Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Георгий Симонян.

Три судьбы Игоря Офицерова (2011).

2

Калуга.
Виктор Векштейн,Игорь Офицеров,Юрий Матвеев (саксофон, вокал) и Виктор Харакидзян.

Какое было название тогда у коллектива?

Так как большинство пришедших ребят не имело московской прописки, то в Москонцерт нам путь был заказан. Векштейн договаривается с Калужской филармонией и нас берут туда. Решили назваться ВИА «Современник». И сразу поехали на гастроли по калужским колхозам и колхозам соседних областей. Где-то через месяца четыре из Росконцерта приходит письмо о том, что такое название принадлежит им и под этим названием работает коллектив Анатолия Кролла.
Ну, что делать? Надо искать новое название. А в то время, если какой-то ВИА не исполнял хотя бы одну песню на английском, это считалось дурным тоном. И вот мы придумали название «Поющие континенты», чтобы под эту «фишку» исполнять песни на разных языках. Напечатали кучу афиш и поехали на гастроли. Надо сказать, что я не пел на иностранном языке. Как-то не складывалось с языками.
Практически в каждом городе к нам подходили чиновники местных управлений и допытывались почему мы так много поем на иностранных языках. У Векштейна на эти случаи была заготовлена байка про песни протеста и угнетение негров. Но в одном городе это не прошло и на нас накатали гневное письмо. Вернулись в Калугу и стали думать как быть дальше. С нами на гастроли в качестве конферансье ездил Ян Гальперин. Помимо конферанса он писал тексты к песням (позже он уехал на ПМЖ в Израиль). Он рассказал, что недавно слышал передачу по радио с Утесовым. Утесов, говоря про свой голос, сказал, что всегда пел сердцем. Эта мысль очень понравилась Гальперину и он предложил назваться «Поющими сердцами». А афиш было напечатано тонны! Пришлось заклеивать слова «континенты» и наклеивать «сердца». Решили, что проедем с гастролями, а потом чего-нибудь придумаем. Но так и не придумали, так и остались «Поющими сердцами».

Когда пришла Шеманкова?

Виталий Шеманков привел, они уже были тогда женаты. В 72-ом, кажется. Очень приятная, воспитанная, отзывчивая. Певица замечательная, победительница телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты». Она очень украсила ансамбль.

Где была самая первая база "Поющих сердец"?

Где-то полгода я жил у Векштейна на Трофимова. В его двухкомнатной квартире на одиннадцатом этаже. И рядом при каком-то ЖЭКе была наша первая репетиционная база. Потом мы перебрались к метро «Щербаковская» (сейчас – Алексеевская). От метро надо было идти довольно долго. Это был ДК при каком-то заводе, названия не вспомню. Вот туда и пришли всем семейством Шнейдерманы показывать Володю. Володя очень был талантливый, с хорошим густым баритоном, внешне шикарно выглядел. Артистичный, хорошо держался на сцене. Сдержанный, воспитанный, широкой души человек, щедрый – всё самое хорошее можно о нем сказать.

Куба.
Владимир Шнайдерман и Игорь Офицеров

Он сразу встал за клавишные?

Так у нас фактически не было клавишника. То есть был Виктор Яковлевич, но... Векштейн сам понимал и никогда этого не скрывал, что он больше администратор, чем пианист. Организаторские способности уникальные, работал днем и ночью.

А как же он играл в прежних составах?

Конечно же, определенный уровень был. Кстати, первые клавишные у него были самодельные, их сделал наш звукорежиссер Володя Соловьев, который тоже у Мулермана работал.

Когда Шнайдерман пришел к вам?

Точно не помню, но где-то в 72-ом. Володя Шнайдерман из семьи исполнителей русских народных песен, работавших в Москонцерте. Отец – Михаил Шнейдерман играл на баяне, а мама – Лариса Чиркова пела.
Что интересно, когда они решили уезжать на ПМЖ всей семьей, то больше всех не хотел ехать Володя. А когда они всем семейством перебрались из Вены в Рим, то Володя стал петь в церкви, где его услышали. Ведь у него был роскошный баритон! Его услышали, пригласили записать несколько песен и тем самым, он заработал первые деньги для семьи. После чего они смогли переехать в США.

Шнейдерман делал аранжировки?

Делал. Точно помню, что он сделал аранжировку «Где найти любовь» Векштейна.

Ее действительно Векштейн написал?

Да, Виктор Яковлевич на стихи Игоря Кохановского. И еще «Ты мне больше не звони». Сначала я ее пел, а потом Векштейн мне сказал, что Кохановский написал женский вариант и петь ее будет Тоня Жмакова.

Разница между рестораном и ВИА в оплате была существенной?

Существенной. Но там были заработанные деньги, а здесь полученные. В ВИА все шло по накатанной.

Что тогда пели?

«Сядь со мною рядом» Каца, «Если бы парни всей земли» - это пели мы с Толей Могилевским, «Я сегодня до зари встану» это я пел…

Фактически Вы организовались одновременно с «Самоцветами»?

