Юрий Андреев

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Валерий Колпаков.


Это была величайшая эра в жизни страны и целого поколения!


(май 2019)
4

Потом была Катя Суржикова. Вроде сначала захотел, а потом передумал. После Отиевой мне показалось это не серьезно. Все, что мне тогда понравилось, это ее пение стоя на голове. Ну а как еще привлечь зрителей?

Катя Суржикова.
Фото Владимира Митрофанова.

-Как вы с ней пересеклись?

Со мной вместе учился Андрей Моргунов, он тогда работал у нее барабанщиком. Он и предложил мне заменить его, поскольку тогда у него образовывался новый дуэт с Игорем Кезлей "Новая коллекция".
Я позвонил руководителю Евгению Бабкину, мужу ее, по- моему. Он оказался немного странным человеком. Приехал ко мне домой, попросил поставить барабаны, положил помятый листочек с нотами и попросил сыграть. После этого пригласил на их концерт в Олимпийскую деревню посмотреть, понравиться или нет. Мне совсем не понравилось, полупустой зал, выпрашивание бочкой аплодисментов почти после каждой песни, которые я никогда не слышал. Единственное, что я когда-то слышал это песня "По ниточке", где она пела куплет стоя на голове. Это было прикольно. Ну что-то меня не впечатлило совсем. Да и к полным залам я уже привык, поэтому решил, что это не мое.
Дальше была "Надежда". Опять банальный звонок от директора. Имя его не помню. Пришел на кастинг, где-то на Преображенке. Там полным ходом шли прослушивания. Пришлось даже ждать своей очереди. Ну на ней и закончили прослушивание. Дальше начались репетиции сольного концерта. И затем работа с вполне приличным заработком.

-Кто был в составе?

Музыкальный руководитель А.А.Бабаев. Вокалисты: В.Степин, С.Сатарин, Н.Матвеева, Э.Жданова. Клавишные: А.Ставницер, бас- Ю.Стажаров, гитара: Сергей Антоненко. Духовиков не помню: трамбон и труба.

-Кто такой Бабаев? Не слышал раньше о нем.

Я и сам раньше о нем не слышал... Был до него О.Каледин. После ухода Бабаева о нём тоже вообще ничего не было слышно...?!Как сквозь землю провалился....Ничего о нём определённого сказать не могу.

-Он делал аранжировки? Каков был их уровень?

Уровень был в принципе достойный, если это то что я услышал, когда пришёл в коллектив. Я не знаю его это были аранжировки или нет!? Совсем нового материала при нем мы не делали. Новое появилось с его уходом, но это мы уже делали сами, без руководителей! Но могу сказать, что он помог мне с госэкзаменом. Подсказал не плохие варианты с духовыми!!! Вполне грамотно!

-А в чем тогда была его роль, как музыкального руководителя?

Я думаю, что его присутствие было обусловлено тем, что Плоткин, как известно, был хорошим администратором, но не музыкантом и ему нужен был человек, который, образно говоря, следил и корректировал музыкальную часть. В обязанности музруков входили распевки вокалистов перед концертом и на репетициях. Репертуар был готов и наигран на момент моего прихода и менялись в процессе только некоторые детали ...с разрешения и с участием этих руководителей. После него на короткое время был ещё один А.Червяков, а уже потом сами...

-Расскажите, как вы делали новый материал без руководителей?

Это тяжелый и долгий процесс! Это совокупность предложений от всех участников ансамбля. Ну или от тех кто считали, что они знали, как надо. Разумеется никаких нот! Приблизительно выглядело так:
-А давай вот так, а давай эдак...!!!
Затем пробовали это воспроизвести, не нравилось кому-либо и опять коррективы и предложения и все по-новому!!! Затем, наконец, когда всех, более менее устраивало прогоняли несколько раз, запоминали и вставляли, по одной в программу. Вообще трудоемкий процесс, я не сторонник творческих процессов. Их мне хватило в те далекие клубные годы. Хотя по образованию я "Руководитель эстрадного оркестра" и в состоянии написать аранжировку, но меня на это никто тогда не уполномочивал. Да и честно говоря, бесплатно такие дела не делаются. Совмещать мне не хотелось. Барабаны всегда перевешивали...!
Лишь у Слободкина были востребованы мои познания в аранжировках. И то, только тогда, когда он убедился, что я могу предложить действительно, на его взгляд,что-то стоящее!

