Виктор Харакидзян и неизвестные "Поющие сердца".

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Виктор Харакидзян и неизвестные "Поющие сердца".


(июнь 2006)

3



-Вернемся в самое начало. Где вы репетировали и от какой филармонии начали работать?

Первые репетиции были в красном уголке Тэц 9, на 2 этаже, метро Автозаводская. У нас каждый день в 11 утра были репетиции, у Векшейна это было железно. Очень редко были выходные.
Тогда ещё с нами был Вэлл Роудд, будующий муж Понаровской. Его пригласил Векштейн. Он с нами репетировал, но ни в одном концерте так и не выступил.
Когда мы отрепетировали программу, то показали ее сначала Москонцерту, а потом и Росконцерту. Однако они нас не взяли, сказали, что слабовато. Тогда мы устроились в Калужскую филармонию. Первые гастроли были по области.
Александр Ольцман, Виктор Векштейн с виброфоном "Премьер",
Виктор Харакидзян и Владимир Шнайдерман.
Кинотеатр "Октябрь" январь 1975 г.
Кинотеатр 'Октябрь' январь 1975 г.
Сначала мы назвались ВИА "Современник", но под этим названием появился оркестр под управлением А. Кролла, имевший больший вес на нашей эстраде. И поскольку мы тогда еще ничего из себя не представляли, то нам пришлось менять название на ВИА "Поющие континенты", а "Поющими сердцами" мы стали позже.
В Калужской филармонии мы работали год-полтора. И только набрав мощь были прглашены в Москонцерт. Это было в 1972-1973 гг.

-А когда вы записывали "Листья закружат", вы были в Калужской филармонии или уже в Москонцерте?

Кажется еще в Калужской, но точно сказать трудно, фактически аснамбль был московский, все жили в Москве, а в филармонии появлялись, получать зарплату.
Конечно, престижней всего было работать в Москонцерте или Росконцерте. Векштейн хотел в Москонцерт, потому что всю эту кухню он знал изнутри. Москонцерту принадлежали все концертные площадки в Москве, но не впрямую, а просто, Москонцерт обязан был их обслуживать.
Система была такая. Все концерты в Москве должны идти через Москонцерт. Все концерты по России идут через Росконцерт. Если ты хочешь выехать в союзную республику, то это делалось через Союзконцерт. И был еще Госконцерт- это зарубежные гастроли.
У каждой этой организации было свое руководство, но они все хорошо знали друг друга, потому как, если ты хочешь работать в Москве, то звони в Москонцерт, если хочешь поехать в Ростов, то звони в Росконцерт и т.д.

-А кто был над ними?

Вообще всем управляло Министерство культуры СССР.

-Москонцерт тоже был подчинен Минкульту СССР?

Конечно.Лестница подчинения была длинная. Но тогда ее можно было содержать. Тут очень простая арифметика. Представим Дворец спорта. Выступает с сольным концертом один из наших коллективов, скажем из 15-20 человек, средняя ставка артиста 19р.50коп. (а самая высокая ставка была 22р.50коп. и называлась она "камерной"). Векштейн ее очень долго пробивал. "Классики" под такой ставкой работали. Чтобы ее получить специально делались инструментальные произведения.
Так вот, примерно, считаем, работают 20 человек по 20 рублей. Итого 400 рублей. Зал 5 тысяч человек, билет стоит 3 рубля. Итого 15 тысяч. Вопрос:
- Где деньги?
Ответ:
-Куда надо.
Так что государству было на что содержать эту "лестницу".
Виктор Векштейн, Александр Ольцман,Виктор Дорохин, Виктор Харакидзян, Слава Индроков, Владимир Шнайдерман,Владимир Избойников и Наташа Шеманкова
Виктор Векштейн, Александр Ольцман,Виктор Дорохин, Виктор Харакидзян, Слава Индроков, Владимир Шнайдерман,Владимир Избойников и Наташа Шеманкова

В 1970-х годах мы записали на ТВ 11-12 песен. Лапин (тогда министр радио и телевидения) все прослушал и говорит:
-Какой классный коллектив.Что это за ансамбль?
-"Поющие континенты".
-Кто руководитель?
-Виктор Векштейн.
Он тут же дал команду все записанное размагнитить. Ему не понравилась фамилия ВЕКШТЕЙН! С этого момента Векштейн понял, что телевидение прикрыто, а потому все поставил на карту, чтобы в основном гастролировать за рубежом.
В 1974 году у нас уже были соцстраны: Болгария, Польша и ГДР, а в 1975 году, мы уже гастролировали на Кубе.
У нас были гастроли по 3 месяца в 12 странах Латинской Америки и 3,5 месяца 12 стран Африки.Потом соцстраны даже не брали в счёт.

