обл. Крепкий, академически подготовленный музыкант, с хорошей оркестровой читкой. Как, впрочем, и сменивший его блестящий Саша Буров: в дальнейшем судьбой Бурова стал оркестр Госцирка на Цветном (а роль барабанщика там, и описывать не надо: на нём просто висит ВСЁ). Он проработал там лет тридцать (и, вроде бы застрял за границей - точно подтвердить не могу).

Бессменный басист Юра Сухоруков, раменский: уже в те годы он раздобыл себе настоящий Fender (это было необыкновенно); владел новыми приёмами игры, пел, танцевал. Играл безупречно точно. Вот тут надо сказать, что в "Ладе" шаровиков, не знающих нот, просто не было как явления. А учился Юра вроде бы на дирхоре.
Он долго (может, и сейчас работает?) трудился в Вологодской филармонии с женой-певицей.

Трубы: Серёжа Баранов, раменский: крепкий "верхолаз", с какой-то американской бэндовой школой (наверно, о чём и сам не подозревал). Музыкантская судьба Серёжи трагична. Деталей не знаю, но - остаётся только сожалеть.

Вторая труба - Валерий Зыков, раменский: он был старше всех нас (даже Кролика), из военных музыкантов (вроде?), но группу дудок держал именно он. Все их штрихи и нюансы были на нём.

Валеру Сорокина, тромбониста, я упоминал. Средненького музыканта в группе эти люди бы не потерпели.
Никого из нашей тогдашней духовой группы нет в живых.

Гитара: Виктор Федорченков, раменский. Виртуозно играл всё, что требовалось от него в ансамбле. Был ориентирован на джаз, любил Джо Пасса и Монтгомери: но на сцене-то это не сказывалось, он лихо поливал в эстрадно-роковом стиле, как того требовал репертуар. Откуда у него были такие изысканные вкусы, я так и не раскусил. Парень – из простой семьи, музыкального образования не получил – но с ходу читал с листа сложнейшие композиции (а ведь для гитары пишут со специфическими нотационными штрихами). Совершил самоубийство, молодым.

Певцы: Гена Сорокин (не Валера и не брат). Раменский. Симпатичный парень невысокого роста, с отличными задатками комика и крепким тенором. Что с ним было дальше, не знаю.

Андрей Степанов: молодой красавец, впоследствии работавший с другими группами и даже сделавший в 90-х сольный проект (Андрей Рублёв).

Оля Журавлёва (из Воскресенска она – или из Раменского?): молоденькая девочка, по типажу и стилю - блондинка из Аббы. Даже лица схожи. Сильная солистка. Впоследствии я видел её в "Москвичках". Она и сейчас продолжает работать как певица.

Оля Орлова - красивая, вальяжного вида москвичка, закончила калужское училище как скрипачка.

Вторая скрипка - Витя Дадашев: образ мулата из Бонни-М. Смотрелся он очень фактурно. Он и Орлова соло не пели, но – хорошо играли на скрипках (тогда применялись, так сказать, "дисковые идиомы", на такое звучание был спрос).

Коля Петров (да, вот так его и звали), раменский. Невысокий блондин с курчавой гривой и ангельским голосом. Успешный солист (и отлично пел в ансамбле). Квалифицированный флейтист. Трогательно наивный юноша. Где он нынче, тоже не представляю.
При этом пели и подпевали – все (кроме, пожалуй, только меня).

Ну - Брюквин, конечно. Ну, я. И сам Кролик.
Вот – то, что в отношении личного состава было при мне. Похоже, никого не забыл.
Когда я увольнялся, на моё место за роялем сел достойный человек и крепкий пианист Илья Гольдфарб. Впоследствии Илью забрал к себе В. Спиваков – и тот, первый состав, обустроился и стал жить в Испании. И Илья – в том числе.

-Я знаю многих из ВИА, но тут кроме Кролика, Гольдфарба и Степанова остальные фамилии мне ничего не говорят.

В общем, да, я понимаю: (почти) все остальные персоны в сфере ВИА себя дальше не явили – или расстались с музыкой, или работали в каких-то других направлениях, в хоре, в оркестре. Я тоже не особенно следил за тем, что с кем стало.

-Вот тут кадр из фильма 1978 года с участием"Лады". Могли бы назвать всех музыкантов в кадре?


Слева направо – Баранов, рядом с ним – Куранов. Правее – Сухоруков, Валерий Сорокин, Геннадий Сорокин и Кролик. Сидят – Татьяна Рузавина и П. К. Аедоницкий.

-Рузавина работала в "Ладе" или это приглашенный номер?

Рузавина работала, как участник ансамбля, вокалистка, наравне со всеми. Я только её не застал, но об этом знал.
Кстати, в кадре не весь состав.Съёмка сделана раньше, чем указано в титрах, редактора ошиблись. Снимали явно в павильоне, но зачем-то вмонтировали кадр, снятый в 5-й студии ГДРЗ (хотели оживить сюжет?). Эта съёмка была не при мне: независимо от того, взяли бы меня для антуража или нет, я бы о этом факте знал. Знал только, что раньше съёмки были, а пока их нет.
Вообще на момент, когда я работал с "Ладой", был период, когда Кролик (или ему помогли?) очень сильно снизил градус публичности: фондовых записей было всего где-то 2-3 в год, это мало.