-А кто такой Червяков?

Алексей Червяков был музруком после Бабаева. Был он совсем недолго. Грамотный музыкант с образованием. И потом я много о нем слышал. Он работал у известных исполнителей, каких не помню. После его ухода больше никого не было.

-Почему стали делать музыкальный материал сами? Чем это было вызвано и от кого шло?

Время тогда заставляло что-то менять в работе. На старых дрожжах было все труднее оставаться на плаву. Все это понимали, Плоткин тоже. Количество концертов сокращалось, зароботки естественно тоже. Мы стали пытаться делать что-то новое, более современное, но материала не хватало. Не помогла запись песни О.Каледина «В зоопарке» и В.Добрынина «Стена». Пара песен была у Стажарова, они как-то то оживили немного, но и только. Начались пертубации с составом. Дело дошло аж до смены названия ансамбля на «Вираж» и даже был один демонстрационный концерт под новым именем, на базе, с афишами расклеенными по району.
Но все в пустую. Без ЦТ, радио и прессы такие дела-это выстрел по воробьям. Хотя подготовились тогда мы не плохо. Зрителям понравилось. Уже тогда я понял время ансамбля ушло и помочь уже ни кто не сможет.

-Кто был в составе группы "Вираж"?

В.Степин и С.Сатарин- вокал, О.Макаров-бас, А.Ведерников-гитара, М.Штыров-гитара, Е.Кобылянский -клавиши, саксофон.

-Степин восхищался игрой Макарова на басу. Чем он выделялся?

Олега Макарова привёл в ансамбль я. Он учился тогда со мной, но старше на курс. После Стажарова разница была большая! Он, конечно, был очень техничный музыкант, но для того репертуара, который был у нас этого не требовалось. Ему было немного скучновато в этом плане, и он иногда переигрывал, что мне не очень нравилось. Мой критерий-бас и барабаны должны создавать надежный базис, на котором строилось бы все остальное, мелодическое и сольное. Тем более в ВИА, не должно быть в их партиях ничего лишнего.
Идеальный вариант это Рыжов- Китаев. Таким же был Федоров, когда мы с ним были у Отиевой. Слободкин, видимо, хорошо привил ему эту стратегию. А потом и мне.
Олег же никогда не работал в профессиональных коллективах, поэтому у него не было музыкальной дисциплины. В институте он всегда участвовал во всяких джазовых проектах и везде его партии были похоже на сольные. Но это джаз, там можно все, а здесь советская эстрада.

-«Вираж» дал один концерт. А дальше, опять вернулись к названию «Надежда»?

«Вираж» был проектом, как бы, внутри ансамбля «Надежда», которая так же продолжала работу. На гастроли ко всем вливались девчонки. Просто Плоткин хотел попробовать, покатит этот проект или нет. Тогда рок завоевывал все больше пространства на музыкальном небосклоне. Мы даже, я помню, переписали песню "Время стрессов и страстей мчится все быстрей" на ГДРЗ в роковом варианте. Это довольно известная композиция А.Пахмутовой и Н.Добронравова. Мы ее в принципе перезаписывали, (был старый вариант) в свете репертуара для группы "Вираж". Записали её в хард-роковом варианте, где-то близко к "Deep Purple". Плоткин и Пахмутова были в восторге. Обещали крутануть на радио. Не знаю был эфир или нет!?

-Работая в "Надежде", вы участвовали в каких-то сьемках?

Съемки были однажды на сочинском ТВ. Когда не помню.
Еще вспомнил, мы участвовали в каком-то международном конкурсе "Радио", который организовали немцы. Суть была такова. Прислали текст про какой-то "чемодан". Нужно было написать музыку к этому тексту и отправить в ГДР. Там же в ГДРЗ мы это и сделали. Плоткин тогда сказал что наш вариант (а этот текст рассылался во все страны соц.лагеря с той же задачей) победил!!?? Но каких -либо доказательств этому я не видел.

-Доказательства нашлись. Уже после первой выкладки этого вашего рассказа, мне в Гостевой дали ссылку на радиопередачу, где подробно говорится об этом конкурсе. А вот здесь фрагмент этой передачи, непосредственно касающийся конкурса и победы в нем ВИА "Надежда".

