Юрий Андреев

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Это была величайшая эра в жизни страны и целого поколения!


(июнь 2019)
12


П.Я. Слободкин

-Когда вы узнали, что Павел Яковлевич болен, и как он сам воспринял это?

Я понял, когда он сказал мне, что ему выписали лекарство стоимостью более миллиона рублей. До этого я только догадывался, но гнал от себя все эти мысли! Не хотелось верить. Тем более, работа шла полным ходом и было много планов на будущее!
Он работал до последнего. В студии постоянно контролировал звукорежиссёра! На съёмках "Моряка" даже заводился и прикрикивал на нас.
Кстати, это другая съёмка, первая. Есть ещё одна, которой руководил он сам. Она осталась у оператора, который это снимал. В общем, ничего не изменилось до последнего. Хотя было видно, Что ему тяжело! Честно говоря, не хочется вспоминать...

-Когда вы узнали о кончине Павла Яковлевича?

Отсняли клип и ушли в отпуск. Оставалось три дня до выхода на работу и тут приходит СМС-ка от секретаря!!! Сказать, что у меня был шок, это ничего не сказать! Ребята так же были просто ошарашены.
Я в глубине души где-то надеялся, что его вылечат. У него были огромные связи в медицине, но, видимо, не судьба. Никакие деньги и связи не помогают в битве с болезнью века и Стив Джобс тому подтверждение.
У меня остался только один единственный вопрос: как могли все это пропустить, если он регулярно проверялся??? Раз в год всегда!!! Мало того, и меня постоянно заставлял это делать. Но просто у меня другой подход к этому, и я его не слушал. Но вот тогда в 80-е он нас всех прикрепил к поликлинике 4 Главного управления Минздрава СССР за деньги. Мы, конечно, туда не ходили, но лично меня так достали звонками, чтобы я явился на плановое обследование, потому что за меня заплачено, что я прошёл полную диспансеризацию. Я не знаю ходили ли остальные, но он сам, точно ходил.
К здоровью у него было очень серьёзное отношение, и я не понимаю до сих пор, как такое могло случиться вообще????!!!

-Ансамбль пригласили на церемонию похорон?

Это даже не обсуждалось. Нам просто сообщили время и место. Все были вовремя. Из из известных были: Матецкий, Буйнов, Плоткин, Добронравов, Ельцов. Опоздал немного Алёшин.
2017

Вот фото сделанное на прощании с Павлом Яковлевичем.
Слева крайний Роман Бершитский, второй концертный звукорежиссер. Основной не успел прилететь из отпуска. Ребята с женами. Моя не смогла...
А.Концур также не успел прилететь из отпуска....
Все произошло неожиданно...и повергло всех в шок! Но мне кажется, что Лолита Львовна и все в Центре давно знали, и были готовы к этому.Скрывали только от нас!!!??? Уж очень с их стороны выглядело все обыденно и закономерно! Даже СМС-ки которые мы получили,не сквозили болью и утратой!

-Почему на прощании было так мало людей причастных к истории ВИА "Веселые ребята"?

Я не знаю ответа на этот вопрос. Может не знали, где и когда, а оповещать было некому. Тот же секретарь не знал никаких координат, кроме наших, а Лолита Львовна, тем более. Хотя на кладбище народу прибавилось...

-А как дальше решалась судьба "Веселых ребят" в ЦПС?

Когда прошли все церковные каноны: 9 дней, 40 дней и 1 год, она вызвала нас в кабинет и сообщила, что "Веселые ребята" без Слободкина- это ничто, и она закрывает этот проект. Нам осталось только всё выслушать. На следующий день мы забрали трудовые книжки, попрощались и разошлись.
Лолита Львовна и Павел Яковлевич.

-А вы предполагали такой исход событий для группы или это было для вас неожиданностью?

Не только предполагал, а был уверен на все сто. Слободкин задолго до ухода иногда "шутил":
-Вот не будет меня и вас сразу разгонят. Так что вы должны меня беречь!!!

