Георгий Симонян
Владимир Пресняков- футбол и музыка.
(январь 2013 г.)
6
-Когда Вы впервые выехали за рубеж?
В 76-ом поехали в ГДР. Сыну купили целую коробку жвачки, а на остальные деньги я купил блокфлейты разного строя. У нас же не купишь. Чему Лена сильно расстроилась…
И потом в песне «Трава-лебеда» я играл на одной из блокфлейт.
-Говорят, что многие плакали в зале, когда Вы с Леной исполняли эту песню?
Вы знаете, я ее написал в 14 лет. А стихи мне доверил поэт Григорий Варшавский Он тогда поссорился с одним уральским авторитетным свердловским композитором Радыгиным, который написал «Рябинушку», «Едут новоселы», «Свердловский вальс». Потому и отдал мне. Позже Варшавский уехал в Израиль и следы его затерялись.
-Вы ее исполняли в оригинальном составе?
Леша Милославский – гитара, Лена – вокал, я – блокфлейта, и всю основную партию на рояле играл Виталик Кретюк. И я еще подпевал.
Даже скажу больше. Впервые мы с Леной ее исполнили, когда работали с Гюлли Чохели. Действительно, был очень большой успех. Что вызывало недоумение у Гюлли, она очень огорчалась (смеется).
-Было такое, что Вы играли на тенор-саксофоне с синтезатором и педалью?
Большей частью я играл на сопрано-саксофоне с квакушкой. А потом придумал этот ход. Это было в 70-ом году. Во всех коллективах я этот прием применял. Электроники же тогда не было, приходилось все время что-то выдумывать.
Помните в исполнении Пугачевой «Сонет Шекспира»? Я тоже написал на эти стихи музыку, немного другую. Солировал Беликов, и я там применял этот прием.
А потом меня сам Давид Тухманов попросил так сыграть в песне «Олимпиада-80».
-Чем запомнилась сама Олипиада-80?
Работой. С одной площадки – на другую. Из Олимпийской деревни – в Парк Горького, оттуда – в ЦДСА.
А еще запомнилось обилие товаров в магазинах. Я предпочитал курить фирменные сигареты, покупал у спекулянтов на Садово-Кудринской. А тут в магазины завезли финское Marlboro. Так я рублей на четыреста накупил сигарет. Запасся…
-Владимир Петрович, мне очень нравилась Ваша песня «Рассвет-закат» на стихи Лугового. Вы были с ним знакомы?
Получилось так. Я всегда любил попить пивка и Луговой тоже любил. На этой почве и подружились.
Сначала «Рассвет-закат» записала с «Самоцветами» Таня Анциферова. Но потом песню взяли на Новогодний аттракцион. Абдулов сам записал свою партию, а Алферова петь не могла, и вместо нее женский вокал записала Алла Пугачева.
Володя Луговой был очень хорошим поэтом. С ним мы написали «Памяти Дассена», а кроме того, Володя был хорошим переводчиком. Он много стихов написал для альбома «Веселых ребят» «Музыкальный глобус». К сожалению, Володя любил не только пиво, но и напитки покрепче из-за этого и умер…
А дочь его Ирина тоже стала поэтессой. Вы знаете одну из самых красивых песен группы «Круг» - «Ни слова о любви»? Это ее стихи.
-А как песня «Рассвет-закат» попала к Анциферовой?
Ее услышал на репетиции Володя Белоусов и попросил для жены. Мы с ними были соседями по общежитию Москонцерта. Анциферова спела эту песню впервые в сборном концерте. Был большой успех. Я и не думал, что эта песня станет популярной. А потом она попала в Новогодний аттракцион.
-Вы чаще как писали – сначала музыку, а потом на нее накладывали стихи? Или наоборот?
Я и так и так писал.
Был интересный случай. В начале 70-х я зашел в музыкальный магазин на Неглинке и набрал кучу всяких старых уцененных песенников. И в одном из них я нашел песню из кинофильма «Пусть говорят» испанского певца Рафаэля в переводе Леонида Дербенева. Она звучала довольно энергично, что-то вроде шейка. Я немного посидел и набросал на эти стихи совершенно другую музыку. Получилась песня «Ты скажи». Показал Дербеневу, ему понравилось. Я видел исполнителем, например, Ободзинского. Пугачевой она тоже нравилась. Но получилось так, что не записали ее. Хотя, иногда в «Самоцветах» ее пели на концертах дуэтом Лена с Сашей Брондманом.
А спустя годы мой сын Вова про нее вспомнил. Захотел записать. Решили так, если не понравится мне как он ее сделает, то он ее петь не будет. Но получилось вроде неплохо.
-Очень красивая песня! Хочу спросить про песню «Догорела свеча»?
Это песня из репертуара итальянской группы «Матиа Базар», а стихи Володи Лугового. Исполняли Лена с Сашей Брондманом.
-А песню «Бумажный кораблик» Вы когда написали?