-У вас был такой состав, где было много духовых. От кого это шло и нравилось ли это вам самим?

От Векштейна. Это он так хотел, да и нам это нравилось, ведь звучало классно.

-Другие наоборот от духовых уходили.

А мы нет, Векштейн очень дудки любил и джаз тоже, а потому в ансамбле всё это давало хорошее, мощное звучание.

-А не кажется, что это сказывалось на популярности. Все-таки молодежь ансамбли с дудками не жаловала?

Может быть. Но несмотря на это, Векштейн не хотел ничего менять и может быть поэтому ансамбль отличался от других. Что такое ансамбль в то время? Это воплощение одного человека. И он гнул свое. В чем был хорош и интересен Векштейн? Не нравится-двери открыты!
Он старался, чтобы ансамбль был разноплановым. Поэтому и голоса у солистов были на любой вкус, похожих не было, отличали сразу, кто поёт. Тот же Паша Бабаков у него голос, наверное, самый низкий в мире-6 октав. Он закончил институт им. Гнесиных и Московскую консерваторию по классу вокала. Ему были открыты двери в Большой театр, но он пошел на эстраду, сначала в "Голубые гитары", а потом в "Поющие сердца".
Игорь Иванов работал у нас 3 года и ушел потому что, как он говорит, Векштейн обещал, но не сделал ему повышенную ставку.

-Работа над первым гигантом.

Сначала мы просто записывали песни, когда была такая возможность на "Мелодии", а когда песен накопилось достаточно, решили выпустить гигант. Там, конечно, были компромиссные произведения. Например, "Стучись в любую дверь"-эту песню на концерте мы не пели. На диск она попала по "просьбе" Н. Богословского. У него были, как раньше говорилось, очень "длинные руки". Он мог любую студию сделать. Ты ему записываешь песню - он тебе делает студию. Умнейший и очень интересный человек.
"Все что было" Кукульского тоже из этой серии. Как эта песня попала на диск я не помню, но кто-то руку приложил.

-А Днепров?

Его мы любили тогда и продолжаем любить сейчас. Он пишет классные песни.
Тогда очень долго отбирались песни, которые должны были попасть на диск.

-А кто это определял?

В. Векшейн, а также композиторы и поэты: Н.Богословский, О.Фельцман, Р.Майоров, Д.Тухманов, В.Добрынин, Л.Дербенёв, И.Кохановский, В.Харитонов, М. Пляцковский.
"Прощай, мама"-это фирменная песня, но кто - такой Зегель мы не знали и был ли он вообще. Векштейн как-то объявил на концерте: "Композитор Зегель". Так и пошло, хотя я сомневаюсь.
Вот песня "Оглянись во гневе" - А. Богословского, сына Н. Богословского, думаю, без папы не обошлось, но Андрей оказался прекрасным композитором и поэтом. Мы с ним подружились и были ещё песни, написанные им в нашем репертуаре.
С О.Фельцманом мы стали сотрудничать плотно с 1973 года. С его песнями "Мир дому твоему" и "4444" стали лауреатами Четвёртого Всероссийского, а 1974году Пятого Всесоюзного конкурсов артистов эстрады.

-С кем из звукорежиссеров "Мелодии" вам больше приходилось работать?

С Виноградовым и Бабушкиным.
Все хотели попасть к Бабушкину. Нам повезло, мы с ним писали песни Богословского к фильму "SOS над тайгой". И звучало это идеально. А большинство песен для гиганта, записано с А.Виноградовым.
Надо еще сказать, что писали тогда на "Мелодии" не очень здорово. Сейчас слушаешь, голос висит, а инструменты где-то провалены и сказать, что там играют классные музыканты, трудно. Виноградов был на похожей студии в США по обмену опытом и рассказывал:
- Не могу понять. Мы тут все стены драпируем, все окна закрываем, чтобы никакого лишнего звука не просочилось, а у них окна открыты, а все так звучит! Не могу понять, в чём дело? В чём секрет?
Может просто, опыта не хватало.

Продолжение