-А как зависела публичность от фондовых записей?

Выпуск грампластинок – это, прежде всего. Это очень мощный продвигающий фактор. Радиотрансляции. Возможные телеэфиры. Без фонограммы студийного стандарта во всё это нечего было и соваться, а на репетиционной базе студийных условий у нас не было. Да и ни у кого почти что не было тогда.

-Вот здесь дискография "Лады" Вашего периода.Что-то об этом можете рассказать?

Все эти работы выполнены до 1977 года точно: знаю, что две сольные песни поёт Галина Крылова (с ней мы работали в "Акварелях", но в "Ладе" друг друга не застали). Меня нет ни в одной из этих фонограмм. Какие-то вещи из этих, от силы три, я застал в текущем репертуаре, но потом Кролик их убрал.
Самое интересное, что аранжировки того периода сделаны чуть что не по слухам! Вообще-то (своей заслугой не считаю) работа с нотным материалом в ансамбле началась с моим (и Брюквина) приходом, и воспринималась, как революция. Раньше там это как-то не было привито.
Но вот, что удивительно, Кролик как-то умел всё так весело и доходчиво объяснить аранжировку на пальцах, что с ним нетрудно было обойтись и без нот!
Вообще игра по слухам была повсеместной практикой. Не претендую на глобальную мысль, но – в том, похоже, и причина того, что академическое музыкантское сословие относилось к деятельности ВИА с лёгким пренебрежением.

-Уточните, какие именно две сольные песни поёт Галина Крылова?

«Берег детства» и «Ты погоди» (там везде подпевают мужские голоса).

-Вы участвовали в каких-либо известных сегодня записях "Лады" (ТВ, радио, Мелодия)?

Когда я работал, оперативные записи в ГДРЗ у нас были. Помню песню "Олимпийская Деревня" (пытался поискать в сети фонограмму и не нашёл). Автора забыл – вроде написал её Кролик. На тот уровень раскрутки, как, например, "на трибунах становится тише" эта вещь не вышла. Хотя в радиоэфире она звучала, слышал сам.

-А другие?

Точно помнится только "Олимпийская Деревня" (там была моя аранжировка, причём немного нестандартная, с использованием духовой гармоники), остальные вспомнить не могу никак. Мы постоянно разучивали новые произведения, я часто ходил на записи с оркестром и разными группами – и в этом смысле в голове всё немножко смешалось.
Телевизионных эфиров (центральных каналов) при мне не было. Были съёмки на гастролях в каких-то областных городах типа Читы, но это всё не в счёт.
Грамзаписей с "Ладой" при мне не было.
Вообще всё вышеперечисленное сопровождало меня всю жизнь, я постоянно писался, снимался, работал в оркестре Гостелерадио, музыкальной телепередаче и проч., но почему-то с "Ладой" – у меня ничего этого не было совсем.

- "Лада" (или Вы лично) испытывала какое-то идеологическое давление в работе?

Объективно глядя, никакой крамолы в нашем репертуаре не было. И никакого фрондёрства. Наоборот, мы добровольно разучивали бамовский сет, песни членов союза – и в этом смысле активно изъявляли лояльность для пользы дела. Однажды из Росконцерта в отношении нас стали продвигать инициативу – устроить силами ансамбля некую шоу-программу а ля мюзик-холл без танцоров (а больше всего это напоминало телевизионный "бенефис", только без центрального персонажа). То есть, затеяли драмкружок. Вызвали режиссёра, он ходил на наши репетиции; мы разучивали с ним какие-то тексты и движения – сценарий никому не нравился, все были очень недовольны. И это дело благополучно замяли: мы как работали свои концерты, так потом работали их и дальше.
А совсем уж ура-идеологизированных песнопений в репертуаре никогда не имелось. Это был не наш путь.

- Кто был директором "Лады"?

Таня Учадзе, жена Кролика. Она была хорошим директором, и ей за всё спасибо. Мне стало известно, что она проживает сейчас в Канаде и у неё всё хорошо.

-Что было с Кроликом дальше, Вы не в курсе?

Я не застал расформирование "Лады", но однажды встретил Кролика в 1985 г. в общем концерте на стадионе (я был в составе ансамбля "Добры Молодцы" он работал звукорежиссёром у К. Георгиади. Потом, в конце 80-х, узнал (как раз Георгиади мне и сказала), что Кролика не стало.

-Очень интересный рассказ про "Ладу". Ничего подобного о ней я не слышал.

О, да! Всё же были тогда люди, которые любили свой ансамбль, и понимали: успех - это творение их собственных рук. Казалось бы, все должны так думать: а на практике - не все и не всегда. И если сейчас кто и пишет что-то про "Ладу", то, наверно, только Лоскутов (я с ним не знаком).

-Почему решили уйти из "Лады"?

Весной 1980, перед Олимпиадой получил предложение работать в составе ВИА "Акварели" от тогдашнего директора коллектива, замечательного трубача и великого человека Владимира Тартаковского - и с удовольствием его принял.
Продолжение