-Вопрос о вашем выступлении под брендом "Веселые ребята" в этом разговоре рассматривался?

Мы заикнулись было, но тут же получили отказ с предупреждением о последствиях. А предложения для нас о такой работе были и не мало. От этого вдвойне обидно!!!

-В ЦПС был юридический отдел?

Юридического отдела, насколько я знаю, не было. Был, со слов Слободкина, некий человек, который отслеживал всю информацию и ситуацию, связанную с "Веселыми ребятами", но его никто никогда не видел. Не исключаю, что это был админ сайта!? Павел Яковлевич любил "все в одном флаконе".

-А вы знали админа сайта?

Ну да, можно сказать, знал. Виделись несколько раз, в кабинете у Слободкина, когда он приходил к нему и спрашивал, что отвечать на всякие вопросы в гостевой сайта. Он же, по-моему, был компьютерщиком в Центре, но точно я, конечно, не знаю. Когда мы иногда с ним встречались, здоровались. Один раз он мне по компьютерным вопросам помог советом, а так особо не общались. Да его не часто можно было встретить в Центре. У него был свой небольшой кабинет, он там и находился почти все время, а выходил преимущественно к Слободкину.

-После увольнения из ЦПС внутри ансамбля вы обсуждали свои дальнейшие перспективы, как группы?

Мы не обсуждали эти перспективы. Так как все понимали, что все разговоры на эту тему бесполезны.

-Чем сейчас занимаетесь вы и ваши коллеги?

Я сейчас помогаю внуку. Он пошёл по моим стопам. Только я теперь точно знаю как сделать так, чтобы избежать случайных поворотов в этой не однозначной профессии и, постараюсь ему помочь в этом. Он очень способный и похоже с этого пути сворачивать не намерен!!!
Знаю Концур работает дома на студии. Про остальных у меня информации нет.
Звонили мне знакомые администраторы с просьбами начать работу ансамбля. Я отправлял их в ЦПС за разрешением. Ни один с тех пор больше не перезвонил!!!
Бесславный конец великого ансамбля!!!

-Оглядываясь назад, как вы думаете, последний состав "Веселых ребят" имел шанс на успех в тех условиях или нет? Если, да, то что было сделано не так?

Безусловно имел все шансы!!!
Несмотря ни на что, популярность ансамбля была очень большой!!! Я могу это сказать с уверенностью, так как непосредственно имел тому доказательства. Ну пару раз меня узнали на улице, когда гулял с собакой!!?? Но даже не в этом дело, хотя узнаваемость барабанщика это из разряда необычного!
Я в те годы начинал строительство дома в коттеджном посёлке. Председатель, узнав кто я, просто был на седьмом небе! Посыпались всякие скидки, причём очень приличные. Потом он попросил у меня разрешения опубликовать на своем сайте информацию обо мне с видео и фото. Я спрашивал тогда разрешения у Слободкина, и он был очень доволен таким поворотом событий и разрешил, так как все копировалось с сайта "Веселых ребят". После этого продажи участков увеличились вдвое. Председатель был очень доволен и опять я получал всякие преференции. Слободкин все шутил тогда, что я должен "отстегивать" Центру процентики!
После этого началось просто паломничество ко мне. Приходилось пить водку чуть ли не каждый день!!! Машины проезжали сигналили, из окон махали руками. Вообщем творилось что-то невероятное. Я уж не говорю, что многие работы по дому оплачивались вышедшими тогда уже дисками "Шерше ля..., и в дальнейшем "Как прекрасен этот мир". По вечерам песни "весёлых" доносились отовсюду.
В день ухода Павла Яковлевича даже принесли цветы и выразили соболезнование!!!
Да и сейчас, я уже устал отвечать на всякие вопросы, что будет дальше, как же так и т.д. Ко мне в посёлке до сих пор очень уважительное отношение, даже не удобно. Все это, как вот Вам, я с мельчайшими подробностями "докладывал" Слободкину в надежде переломить его боязнь начать работать. Пусть даже с небольших, на его взгляд, сумм. Я как-то даже сказал при всех, что на первые 5 концертов отказываюсь от гонорара!!! Мне очень хотелось ещё поработать, проститься со сценой. Сыграть прощальное соло. Он давал мне такие обещания. Я даже уже начал работать над соло, но он так и не решился! Все боялся не полного зала, слабых аплодисментов, свиста и и.д.
С таким отношением ко мне в посёлке, не полных залов быть не могло априори. Посёлок -это только совсем малая часть огромной страны и это показатель в масштабе!!! А что было бы на периферии, за Уралом и на Дальнем Востоке ???!!!
Даже когда мы ездили на корпоратив в Алма -Ату без него, встречающие всех таксисты спросив, что за ансамбль, заулыбавшись сказали:
-Ну наконец- то, так давно вас не было!!!
Вывод однозначный: нерешительность и неуверенность руководителя. И тот, наверно, далекий, пресловутый "страх", который сидел в нем. Он так и не смог его преодолеть!!!
Ансамбль был готов к работе на 200 процентов!!!!