В начале 80-х.
-Не помните, где снимали клип на нее?
Я не присутствовал на съемке. Даже не знаю.
Песня «Салют» была посвящена….
Фестивалю молодежи и студентов. Она входила в спектакль «Игра в волшебный тир».
-Как Ваша песня «Телефон» попала в репертуар к Ободзинскому?
Мы записывали ее на «Мелодии», солировал Леша Кондаков. На студии был Валера, она ему очень понравилась. Мы с ним договорились, и он ее записал на ту же фонограмму. Правда, мы добавили там пару примочек. Звук телефона, речитатив….
-А что скажете о первом исполнителе песни «Телефон» Алексее Кондакове?
Леша – прекрасный певец, отлично владеющий своим голосом. Кроме того, он прекрасный клавишник. А. к примеру, в моей песне «Стадион» он записал соло на аккордеоне. Да и просто Леша - хороший человек, мой товарищ.
-Уж очень он напоминал манеру пения Игоря Иванова?
Видимо, нахватался (смеется). Они же вместе работали в «Надежде»…
-Чей голос в песне «Просто не верится»?
«Просто не верится» записал Камиль Бекселеев. Это песня Добрынина, а аранжировка моя.
-Как попала песня «Дрессировщик» к Боярскому?
Когда Игорь Шаферан дал мне текст, я подумал, что песня вряд ли станет популярной. Но Юра Маликов предложил спеть Боярскому. Мы с Маликовым были как братья Гонкуры у Ильфа и Петрова. Один сторожит рукопись, другой бегает по редакциям (смеется).
Кстати, с Игорем Шафераном мы общались чаще, чем с кем-либо из поэтов. Наверное, потому, что он часто приглашал к себе домой. Игорь жил на Садовом кольце. Помню, как его замечательная супруга вкатывала в кабинет Игоря столик с напитками и закуской. Мы подолгу засиживались. Шаферан очень много рассказывал про своего учителя и друга Михаила Светлова.
-Это было выгодно, что помимо ансамбля еще поет Вашу песню популярный певец?
Конечно. Боярский был тогда мегапопулярен.
Кстати, у нас с Шафераном было несколько песен про цирк. Они звучали в документальном фильме о Юрии Никулине.
-Хочу еще спросить про одну песню «Миг первой любви»…
Вы знаете, что эта песня получила сейчас вторую жизнь? Ею заканчивает концерты Филипп Киркоров…
-Я никогда не был на концерте Киркорова…
Я тоже (смеется).
Этой песне лет тридцать.
-Ее же раньше пела Любовь Привина?
Я дружил с ее мужем – Виктором Зима. Они услышали, как Лена её поет и попросили в свой репертуар. Я дал ноты и аранжировку.
-Привина была известна двумя песнями – этой и песней «Аккордеон»?
Очень мне нравилась песня «Аккордеон». Красивая!
-А потом Привина куда-то исчезла…
Так бывает. Я Любу и Витю давно не видел…
-Чьи стихи в песне «Миг первой любви»?
Бориса Салибова. Он уехал в Израиль в 90-е.
-Во многих коллективах любили играть в футбол…
У нас тоже играли. Помню, как-то играли даже с театром Маяковского товарищескую игру. А вообще Беликов – отличный футболист, Леша Кондаков тоже. Пять на пять всегда могли побегать. Еще одним увлечением в ансамбле были шахматы. Мы играли блицы.
-А Юрий Федорович серьезный болельщик московского «Динамо»?
Вполне серьезный. Очень неплохо разбирается.
-С кем из ансамблей была дружба?
Так получалось, что чаще всего мы пересекались с «Веселыми ребятами». И общались больше с ними.
-Кто из сторонних конферансье больше всех с Вами работал?
Эмиль Радов. Но еще мне очень нравился Альберт Писаренков. Как он делал буримэ! Порой надо было отдыхать в этой паузе, а я стою за кулисами и слушаю как он рифмует…
-С какого момента Вы перестали на сцену выходить?
С того момента, как ушел мой напарник Валера Беседин, я стал намного меньше выходить. Плюс я начал хитрить – писал аранжировки без саксофона. А потом и совсем перестал выходить. Мне всегда не очень нравилось выходить на сцену. Приходилось ломать себя. Даже, если в этом была необходимость. Я и сейчас выхожу на сцену, но…так было всегда.
--Вы ушли из «Самоцветов» в 87 году? Тяжело было уходить?
Время пришло. И Юра все понял. Я пообещал, если надо, то я всегда помогу.
-Из старых в ансамбле оставался только Нефедов?
Полонский еще оставался, молодые гитаристы Ковылин с Лобановым. Пришел «Томас Андерс», в смысле, Женя Пахомов. Очень похож. Еще взяли «африканца» Юджина Кудрявцева. Ну, а потом Юрий Федорович приостановил деятельность ансамбля. И правильно сделал.