Да, но Юрий Федорович Маликов сделал грамотный ход. Исполнив на радио несколько песен, он предложил слушателям самим выбрать название для коллектива. И тут же их популярность взлетела вверх, они сразу же стали узнаваемыми. Ну, и кроме того, там почти все были москвичами.

Кто делал самые первые аранжировки?

Толя Крупышев. Все расписывал до последней ноты.
А вообще, аранжировки делали Шеманков, Избойников, Шнейдерман. А когда Саша Ольцман в очередной раз отдыхал, то у нас работал гитаристом Витя Барилов. Сильнейший музыкант из Ростова-на-Дону! Он тоже делал аранжировки.
Александр Ольцман и Игорь Офицеров

Еще иногда делал аранжировки Саша Ольцман, но его кто-то засмеял в самом начале, ну он и отказался от этого. Всех посылал...
Хотя, «Белая бумага», «Лицо в ладонях» и «Зачем» - это его аранжировки.

Так они же все похожи: гитарный перебор и больше почти ничего?

А он всегда об этом говорил:
- Хватит ваших дудок! Давайте сделаем по-другому…
Он гитарист и отталкивался от гитары.

Вы не пели «Лицо в ладонях»?

Нет, ее всегда пел, и очень хорошо, Слава Индроков, а я в конце песни исполнил голосовой микст фальцетом.

А почему Крупышев позже стал только аранжировщиком?

Тут надо отметить следующее. Володя Френкель, Саша Тимофеев, Коля Крупышев и Юра Лаврушин работали вместе с Векштейном у Мулермана. Виктор Яковлевич, забирая их с собой в новый коллектив, обещал скорую раскрутку, но случилось, как Вы знаете, это не сразу. Эти ребята ждали, терпели, но немного не дождались и стали уходить. Сначала Крупышев ушел, потом Лаврушин, Френкель...Тимофеева пригласил к себе Лещенко…
Кроме того, у Крупышева было сложное семейное положение. Одно время мы с Харакидзяном снимали комнату на Садовой-Черногрязской. В этой же коммунальной квартире на шестом этаже жил и Крупышев с семьей. Помню, что его супруга постоянно устраивала ему скандалы по поводу поездок на гастроли.
А музыкант он был отличный, аранжировщик великолепный. Еще был момент – алкоголь. Когда выпивал, то он очень странно себя вел. То в себя уходил, то падал… Умер он как-то очень быстро, то ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х.

Игорь Офицеров.
Кстати, на первой пластинке, помимо «Листья закружат», были еще три песни.

«Сядь со мною рядом» пели Наташа Шеманкова, Слава Индроков, Володя Шнейдерман и я. «Голубое с белым» и «Все сначала» - я пел.
Кстати, «Листья закружат» Рома Майоров сначала отнес в «Веселые ребята». Они спели ее, но Роме не понравилось, не было какой-то изюминки. И он принес ее нам. Мы очень быстро ее отрепетировали и спели, и пошло… Это необъяснимый момент. Почему какая-то песня у кого-то сразу звучит, а у кого-то нет? Почему одна завоевывает популярность сразу, а другая – нет?

Как пробивалась эта пластинка и когда она была записана?

Как пробивалась, честно сказать, не знаю. Видимо, Векштейном всё было «заряжено».
А записали мы ее, как только перешли из Калуги в Москонцерт.


Почти сразу выходит следующая пластинка...

«Где и когда» Крылатова – пели Наташа Шеманкова и Слава Индроков. Две песни Рыбникова: «Кто может знать» пел Индроков, «А всё могло быть иначе» я пел. И Савельева «Сколько счастья у людей» мы пели с Наташей.

И следом выходит еще одна, с песнями Днепрова?

«Не пойму» пел Индроков, «Я не забуду это лето» и «Помни меня» - пел я.

И следом еще одна пластинка…

«Вот какая беда» пел Слава Индроков, «Зима любви» я пел с Наташей, «Как все это объяснить» - Наташа, «Обещаю не опаздывать» - ансамбль.

И в это же время "Поющие сердца" записали песню Богословского «Стучись в любую дверь»…

Это спел Коля Жучкевич.

У песни «Бабье лето» было два варианта: вариант Высоцкого и вариант Антонова?

Стихи эти написал Игорь Кохановский. И он долго и настойчиво убеждал Векштейна, что именно я должен это петь. Мне даже как-то неловко было. Я записал, но она как-то не пошла. Да и мне самому не очень нравилась.
Кстати, аранжировку этой песни сделал Витя Барилов.

К 75-ому году сложился «золотой» состав «Поющих сердец».

Наверное, притерлись друг к другу.

У «Поющих сердец» был очень интересный подбор голосов…

Вы не представляете, сколько мы репетировали. Причем сами. Пробовали различные варианты голосов. Подходит – не подходит. Я много пел фальцетные партии, а когда ушел Володя Шнейдерман, стал петь низкие. Кстати,почему я говорю, что у меня две октавы. Потому, что это рабочий диапазон. Я могу взять и четыре, но это для дилетантов. Надо говорить только о рабочем диапазоне. Специалисты понимают о чем речь.
Продолжение