П.Я. Слободкин.

-Понимаю, что следующий вопрос сложен для любого, кто знал Павла Яковлевича. Тем не менее хочу задать его и вам. Вы долго работали с ним, что он был за человек/музыкант/руководитель в контексте советского времени и сегодняшнего?

Работать с Павлом Яковлевичем и знать его -две разные вещи. Думаю, что проработал я с ним полноценно 5 лет. В моем понимании работа -это, в первую очередь, концерты, а потом все остальное-записи, съемки и так далее. В новой истории ансамбля концертов не было. Ответственности перед аудиторией, которая пришла именно на тебя, нет. А из этого следует, что Слободкин по разному вел себя в разных ситуациях. Я могу сравнивать, поскольку прошёл все варианты!
1.Сборный концерт
2.Съемка
3.Запись
4.Сольный концерт
5.Корпоратив.
Везде он был разный. Описывать каждый пункт не хватит места. Скажу лишь об основных особенностях, которые совпадают везде, за исключением корпоративов. На них он не присутствовал никогда. Перед едящими и пьющими людьми он в своей жизни не выступал. И я его понимаю.
Во всех случаях в нем был жесточайший профессионализм, который подразумевает работу артиста. Это грим, идеальные костюмы, прогон материала, включая репетиции на базе, и готовность №1 задолго до выступления.
Расскажу интересный случай в тему. Как-то, ещё в 80-х, я сидел на гриме. И гримёрша старательно, идеально делала свою работу. Я ей тогда сказал, вот ты так стараешься, а буквально через пару песен все это потечёт с меня, испачкает костюм, и ты будешь отстирывать. Пока Слободкина нет, запудри чуть-чуть, он все равно не заметит, а я постараюсь не попадать ему на глаза! Смотрю на нее, а она молчит и лицо у неё просто перекошено. И тут вдруг на расстоянии буквально 10 см передо мной появляется лицо Слободкина!!! Он все это время стоял сзади, пил чай и слушал....
Текст его был такой:
-Такую рожу, как твоя, нужно замазывать тройным слоем, чтобы люди не боялись приходить на концерт!!!
Юмор у него был прикольный. Не все его понимали, некоторые обижались. Но в большинстве своём просто сводило животы, как и было со мной.
Если Слободкин видел усталость и уныние просто начинались анекдоты, смешные истории из жизни Москонцерта в итоге все просто ухахатывались и на сцену шли во всеоружии, забыв про усталость. Никогда не было никакого нагнетания! Концерт для него всегда было святое!!!
Он очень переживал за результаты всех выступлений. И, если что-то, по его мнению, было не так, к примеру, недостаточно долгие аплодисменты, то разнос был серьёзный. Авторитетов у него не было, доставалось всем!!! Но когда был обратный эффект-лучше руководителя на всем белом свете не сыскать!!!
Записи это вообще отдельный разговор.
Это самый тщательный поиск лучшего, на грани паранойи!!!
Особенно что касалось его песен.
К примеру, он мне сказал:
-Будем записывать "Посреди зимы". Ты ее слышал, форма не изменится, подготовь и покажи, что ты будешь играть!
Я сидел до полуночи, выдумывал, как мне казалось, самое лучшее. Записал, принес и показал.
-Это не пойдёт! Тут не так, здесь не эдак...
В общем согласовали раза с 3-его. Прихожу на запись, разыгрался, повторил все тогда согласованное и довольный результатом стал ждать его.
