Анатолий Могилевский.

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru






Георгий Симонян

Уровень Могилевского.

(апрель 2013 г.)
2

-При приеме в "Самоцветы" прослушивание было?

Да. Но я должен сказать, что до того я прослушивался еще и в «Веселые ребята». Там тогда работал мой приятель по Риге Юра Петерсон. И прослушивались мы вместе с Александром Градским. У меня был выбор: «Веселые ребята» или «Самоцветы». Я выбрал «Самоцветы».

-Почему?

"Самоцветы" еще только организовались и мне было интересно начинать всё с самого начала.

"Самоцветы":
Селезнев, Маликов и Могилевский.

-Юрия Петерсона Вы знали по Риге. Вы работали с ним в одном коллективе?

Нет, в одном коллективе не работали, но знали друг друга по разным музыкальным тусовкам.

-Дальше Петерсон следом за Вами переходит из «Веселых» в «Самоцветы»?

Да, через какое-то время.

-Вы пришли на место Льва Пильщика, который уехал заграницу?

Не совсем так. Пильщик работал несколько месяцев в «Самоцветах» и ушел. Уехал заграницу он позже. А я, в свою очередь, пришел некоторое время спустя после ухода Левы.
Мы с Левой Пильщиком знакомы еще с Риги, работали в одном ансамбле. На танцах, в концертных программах.

-К сожаленью, не сохранились записи его голоса. Говорят, он пел как Том Джонс?

Да, он во многом копировал манеру Тома Джонса. Это был его стиль.
Он сначала выехал в Израиль, а потом уже переехал в Америку. Он до сих пор работает в Нью-Йорке в ресторане.

-Эдуарда Кролика Вы не застали в «Самоцветах»?

Нет, но я с ним работал в оркестре Олега Лундстрема. Он входил в коллектив «Лада».

-То есть, Вы с ним знакомы?

Конечно.

-Он тоже уехал за границу?

Не могу сказать. Не знаю о его судьбе.

-Ваш голос довольно мощный, а в «Самоцветах» пели более приглушенно?

До меня чаще пели группой. Я иногда тоже пел в группе, но чаще сольно. Все-таки, я солист. В общем, каждый занимался своим делом.

"Самоцветы"-1973 г.
Могилевский внизу рядом с Маликовым.

-Состав тот помните?

Юрий Маликов – бас-гитара, Николай Рапопорт (Михайлов) - ударные, Валерий Селезнев – гитара, Валентин Дьяконов – гитара, вокал, Сергей Березин – саксофон и клавишные, Ирина Шачнева – вокал, Геннадий Жарков – труба.Чуть позже появился Юра Генбачев на ударные, Михайлов стал администратором. А потом подменять Маликова на басу стал муж Ирины Шачневой Алексей.

-Помните, где располагалась репетиционная база?

Недалеко от Красной площади, на улице 25-летия Октября (сейчас – Никольская), в клубе какой-то фабрики.

-Когда Вас вводили в программу, что стали исполнять?

«С полувзгляда, с полуслова» Тухманова, еще одну энергичную песню и одну итальянскую.

-Если сравнить положение «Поющих сердец» и «Самоцветов»?

Это разный уровень. Я подчеркиваю, что музыканты и там и там сильные. Но коллективы разного уровня.

-Гитарист Селезнев считался одним из лучших гитаристов этого жанра. Можно несколько слов о нем?

Нормальный, спокойный парень. Писал аранжировки. Понимаете, хороших гитаристов тогда было много, но наш ансамбль всегда был на виду и в нем работали музыканты, которых выделяли.

-Кроме Селезнева, аранжировками занимались Березин и Шачнева. Редкий случай: вокалистка-аранжировщик?

Одного аранжировщика действительно не было. Но Ирина музыкально образована, дирижер-хоровик, знала теорию музыки. Она делала очень хорошие аранжировки.

-Как складывались отношения в коллективе?

Очень хорошо. Вскоре после моего прихода мы должны были ехать на гастроли за границу, в Болгарию. Но меня не выпускали. И весь коллектив решил отказаться от поездки, если меня не выпустят. Слава Богу, мне разрешили выезд, и мы поехали в Болгарию. Все-таки, этот случай многое характеризует.

-Какое впечатление произвела заграница?

Я же из Риги, а тогда это была почти заграница. Поэтому я все воспринял довольно спокойно.

-Сколько всего загранпоездок было?

Пять, кажется. Соцстраны, в основном. Но потом мы поехали в Латинскую Америку на четыре месяца.

-Были ли проблемы со сдачей программ?

Это все Юрий Федорович брал на себя. Мы были в стороне от этого. Но, видимо, проблемы были.

-Гастролей было много?

Чаще всего мы работали по несколько дней в одном городе, иногда дней по десять, а то и больше. По несколько концертов в день.

-Сколько песен сольно Вы исполняли в концерте?

Две или три.
Очень большой успех был у дуэтной песни с Ириной Шачневой «Если будем мы вдвоем». Мы ее записали в Берлине. Слава Добрынин содрал с "IF YOU NEED ME".

-Вы ее записали во время гастролей?

Да. И каким-то образом она попала на пластинку «Вокально-инструментальные ансамбли мира» с Битлз, Криденс и, кажется, Шокинг блю». Как потом я узнал, эта песня не теряла популярности очень долгое время. Очень много заявок на нее приходило на радио.