Да я просто в шоке....спасиббббббббо!!!
Столько лет прошло!!! Плюс ещё и неопределённость с этим конкурсом!?? Все прошло тогда незамеченно!
Фантастика какая-то!!!Супер!!!
Ну теперь уже можно сказать, что всё-таки я стал лауреатом хоть такого конкурса! Прямо АВВА с "Waterloo"-круто!!!
Я разослал эту песню некоторым непосредственным участникам той записи. Они, конечно, в диком восторге!!! Никто вообще не ожидал когда-либо услышать результат того конкурса и услышать эту запись вообще!!!
Повспоминали с ребятами этот момент, и выяснилось, что оказывается, был обещанный тогда Плоткиным и Пахмутовой эфир той роковой композиции "Время", о которой я говорил выше. И представили нас тогда под названием "Вираж". Даже мы, вместе с Плоткиным, отвечали на вопросы в студии по этой песне и по дальнейшим планам связанных с "Виражом". Все это тогда было в эфире! Программу вел Николай Рыбинский, но как она называлась не вспомнили...
Единственное, только никто из нас не слышал этого эфира на радио!? Ну, это, наверное, как с "Чемоданом" - никто не сказал, не знали когда, да и времени не нашлось на прослушивание...
Так же никто не помнит и точное название этой песни. Не то "Старт", не то "Время"???. Все помнят фразу "...время стрессов и страстей мчится все быстрей". А запись была "прикольная" в стиле Deep Purple - "Speed King". Тогда крутануть на радио такой материал нужна была определенная смелость. Я думаю тут без участия А. Н.Пахмутовой не обошлось! Плоткин говорил, что она была в восторге. Рок тогда начинал свое шествие по стране и ей в этом плане, наверное, тоже хотелось как-то быть, хоть немного, причастной к этому молодежному движению! Вот бы кто-нибудь нашел и эту песню!!??
Интервью в студии тогда записали :Плоткин, Макаров, Ведерников, Степин, Кобылянский и я .
Я, кстати, вспомнил ещё один конкурс. Правда лауреатство мое косвенное, но всё же...
К Плоткину обратился певец Павел Дементьев (исполнитель хита "33 коровы") с просьбой предоставить ему музыкантов из ансамбля "Надежда" на конкурс артистов эстрады, где он собирался участвовать. Плоткин нас откомандировал к нему в помощь, и он там стал лауреатом. Отблагодарил Дементьев нас тогда в ресторане дома Кино.

-Кто кроме вас играл с ним на конкурсе?

Только инструменталисты: Е.Кобылянский, О.Макаров, А.Ведерников, М.Штыров.

ВИА "Надежда" (май 1986) на фестивале "Красная гвоздика:
С.Антоненко, Ю.Андреев, Г.Максимов(тромбон), Э.Жданова (Фейдельман), Н.Матвеева, Ю.Стожаров, В.Степин.
Не видно С.Сатарина и Д.Зотова(труба)

На этом фото у вас в барабаны что-то положено?

Чтобы не было лишнего гула от вибрации пластика, в большой барабан что-нибудь кладут: поролон, плотная ткань и т.д. Своего рода сурдина. Обычно все барабанщики это делают.
Кстати, здесь я не всю установку поставил. У нас был ещё после этого сольный концерт, и нам нужно было быстрее собираться. Поэтому Плоткин сказал, чтобы было у всех всё было по минимому. На этом фестивале мы спели, по моему, пару песен, а потом бежали на сольник!
Но это уже было время заката нашего жанра. Организация гастролей тоже сильно упала. У меня появились мысли об уходе, и в один момент чаша моего терпения лопнула. Мы с Ведерниковым решили уйти. Так закончилось мое пребывание в ВИА «Надежда».

-Когда вы пришли в "Надежду" и когда ушли?

Не помню точно, когда пришёл, по моему, в 1984 или 1985, а ушёл в 1987.
В этом же году я закончил эстрадно-духовое отделение Московского государственного института Культуры.

-А когда поступили?