Он приходит и молча протягивает мне абсолютно другую партию барабанов....????
-Будем вот так записывать.
На мой немой вопрос типа: а как же ж??? Я же ж...!!????
Был жёсткий ответ:
-Будешь играть с листа, ты профессионал или кто?!
Это была самая жесткая запись на моем веку!!! Его песня, без каких-либо прогонов с листа под его страшным и пристальным взглядом. С меня сошло даже не семь а двадцать семь потов!!!
И в таком же ключе работали остальные!
Рассказывать можно много и долго. Скажу от себя. Да, человек он был не простой. Но мне кажется, что тот, кто хотел работать у него, тот работал. Ведь уходили преимущественно те, кто хотел стать самим собой. Не у всех это, правда, получалось. Но это не его вина.
К нему нужно было просто подобрать ключик. Умение обходить острые углы не держать обиду. Ведь он очень быстро отходил после всяких инцидентов. Были они у всех и у меня, конечно, тоже. Но я понял, что это его такая система, выработанная годами, никогда не хвалить, чтобы не зазвездились!!!!
Как- то после такого инцидента со мной, в начале моей работы, я подавленный ехал в гостиницу с твёрдым намерением увольняться! Он это видимо понял, подсел ко мне и тихо произнёс:
-Если бы я молчал по поводу тебя и ничего тебе не говорил, то тогда смело можешь писать заявление!
Ещё могу сказать, даже посредственный музыкант с ним работать бы не смог!!!
Вообще моя самооценка значительно выросла, когда я столько проработал с таким профессионалом и авторитетом в музыкальном мире. Ведь тогда можно просто сказать, что ты работал у Слободкина и тебя брали на работу без всяких прослушиваний и просмотров!!!
"Весёлые ребята"- это была МАРКА!!!
Однажды при встрече Слободкин с Мулявиным стали выяснять плюсы и минусы своих коллективов, спорили довольно долго, в заключение Мулявин сказал Слободкину, что да, коллектив у тебя серьезный, но до таких голосов и голосовых партий, как у меня он не дотягивает! Сказать такое Слободкину, даже Мулявиным, было немыслимо!!! Обиженный и расстроенный Павел Яковлевич парировал:
- Я тебе докажу обратное!!!
После этого только для доказательства своих слов и была сделана композиция "Пойду ль, я выйду ль я, да....". Слободкин пришел к Мулявину, когда у того были гастроли в Москве и поставил ему записанную песню. Мулявин внимательно выслушал до конца и молча поднял руки вверх:
-Сдаюсь!!!
Это рассказ только со слов Слободкина. Он так гордился этой маленькой победой, что рассказывал ее всем вновь пришедшим музыкантам. Мне он, то ли забывая, то ли напоминая, рассказал про это раз пять!!! Я никогда не прерывал его и дослушивал всегда до конца, зная уже наизусть весь финал.
П.Я. Слободкин.

Ещё хочу поведать один трогательный момент.
Павел Яковлевич всегда, каждое утро, кормил голубей на территории Центра. И когда голуби видели, что он только-только выходил из дверей, а пройти до места кормёжки нужно было ещё метров 20, они уже слетались со всего Арбата, как по команде... Знали его давно! Это я наблюдал не раз. По рассыпаному пшену можно было определить,пришёл он на работу или ещё нет.