-Вы знали прототип этой песни?

Я знал, но здесь в стране никто ничего не знал. Поэтому и было такое восхищение.

-Но спели Вы очень хорошо…

Согласен, получилось удачно.

-Пластинка была нарасхват?

А теперь нарасхват другие песни «Самоцветов», а эта как-то подзабыта. Хотя, что такое хит? Появилась хорошая песня, но если она не ротирована, то она и не будет хитом.

-Вы записали на диске «У нас, молодых» песню «На земле живет любовь» Добрынина?

Да, это песня Славы. Ее, кажется, еще кто-то записал.

-«Веселые ребята».

Да, конечно.

-И еще Вы записали песню «Ай, лазат»?

Да, было. Это чье-то переводное.

-Гамзатова.

Да, точно.

-Вы помните телефильм «Поет ВИА «Самоцветы»» 1973 года?

Конечно.

-Кто пел «Чаривна бойкивчанка» на украинском языке»?

Ее записали Ирина Шачнева и Гена Жарков. Думаю, что Жаркова не выпустили на первый план из-за мощнейших усов. Видимо, редактора посчитали, что у него не советский вид.

"Самоцветы":
Маликов, Жарков, Могилевский.

-Кстати, насчет внешнего вида…

Вид советского артиста находился в определенных рамках. Приходилось волосы подкалывать, и заправлять за воротник. В общем, шли на всякие ухищрения. Нам тогда казалось, что это идет от Маликова, хотя, на самом деле, шло от других людей. Редакторов, идеологов... Поэтому возникал протест. Также и по репертуару. Но когда мы выезжали заграницу мы могли исполнять современные хиты. Но в Советском Союзе нас очень ограничивали. И при этом публика этот материал очень хорошо принимала.

-Перейдем к осени 1975 года. Когда весь состав решил уйти от Маликова. Такой успешный ансамбль и вдруг…

Молодые был, глупые. Мы считали Маликова винтиком в механизме, многого не понимая. А Маликов был тем человеком, который и определял все. И понимал гораздо больше нас. Что нужно считаться со вкусом потребителя, а не только со вкусом музыкантов. Что нужно считаться со вкусом разрешающих органов. Может быть, ориентироваться не только на молодежь, но и на поклонников более старших возрастов. При всем при этом наши более старшие товарищи, видимо, хотели руководить.

-Вы имеете в виду…

Березина и Михайлова.

-А не было у Вас ощущения, что Маликов сам спровоцировал ситуацию? Существует такое мнение…

О чем Вы говорите!? Нас постоянно уговаривали остаться, Юрий Федорович пытался убедить, что не надо этого делать, а мы все воспринимали в штыки. Ему это совершенно не нужно было.

-А почему Юрий Маликов почти два года не брал гитариста после того, как уволил за пьянку Валерия Селезнева?

Если человек напивается, постоянно опаздывает. Что с ним делать? Незаменимых нет.

-Незаменимых нет, но Маликов же не взял нового такого уровня гитариста?

Раз не взял, значит тогда не нужно было. Я не знаю какими целями он руководствовался. Справлялись.


P.S.
Мне неоднократно встречался этот вопрос:
-Почему после увольнения Селезнева Маликов не взял в ансамбль другого сильного гитариста, а оставил эту роль Дьяконову, который в этом качестве был "не очень"?
Выскажу свое предположение, раз уж речь об этом зашла.
Кто в ВИА имел наибольшую популярность?
На первом месте стоит - ведущий солист.
На втором - ведущий гитарист.
Ведущим солистом на тот момент был Валентин Дьяконов. При Селезневе он был еще и вторым (ритм-гитаристом). С уходом Селезнева Валентин стал и ведущим гитаристом. И тем самым сосредоточил в своем образе основную популярность "Самоцветов".
Понимал ли это Маликов?
Безусловно. Если бы он в тот момент взял другого сильного гитариста, то Дьяконову ( как и любому другому на его месте) это, конечно же, не понравилось. И это стало бы еще одной причиной для конфликта, которых и так в ансамбле было предостаточно.

Ирина Шачнева:
-... у ребят конфликты, были. Правда я тоже иногда с ними немного цапалась, но это так, по мелочам. А у них между собой были конфликты довольно серьёзные... Мне было проще, я одна женщина и соперничать мне было не с кем. А между ребятами шла борьба за первенство. Каждый из нас был молодой, каждый – максималист страшный, всё: Я-Я-Я ! Всё-то мы знали: что и как лучше делать, что лучше в репертуар брать и прочее.

И вот, исходя их этого, Юрий Маликов, понимая значимость своего ведущего солиста, не стал создавать почву для нового конфликта путем приглашения в коллектив сильного гитариста.
По большому счету особой нужды в этом для Маликова и не было. Да, с уходом Селезнева звучание "Самоцветов" сильно упростилось, но это никак не сказалось на их популярности.Коллектив уже набрал такой ход, что это изменение основная масса поклонников даже не заметила.
На то, что главная причина непоявления нового гитариста в "Самоцветах" не была связана с Юрием Федоровичем указывает и следующие события.
Когда все музыканты покинули Маликова и создали новый ВИА "Пламя", то они тоже не взяли другого более сильного, чем Валентин гитариста. Они так и работали старым составом до момента ухода Дьяконова. И только после этого занялись поиском другого гитариста.

Валерий Колпаков

Продолжение