Я поступил на дневное отделение в 1983 году, и, практически сразу, попал к Отиевой и далее по списку. Вся сложность учебы была в том, что гастрольная работа подразумевала пропуски лекций,оркестров, ансамблей и т.д. С Отиевой особых проблем не было: гастролей по пальцам перечесть, а в основном была вечерняя работа на графике Москонцерта.
А вот с "Надеждой" начались проблемы. В оснавном конечно поездки приходились на лето, т.е. на каникулы, но были и осенне-зимне-весенние. Плоткина я просил, а он, как мог, помогал. По возможности не делать гастроли в сессии. Это практически всегда удавалось. Пропуски по немузыкальным предметам я покрывал конфетами, шампанским, иногда духами девчонкам из деканата, которые делали проверки на лекциях. По музыкальным предметам- все ноты и учебники всегда брал с собой в поездку и занимался в гостиничном номере. У меня с собой всегда была небольшая клавиша на батарейках. Сольфеджио, дирижирование, фоно, аранжировка, вибрафон, ксилофон и т.д. я штудировал в номере. Когда приезжал бежал в институт. В выходные брал ключ от класса с инструментом и переносил на него все гастрольные наработки. Не скажу, что получалось хорошо, но зачеты сдавал.
Но был один предмет, очень "нужный" для музыканта- физкультура. Преподаватель был титулованный лыжник, и он так себя поставил в институте, что его даже декан "побаивался". Так вот, он пробил в деканате такую фишку, что без зачета по физре не допускали к экзаменам. Нужно было бегать на лыжах....!?? Но и тут я выкрутился. Армия опять помогла. Там на учениях, зимой я эти лыжи практически не снимал. Навык был огромный. И я просто совершенно случайно, даже не хотя этого, на одном из занятий выполнил какой-то норматив, пробежав 5км. И он от радости меня в сборную института по лыжам привлек, а я за допуск к экзамену бегал в Планерной за институт!!!
А с третьего курса стало полегче. Спецпредмета уже не было его я сдал на отлично! Госэкзамен я также делал целый год на гастролях. Иногда помогал Бабаев, пока не уволился. В итоге партитура была готова и в 1987 году летом я успешно сдал госэкзамен. Причём в экзаменационной комиссии был сам Ю.Саульский. А на барабанах у меня играл А.Злочевский, нынешний наш главный специалист по зерну в стране!!! Я дирижировал оркестром заочников. Все "крутые" ребята ничего особо объяснять не надо было. Пара репетиций и все!
Вот на выпускной бал я не попал, улетели на гастроли!!! Интересно, что и на выпускной в школе я тоже не попал, уже с другой тогда клубной группой я играл не свой выпускной! Тогда все, кто гастролировали так учились.
Институтский эстрадный оркестр.

-Что было дальше после "Надежды"?

Дальше был Сергей Беликов. Я не помню, кто позвонил, он мне или я ему, но догадываюсь, что рекомендация была Федорова. Он у него когда-то работал, а может и не Федорова!??? Не знаю. Прослушивать меня никто не стал.
Договорились о встрече в метро. Он передал мне кассету с сольным концертом, чтобы я это все, как тогда говорили, "снял". Я этим и занялся. Через какое-то время он позвонил и сказал, что будем сниматься на "Песне года". Дал мне запись песни "Сниться мне деревня", чтобы я правдоподобно попадал в брэки, которые уже были записаны, на телеэкране, и свою белую куртку, поскольку костюма у меня не было, а сделать все равно бы не успели. После съемок я продолжил заниматься сольным концертом, намечались гастроли. Опять через какое-то время, он позвонил и сказал, что нужно на студии наложить барабаны. Я приехал на "Мелодию", и мы начали работать. Песня была В.Добрынина, и он сам присутствовал при записи. Пока Сергей накладывал вокал, Добрынин отвел меня в сторону и полушепотом сказал:
-Ты не хотел бы поработать в "Веселых ребятах"?
Я спросил:
-А что Сигал?
Он ответил, что не в курсе. Просто Слободкин позвонил ему и попросил найти барабанщика.
Сигала я хорошо знал. Вместе учились, он заочник был, и встречались как-то на кастинге у В.Мигули. Я конечно сразу согласился, но не знал, как это будет выглядеть, когда Витя увидит меня. И что такое могло произойти, чтобы надо было уходить из "Веселых" !!!????
Меня это немного пугало. Сергею я тогда ничего не сказал и продолжал заниматься его концертом, без особой надежды, что меня примут в "Веселые ребята". Затем раздался звонок (я Добрынину тогда оставил свой телефон) и Павел Яковлевич объяснил: где, когда, и во сколько приходить на прослушивание.
Продолжение