-У Павла Яковлевича было много друзей?

Он часто созванивался с Матецким, Антоновым, Сорокиным... С Латыповым много общался, естественно. Приезжал раза два Газманов. Макаревич пару раз просил зал для выступления. Д.Крамер очень часто бывал. Слободкин даже меня с ним познакомил.
Бергер звонил. Даже попытались записать с ним диск, но почему-то не получилось.
Был олигарх наш Михаил Гуцериев, который стихи пишет. Многие поют песни на его стихи! С ним в последнее время Павел Яковлевич общался на предмет написания музыки на его стихам и записать все это. Это из музыкальной тусовки, а так по работе Центра он много общался с разными людьми. Я их я не знаю.

-А как Павел Яковлевич относился к компьютерам и Интернету?

Я не видел его за компьютером. Да мне кажется, у него просто на это не было времени... Его всегда можно было без труда встретить в любом месте Центра!!! Он даже рабочих гонял за небольшие протечки писсуаров в раковинах или за недостаточную температуру в студии , за освещение и др. Единственное, что он мне показывал в компьютере, это резюме музыкантов, которые присылали их в надежде попасть к нам, когда мы искали музыкантов. Мы вместе слушали их. И то, он всегда просил секретаря, чтобы он ему перевел в кабинет эти письма. На столе у него небольшой компьютер стоял с очень маленькими и совсем не качественными колоночками !? Зато был большой телевизор и очень качественный музыкальный центр, на котором мы с ним и штудировали все наши записи!!!

П.Я. Слободкин.

-Скажите, а Слободкин в последний период жизни обсуждал с вами публикации в Интернете по истории ВИА "Веселые ребята"?

Да, в общем, нет. Единственное на что он жаловался, почему в Гостевой постоянно интересуются кто когда работал, когда ушёл, почему и т.д. Как будто больше не о чем спросить? Типа, жизнь идёт вперёд, а там все про прошедшее!!! Хорошо что у меня память хорошая и я все помню! Его волновало, что мало спрашивали про наш состав! А когда это происходило, он всегда нам об этом радостно сообщал. Успокаивал, наверное, поскольку не было концертов. Ну, а у нас на эти рассказы не было совершенно никакой реакции. Мы были просто удручены отсутствием настоящей работы и ничто нас обрадовать, кроме концертов, уже не могло.

-Юрий, скажите Павел Яковлевич был спортивным болельщиком?

Фанатом он не был, но за играми сборной и «Спартака» в хоккее следил. Своими анализами игр всегда делился со мной. Плюс,он хорошо был знаком со В.Старшиновым, и они общались.

-Он интересовался только хоккеем?

Хоккей он любил, судя по тому, как он импульсивно рассказывал мне про игры. Футболом он интересовался незначительно. Только на уровне сборной и только Чемпионаты Мира или Европы.
Илья Змеенков (гитара), Иван Пашков (бас, вокал), Александр Черевков (гитара, вокал), Андрей Концур (клавишные), Михаил Решетников (вокал), Юрий Андреев (ударные).

-Под этим фото, присланном вами, была подпись:
-Последне фото вместе.2016 год-"Авторадио".
С 2016 года общих фотографий группы больше не было? Почему?


Да это было последнее участие в концертной программе, а больше и негде было фотографироваться! Да и настроения особого уже не было. Все настраивались на худшее...
Я вспомнил, что Павел Яковлевич тогда перед выступлением нашим взял и закурил. Мы просто опешили! Нигде и никогда он не брал в рот сигарету и всегда всем говорил, что у него некурящий и непьющий коллектив! Вид у него был немного подавлен...
Что тогда было у него на душе, уже никогда не узнать...
П.Я. Слободкин.


Продолжение